Элементы логоритмики в играх и игровых упражнениях на физкультурных занятиях
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование логоритмических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_na_zanyatiyah_fizkulturoy_v_dou.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы логоритмики в играх и

игровых упражнениях на физкультурных занятиях

 

     Ребенок – существо растущее и развивающееся, а движения – одно из условий его постоянного роста и развития. Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях.

Неоценима роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов, следовательно, подвижные игры и игровые упражнения способствуют ускорению развития речи. Физические упражнения и упражнения на дыхание помогают увеличению жизненной емкости легких, насыщению крови кислородом, они совершенствуют деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливают энергообеспечение организма и тем самым повышают работоспособность и выносливость.

     С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.

ЛОГОРИТМИКА        - это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи:

     К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие ритмической способности, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

      В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

     К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

     На своих занятиях провожу подвижные игры с использованием  речи с движением, выполняются движения под чтение стихотворения. Это позволяет выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп  и ритм речи.  

В процессе логоритмики мы обязательно занимаемся:

  • дальнейшим развитием навыка ходьбы;
  • тренировкой чувства равновесия при ходьбе, беге и прыжках;
  • тренировкой способности ориентироваться в пространстве;
  • развитием способности детей движению в заданном темпе;
  • умением координировать свои действия по сигналу;
  • умением менять направления движения со сменой музыки или ритма;
  • навыками манипулирования предметами как без музыкального сопровождения, так и под музыку;
  • умением действовать в паре со взрослым, а затем и с другим ребенком;
  • развитием быстроты, силы, ловкости;
  • развитием произвольных движений кистей и пальцев рук.

     Можно озвучивать разные виды движений – это коррегирующая гимнастика, разные виды ходьбы, прыжки, бег, ползание, общеразвивающие упражнения, игры, например:

  • На носочках мы пойдем, через лужи перейдем.

И на пяточках поедем, через лужи перейдем.

  • По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

(ходьба на внешней стороне стопы).

  • Мы шагаем, как олени

Высоко подняв колени.

Выше ножки поднимаем,

Как олени мы шагаем.

(ходьба с высоким подниманием колен)

  • Вот ползет, вот ползет

Мишка косолапый,

Вот ползет, вот ползет

Мишка толстопятый.

(ползание по-медвежьи).

  • Лес осенний увидали

И к нему мы побежали.

(бег на носочках).

  • Зайка прыг, зайка скок

Зайка прыгнул на пенек,

  • В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

(прыжки на двух ногах).

     Игры и игровые упражнения со словесным сопровождением в сочетании с движениями хорошо использовать и в заключительной части занятия.

  • Наши ножки устали

Они прыгали, скакали.

Мы немножко отдохнем

И опять играть пойдем.

  • Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно  отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать!

     Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов, а также провести коррекцию зрения.

       Подвижные игры со словами хорошо использовать на совместных семейных праздниках, в развлечениях, для более тесного и теплого контакта между родителями и детьми, например: «Летел по небу шар», «Мы пойдем с тобой…», «У оленя дом большой» и другие.

      В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

     Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Игровое упражнение «Снежное царство».

Еще зима, зима на улице

Морозные деньки,

Наш поезд отправляется

С вокзального пути.

Загудел паровоз – ту-у-у, ту-у-у!

В царство снежное повез.           (ходьба и бег с ускорением и замедлением,

дыхательные упражнения «Поезд» - чух-чух!

На пути завал из снега

Очищает рельсы снегоход. (ползание на четвереньках; «по-медвежьи»;

сидя –  потягивать    туловище к ногам и др.

– «Уф! Уф! Уф!»)

Стала чистая дорога

Едем, едем мы вперед.                (бег с ускорением – чух-чух-чух!)

Наш веселый паровоз

В зимний лес нас всех привез.

В снежный лес сейчас войдем

И кого увидим в нем?              (ходьба с пяточки с замедлением, руки

работают как  колеса у поезда.)

Олень идет в лесу густом

Как движется красиво он

С ветвистыми рогами

И быстрыми ногами.

По снегу он идет легко,

Поднимает ногу высоко.         (ходьба высоко поднимая колено, одновременно

щелкать языком.)

А потом увидели зайчишку,

Он спешит запутать след,

Потому что он трусишка,

С самых, самых детских лет. (прыжки на двух ногах вперед; прыжки со

смещением вправо-влево и др. и проговариваем:

«Прык-скок! Прык-скок!»)

Осторожно на носочках

Вот идет лисичка-

Хитрая сестричка.

Рыжая красавица

Всякому понравится.               (ходьба на носках: «Тяв! Тяв! Тяв!»)

Как подул мороз                      (д/у: Фу-у-у! Фу-у-у!)

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.                       (бег, бег с поворотами.)

 

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.            (бег с приседанием.)

Снежинка села на ладошку,

Ты поиграй со мной немножко.

(ходьба друг за другом с дыхательным

упражнением «Сдуем  снежинку с ладошки».)

Словесные игры с движениями.

 

«Мы пойдем с тобой…»

Мы пойдем с тобой направо – 1, 2, 3

А потом пойдем налево – 1, 2, 3

А потом мы повернемся – 1, 2, 3

И похлопаем в ладоши – 1, 2, 3

Руки к пяткам и к  ушам

На колени и к плечам

Руки в стороны, на пояс, вверх.

А теперь веселый смех.

Все девочки – ха-ха-ха

Все мальчики – хо-хо-хо

Все вместе.

 

«У оленя дом большой.»

У оленя дом большой                   руки скрещены над головой – рога оленя.

Он глядит в свое окошко.            руки подняты на уровне глаз, одна под

другой, одну кисть руки вверх, другую – вниз,                           сделать окошечко.

Заяц по лесу бежит,                     показать ушки зайчика над головой

В дверь к нему стучит.                постучать кулачком в воздухе, как в дверь

Стук, стук - дверь открой,          топнуть два раза ногой, отвести рукой от

себя в сторону - открываем дверь.

 

Там в лесу охотник злой.             показать большим пальцем за плечо

 

Зайка, зайка забегай,                    показать ушки зайчика над головой,

ведем руку от стороны к себе – зовем

Лапу мне давай                            вытягиваем руку вперед, другую кладем

сверху на ладонь и прижимаем к плечу.

«Самолет». 

Пролетает самолет                            показываем пальцем вверх – как

                                                             пролетает самолет

С ним собрался я  в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел  правую руку отвести в сторону,

                                                           посмотреть на пальцы

Левое крыло отвел – поглядел    левую руку в сторону, посмотреть

                                                       на пальцы

Я мотор завожу                            вращательные движения руками перед

                                                       собой

И внимательно слежу

Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у    подняться на носки, развести руки в

стороны и бег

На посадку я лечу,

Приземлиться я хочу.                    приземлиться на одно колено, руки

                                                        опустить

«На море Галилей».

А вот море, а вот море, а вот море Галилей.

(движение рук брассом - 3р)

А вот лодка, а вот лодка, а вот лодка на море Галилей

(описываем руками контур лодки сверху вниз-3р. - движение рук брассом – 1р)

А вот рыбак, а вот рыбак, а вот рыбак на лодке на море Галилей

(руку вытянуть вперед, затем положить ладонь на грудь – 3р. - описываем руками контур лодки сверху вниз – 1р. - движение рук брассом – 1р.)

А вот удочка, а вот удочка, а вот удочка в руке у рыбака на лодке на море Галилей

(вытянуть руку вперед с указательным пальцем – как удочку – 3р.- руку вытянуть вперед, затем положить ладонь на грудь – 1р. - описываем руками контур лодки сверху вниз – 1р. - движение рук брассом – 1р.)

А вот рыбка, а вот рыбка, а вот рыбка на удочке в руке у рыбака на лодке на море Галилей

(показать волну рукой перед собой – 3р. - вытянуть руку вперед с указательным пальцем – как удочку – 1р.- руку вытянуть вперед, затем положить ладонь на грудь – 1р. - описываем руками контур лодки сверху вниз – 1р. - движение рук брассом – 1р.)

А вот глаз, а вот глаз, а вот глаз у рыбки на удочке в руке у рыбака на лодке на море Галилей

(указательным пальцем показать на глаз – 3р. - показать волну рукой перед собой – 1р. - вытянуть руку вперед с указательным пальцем – как удочку – 1р.- руку вытянуть вперед, затем положить ладонь на грудь – 1р. - описываем руками контур лодки сверху вниз – 1р. - движение рук брассом – 1р.)

А вот и все. 

«Медвежата». 

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,                                    повороты или наклоны головы.

Вот так, еще так, еще этак, еще так.

Медвежата мед искали,                                   наклоны в стороны

Дружно дерево качали,

Вот так, еще так, еще этак, еще так.             покачиваемся с ноги на ногу.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,                                     наклоны вперед.

Вот так, еще так, еще этак, еще так.

А потом они плясали,                                     приседание

Дружно вместе приседали.

Вот так, еще так, еще этак, еще так.

А потом они валялись,                 лежа на спине в группировке,

покачиваясь из

На спине своей качались.                             стороны в сторону.

Вот так, еще так, еще этак, еще так.

Словно, как зайчата,                                         прыжки на двух ногах.

Прыгают все медвежата.

Вот так, еще так, еще этак, еще так.

 

«Летел по небу шар».

Летел по небу шар,

(показываем руками движения крыльев, показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).

По небу шар летел

(показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз и движения крыльев).

И знаем мы, что этот шар,

Рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).

До неба долетел.

(показать пальцем вверх и движение крыльев).

Играем четыре раза: 1-й раз - произносим все слова с движениями; 2-й раз- не произносим слово шар, но все движения выполняются; 3-й раз – не произносим слова шар и небо, но все движения выполняются; 4-й раз – не произносим слова шар, небо, летел, но все движения выполняются. Слова шар, небо, летел показываем артикуляцией губ.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка –

детский сад № 96 г. Томска

Стендовый доклад по теме:

Элементы логоритмики в играх и

игровых упражнениях на физкультурных занятиях

Выполнил:

Инструктор по физической культуре

Кучкина Светлана Владимировна

г. Томск 2016

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка –

детский сад № 96 г. Томска

Стендовый доклад по теме:

Особенности проведения НОД по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ

Выполнил:

Инструктор по физической культуре

Иванова Ольга Михайловна

г. Томск 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по обучении грамоте

Предложенные игры и игровые упражнения помогают педагогу  в увлекательной игровой форме обучить детей раннему чтению....

Игры и игровые упражнения с элементами ТРИЗ

В дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действ...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...

РМО "Взаимосвязь кинезиологии и элементов игровой технологии на физкультурных занятиях". Видеоматериалы

https://www.youtube.com/watch?v=y1Jx1uQ_XUs   Когда к нам, в детский сад, приходят дети, мы уже сразу видим уровень их развития. И мы знаем, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход, ...

Семинар – практикум «Взаимосвязь кинезиологии и элементов игровой технологии на физкультурных занятиях»

Семинар – практикум«Взаимосвязь кинезиологии и элементов игровой технологии на физкультурных занятиях»...

Игры и игровые упражнения для освоения технических элементов настольного тенниса.

Игры и игровые упражнения для освоения технических элементов настольного тенниса....