Программа "Юный баскетболист"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Багаева Екатерина Александровна

Программа "Юный баскетболист" расчитана на детей старшего дошкольного возраста. В данную программу входит пояснительная записка, глава "Баскетбол как метод физического воспитания", перспективный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_basketbolu_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

В разделе физического воспитания действия детей с мячом включены начиная со 2-го года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от групп к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании о ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт у детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условиями игры, ребенок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны способствовать всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для ведения успешной игры. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытывать свои силы и убедиться в успешности действия.

Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

Методика начального обучения игре в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н. И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и др. Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в другие подвижные игры. Поэтому необходимо создать программу «Юный баскетболист». С целью: научить детей дошкольного возраста игре в детский баскетбол.

Баскетбол как метод физического воспитания

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, что является необходимой чертой в облике человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде), а также элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.). овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

В «Программе по физическому воспитанию в детском саду»разделе по физическому воспитанию действия детей включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место в физическом воспитании и усложняются от группе к группе за счет дополнительных заданий и сложных способов выполнения. В подготовительной группе, кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивание мяча), ловли, передачи (перебрасывание мяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В играх с мячом развивают физические качества ребенка: прыжки, сила, быстрота.

Упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системе и всего организма.

При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Например, при передвижении на площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге с остановкой, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т.д. Действие бросания мяча в высоко располагающуюся цель по структуре близко к тому, которое ребенок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. В методической литературе по физическому воспитанию ребенка – дошкольника последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитания правильной осанки.

Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Но главное в обучении детскому баскетболу – это последовательность обучения. Например, исследования Н. Шашковой показали, что если ребенок владеет навыками различных манипуляции с мячом, то это облегчает освоение игры в баскетбол. Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

  • Обучение технике перемещения и удержание мяча;
  • Передача мяча;
  • Ведение мяча;
  • Бросание мяча в корзину.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом с игровых условиях должно стать целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме.

 

Перспективный план

Месяц

Задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. Познакомить со свойствами мяча, производить движения в соответствии с ним
  2. Выучить стойку «баскетболиста»
  3. Обучить технике передачи мяча:
  • От груди
  • Из-за головы

    4.Обучить технике ловли мяча

Декабрь

Январь

Февраль

  1. Обучить технике ведения мяча на месте правой и левой руками
  2. Обучить технике низкого ведения мяча правой и левой руками
  3. Обучить технике ведения мяча в ходьбе и беге правой и левой руками
  4. Обучить технике забрасывания мяча в корзину: одной и двумя руками

Март

Апрель

Май

  1. Закрепить технику забрасывания мяча в корзину: одной и двумя руками
  2. Обучить технике передачи мяча в ходьбе и беге
  3. Обработать элементарные игровые комбинации
  4. Научить играть в баскетбол по упрощенным правилам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тайны маленьких баскетболистов"

Конспект занятия с детьми старшего возраста по обучению детей игре в баскетбол...

Конспект занятия по физкультуре "Юные баскетболисты" подготовительная группа

Программное содержание: Учить детей действовать по сигналу, перебрасывать мячи друг другу из-за головы и ловить мяч двумя руками не прижимая к груди.Упражнять в ведении мяча в прямом, обратном направл...

План-конспект НОД с дошкольниками (старшая группа). Тема: «Мы - баскетболисты».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками (старшая группа).Тема: «Мы - баскетболисты» по физическому развитию....

Картотека игр с мячом. Тренировка юных баскетболистов.

Подбор игр с мячом в помощь инструктору по ФК ДОУ в обучении детей спортивным играм....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством организации кружка "Юные баскетболисты"

Формирование стремления к здоровому образу жизни через обучение игре баскетбол....

Занятие для старшей группы "Тренировка баскетболистов"

Развивать точность, координациюдвижений, быстроту реакции, глазомер, ориентировку в пространстве....

Презентация программы "Юные баскетболисты"

В презентации отражена актуальность, задачи программы, диагностический материал, фото, литература....