"От Рождения до школы" программа под ред. Вераксы
учебно-методический материал по физкультуре ( группа) на тему

Кристман Елена Николаевна

"От рождения до школы" программа под ред. Вераксы, на основе которой планируется ООП нашего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veraksa.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, пра-

вильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласован-

ными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща,

придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на

зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во вре-

мя ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, де-

ржать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах

на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя

ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспи-

тателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви-

жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе

которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание,

катание). Учить выразительности движений, умению передавать простей-

шие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать

зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей

ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя

перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать

совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить

свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно призем-

ляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; при-

нимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с

места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, броса-

нии. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение

ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в дви-

жении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, ка-

таться на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи

на место.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выпол-

нять правила в подвижных играх.210 211

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физичес-

ких упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процес-

се двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, теле-

жками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, пол-

зания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры

более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, со-

гласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Формировать правильную осанку.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, уме-

ние творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными

движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталки-

ваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить

перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыж-

ках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в

пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать оттал-

кивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить

прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при

метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить

его кистями рук (не прижимая к груди).

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.

Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять поворо-

ты, подниматься на гору.

Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гиб-

кость, ловкость и др.

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно отно-

ситься к выполнению правил игры.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать

у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение

поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с

мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации

знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно вы-

полнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от

опоры.

Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,

отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать

на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при

приземлении.

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить

мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при

ходьбе.

Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон,

спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на

самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентиро-

ваться в пространстве.

Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования,

играм-эстафетам.

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к

занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им

некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно орга-

низовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и твор-

чество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами

соревнования, играх-эстафетах.

Учить спортивным играм и упражнениям.212 213

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных ви-

дах деятельности.

Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естест-

венности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покры-

тие, в длину и высоту с разбега.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диа-

гонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-

няться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в

указанном воспитателем темпе.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,

ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равно-

весии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвен-

таря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспиты-

вать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организован-

ность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные

игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать

движения.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным

достижениям в области спорта.

Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвиж-

ные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствую-

щие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, вы-

носливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться

в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные

игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и резуль-

таты товарищей.

Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, прояв-

ляя творческие способности.

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,

бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

Примерный перечень

основных движений,

подвижных игр и упражнений

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

Основные движения

Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу,

взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с

изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя

предметы, приставным шагом вперед, в стороны.

Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина

20 см, длина 2–3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см);

по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20–25 см). Круже-

ние в медленном темпе (с предметом в руках).

Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за

другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30–40 секунд

(непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями

(расстояние между ними 25–30 см).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстоя-

ние 3–4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой

одним концом на высоту 20–30 см; по гимнастической скамейке. Подле-

зание под воротца, веревку (высота 30–40 см), перелезание через бревно.

Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (вы-

сота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной

рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50–100 см);

бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через

шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1–1,5 м, через

сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных

мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную

цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мя-

ча, брошенного педагогом с расстояния 50–100 см.312 313

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь впе-

ред; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные

линии (10–30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на

10–15 см выше поднятой руки ребенка.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечево-

го пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед

грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать

и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать

вперед-назад, вниз-вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости

позвоночника. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом

стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сги-

бать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на

спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из ис-

ходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднима-

ясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

Подвижные игры

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек»,

«Кто тише?», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и

автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца»,

«Не переползай линию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови

мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький

сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок».

Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена,

в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой,

по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполне-

нием заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).

Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–

20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, пристав-

ляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с переша-

гиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба

по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны.

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного

края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях:

по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по

кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливать-

ся, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в

указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение

50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).

Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг

другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на

дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в

горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой

(расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м)

правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного

воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол

(землю), ловля его (2–3 раза подряд).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстоя-

ние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие

(высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание

через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (вы-

сота 1,5 м).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед

(расстояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними,

прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешен-

ный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий

(поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с мес-

та через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на

расстояние не менее 40 см.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по

одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; раз-

мыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево

переступанием.

Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразви-

вающих упражнений и циклических движений под музыку.314 315

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого

пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одно-

временно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую

перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и от-

водить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их

ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости поз-

воночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворо-

том в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачивать-

ся (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться,

подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения

лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами,

как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сги-

бать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на

живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед,

назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вы-

нося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя го-

лову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя

захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику

(диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.

Спортивные игры и упражнения

Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысо-

кой горки.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользя-

щим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по

прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду,

бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии

соответствующих условий).

Подвижные игры

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот»,

«Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый

пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро-

бышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладо-

вой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в

круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто

и где кричит», «Найди, что спрятано».

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторо-

нах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким ша-

гом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне

по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ

зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением

заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с

бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направ-

ляющего.

Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние

10–15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5–3 см), по доске, гимнасти-

ческой скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом,

с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по

ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (шири-

на 15–20 см, высота 30–35 см). Перешагивание через рейки лестницы,

приподнятой на 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через

5–6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положе-

ниями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мел-

ким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных

направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег

с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медлен-

ном темпе в течение 1–1,5 минуты. Бег на расстояние 40–60 м со сред-

ней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5–6 секунд;

к концу года).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние

10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске,

скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. 316 317

Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под

веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание

в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по

гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо

и влево).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2–3 раза

в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2–3 м), с

поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге

(на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно

через 4–5 линий, расстояние между которыми 40–50 см. Прыжки через

2–3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5–10 см. Прыжки с

высоты 20–25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой

скакалкой.

Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей

друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за

головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя

руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния

2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3–4 раза

подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз

подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5–6,5 м), в горизон-

тальную цель (с расстояния 2–2,5 м) правой и левой рукой, в вертикаль-

ную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одно-

му, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по

ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.

Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее

упражнений и цикличных движений под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плече-

вого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно,

поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на

поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять

круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за го-

лову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны

вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать

палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук;

вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости

позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разво-

дя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног.

Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных

исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны,

держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положе-

ния (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в

другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе

ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол

из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины

на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые

вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на

пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4–5 раз подряд);

приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. По-

очередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по

канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и

перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранять равновесие в разных позах: стоя

на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5–7 секунд).

Спортивные упражнения

Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при

спуске с нее, подниматься с санками на гору.

Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим

шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием.

Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо

и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.

Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Во-

ротца».

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном

велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.

Плавание. Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде.

Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз. Опускать в

воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать

произвольным способом.

Игры на воде. «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в во-

де», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».

Гидроаэробика. Продолжать учить различным движениям в воде под

музыку и без нее.318 319

Подвижные игры

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору»,

«Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погре-

мушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый

умывается».

С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята

и щенята».

С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч

через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрята-

но», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».

Народные игры. «У медведя во бору» и др.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на

наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), пе-

рекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в

колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выпол-

нением различных заданий воспитателя.

Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической ска-

мейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на нос-

ках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные

мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов,

прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом), с

мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках,

боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра),

мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врас-

сыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5–2 минут в мед-

ленном темпе, бег в среднем темпе на 80–120 м (2–3 раза) в чередовании

с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно

за 5–5,5 секунды (к концу года — 30 м за 7,5–8,5 секунды). Бег по наклон-

ной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение

парами, держась за руки.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между пред-

метами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятс-

твия; ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч;

ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени,

на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов

подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнасти-

ческой стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного

пролета на другой, пролезание между рейками.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30–40 прыжков 2–3 ра-

за) в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги

врозь, одна нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на рассто-

яние 3–4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продви-

гаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5–6 предметов — по-

очередно через каждый (высота 15–20 см). Прыжки на мягкое покрытие

высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в

длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в вы-

соту с разбега (30–40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее

вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его

двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не ме-

нее 4–6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание

мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений

и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с

отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением

шагом вперед (на расстояние 5–6 м), прокатывание набивных мячей (вес

1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5–9 м), в горизонтальную

и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3–4 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по од-

ному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение

в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые

руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты напра-

во, налево, кругом переступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знако-

мых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений

с музыкальным сопровождением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого

пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; под-

нимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения

руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кис-

ти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки 320 321

вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти;

сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости

позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены и

касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно

поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и

взявшись руками за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки

в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно

отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их

из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди

(группироваться).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать

(с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за

спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед,

в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сто-

рону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опус-

кать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать при-

ставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнас-

тической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие

после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на од-

ной ноге, руки на поясе.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по

двое. Выполнять повороты при спуске.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая

и вставая во время скольжения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять по-

вороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться

с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию

1–2 км.

Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними»,

«Догонялки».

Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двух-

колесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо.

Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте,

и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками

в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать

произвольным способом.

Игры на воде. «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели»,

«Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».

Гидроаэробика. Двигаться в воде, выполняя повороты, прыжки.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение.

Знать 3–4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2–3 м) и кона (5–6 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками

от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя

руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную

сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в задан-

ном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки,

ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько

раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном на-

правлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в

парах.

Подвижные игры

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы

веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука»,

«Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место»,

«Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удоч-

ка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Мед-

ведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч»,

«Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «За-

брось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к

флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.322 323

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук,

на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена

(бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад,

гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полупри-

седе. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге.

Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змей-

кой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке

боком приставным шагом; с набивным мешочком на спине; приседая на

одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая

прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и пере-

шагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом кругом, с пе-

репрыгиванием через ленточку. Ходьба по узкой рейке гимнастической

скамейки, по веревке (диаметр 1,5–3 см) прямо и боком. Кружение с

закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).

Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сги-

бая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким

шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положе-

ний, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением

препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании

с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение

2–3 минут. Бег со средней скоростью на 80–120 м (2—4 раза) в чередо-

вании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м

примерно за 6,5–7,5 секунды к концу года.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической

скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической ска-

мейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч

разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку

несколькими способами подряд (высота 35–50 см). Лазанье по гимнасти-

ческой стенке с изменением темпа, сохранением координации движений,

использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, пе-

релезанием с пролета на пролет по диагонали.

Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами)

по 30 прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом,

продвигаясь вперед на 5–6 м, с зажатым между ног мешочком с песком.

Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через каждый; на

одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте

и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покры-

тие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места

(около 100 см), в длину с разбега (180–190 см), вверх с места, доставая

предмет, подвешенный на 25–30 см выше поднятой руки ребенка, с раз-

бега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными спосо-

бами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по

одному, парами, прыжки через большой обруч (как через скакалку). Под-

прыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки

на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.

Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу,

из-за головы (расстояние 3–4 м), из положения сидя ноги скрестно; через

сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее

20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отби-

вание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении.

Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей.

Метание на дальность (6–12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из

разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонталь-

ную и вертикальную цель (с расстояния 4–5 м), метание в движущуюся

цель.

Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно)

в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое,

по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2—3). Расчет

на «первый-второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение

в колонне, шеренге, круге; размыкание и смыкание приставным шагом;

повороты направо, налево, кругом.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение физи-

ческих упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музы-

кальным сопровождением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плече-

вого пояса. Поднимать рук вверх, вперед, в стороны, вставая на носки

(из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на

носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки

к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в

локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить лок-

ти назад (рывки 2—3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения

руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях

руками (кисти у плеч). Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной 324 325

оси, на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку; вращать кистями

рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с

большим.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости

позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать

туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки

к плечам (руки из-за головы). В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув

носки), удерживая ноги в этом положении; переносить прямые ноги через

скамейку, сидя на ней в упоре сзади. Из положения лежа на спине (закрепив

ноги) переходить в положение сидя и снова в положение лежа. Прогибаться,

лежа на животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновре-

менно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев

переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается

о пол). Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене; поочередно подни-

мать прямую ногу стоя, держась за опору.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

и ног. Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за

головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать

из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не

поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрям-

ленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и

разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опо-

ру. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке,

кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом на-

бивном мяче (вес 3 кг). Выполнять общеразвивающие упражнения, стоя

на левой или правой ноге и т. п.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Во время спуска на санках с горки поднимать

заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Выполнять

разнообразные игровые задания (проехать в воротца, попасть снежком в

цель, выполнить поворот). Участвовать в играх-эстафетах с санками.

Скольжение. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и при-

сев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.

Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки

за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Прохо-

дить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2–3 км в медленном темпе. Выпол-

нять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесен-

кой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.

Игры на лыжах. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Встречная

эстафета», «Не задень» и др.

Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками.

Сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду). Принимать пра-

вильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить

вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пру-

жинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах

с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, тор-

можения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь.

Кататься на коньках по прямой, по кpyгy, сохраняя при этом правильную

позу.

Игры на коньках. «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Напе-

регонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоем» и др.

Катание на велосипеде и самокате. Кататься на двухколесном вело-

сипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на

самокате.

Игры на велосипеде. «Достань предмет», «Правила дорожного дви-

жения» и др.

Плавание. Выполнять вдох, затем выдох в воду (3—10 раз подряд).

Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на гру-

ди и спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема

на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать

движения руками. Попытаться плавать без поддержки. Проплывать про-

извольным стилем 10–15 м. Выполнять разнообразные упражнения в воде.

Игры на воде. «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Ля-

гушки», «Смелые ребята» и др.

Гидроаэробика. Выполнять различные комплексы гидроаэробики

в воде у бортика и без опоры.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное

положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при

наименьшем количестве бросков бит.

Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками

от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя

руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на

уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон.

Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч

одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаться в раз-

ных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.326 327

Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой

и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными

предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу

клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг дру-

гу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов

и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками

(справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по шайбе с места и

после ведения.

Бадминтон. Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки,

через сетку (правильно держа ракетку). Свободно передвигаться по пло-

щадке во время игры.

Элементы настольного тенниса. Выполнять подготовительные уп-

ражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой,

ракеткой с ударом о пол, о стену (правильно держа ракетку). Подавать

мяч через сетку после его отскока от стола.

Подвижные игры

С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет»,

«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто

скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони

свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто

самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия

к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!», лапта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса

Один из вариантов комплексно-тематического планирования для всех групп....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТ РАБОТЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под редакцией Вераксы Н.Е.) РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТ РАБОТЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»(под редакцией Вераксы Н.Е.)РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Мнемотаблицы вторая младшая группа по программе"От рождения до школы" под ред. Веракса Н.Е.,Комарова Т.С.

МНЕМОТЕХНИКА  - искусство   запоминания,   совокупность   приемов   и способов,   облегчающих   запомина...

Перспективное планирование по экологии в младшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е.

В перспективном планировании представлены темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром и формы их организации...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Список источников художественной литературы по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. от 2014 года

            ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.            Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные прогр...