Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Гниденко Александра Владимировна

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся  игровой ситуации, действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, не знают народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения русского народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся  игровой ситуации, действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, не знают народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения русского народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Цель: Научить детей 6-7 лет играть в  народные  подвижные  игры, повышая, таким образом их  двигательную активность.

     Задачи: Подобрать  народные подвижные игры соответственно возрасту детей.

Разработать перспективное планирование по теме.

Оформить спортивное оборудование для игр.

      Провести тестирование и выявить изменения, подвести итоги работы.

Принципы реализации темы:

Методика и организация деятельности: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А.В., Осокина Т.Н. М.: Просвещение, «Владос», 1995

2. Детские подвижные игры народов СССР. Составитель Кенеман А.В. под редакцией Осокиной Т.И. М.: Просвещение, 1989

3. Любимые детские игры. Составитель Гришина Г.Н. М.: ТЦ «Сфера», 1999

4.  Подвижные игры и забавы. Авторы составители  Чаморова Н.В., Шух М.А. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2006

5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А.В. Владимирский областной центр усовершенствования учителей. Владимир, 1995

6. Чаморова Н.В.Подвижные игры и забавы. Донецк: Сталкер, 2006

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры

К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского,  Г.А. Виноградова.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных народных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 6-7 лет в ДОУ.

Результаты работы по методической теме:
Сравнительный анализ результатов работы по теме на начало 2014 года и на конец май 2016 года:

дата

показатели

Играют в подвижные игры в течение дня

Знают русские народные игры

Используют в игре считалку, жеребьевку

Соблюдают правила игры

2014 год

50%

30%

45%

50%

2015 год

80%

85%

85%

85%

2016год

90%

90%

90%

90%

Наблюдается положительная динамика в освоении и применении детьми старшего дошкольного возраста русских подвижных народных игр.
 Обеспечила материально-техническое оборудование:

  • Маски ( волк, аист, лягушки, ворон, зайцы, овцы, дед мороз, снегурочка, лиса, куры, баба яга, медведь, пчелы, дятел, сова, мыши, коршун, цыплята).
  • Предметы русской народной игры: веревка, мешочек с песком, деревянные палки, платок, ключи, обручи, стул, муляжи овощей, колечко, канат, шнурки, бумажные карточки, санки, кегли, бубен, бубенцы, колокольчик, валенки, пояса.
  • Музыкальное сопровождение:  «Я на камушке сижу» «,Во кузнице», «Барыня»,  «Жили у бабуси», «Калинка», «Во поле березка», «Уж как шла коляда», «Метелица», «Дуня-тонкопряха», «Каравай», «Светит месяц», «Как пойду я на быстру речку», «Бояре», «Я по луженьке хожу», «Как на тоненький ледок», «Я горшочек молочу».


Обозначила этапы своей работы: 

Методический ( изучение методической литературы по теме)

Практический (применение народных подвижных игр на занятиях по физкультуре)
Разработала перспективное планирование

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Удочка»

Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах, развивать быстроту движений, внимание, ловкость.

«Палочка-выручалочка»

Цель: развитие ловкости, глазомера, координации движений

«Заря-заряница»

Цель: обеспечивать двигательную активность детей, развивать ловкость, быстроту, координацию.

«Гонок»

Цель: Развитие ловкости, быстроты

октябрь

«Репка»

Цель: Развивать координацию движений и скорость реакции.

«Гуси-гуси»

Цель: Развитие навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, выносливости, умения бегать.

«Огородник»

Цель: Развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр, воспитывать социально активную личность.

«Аисты и лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

ноябрь

«Гори, гори ясно»

Цель: Развивать выдержку и  ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

«Ворон»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

«Колечко»

Цель: Развивать внимание и выдержку. Учить соблюдать правила игры.

«Волк и овцы»

Цель игры: развитие навыков общения со сверстниками, умения бегать. Развивать ловкость, выносливость.

декабрь

«Сорви сосульку»

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

«Два мороза»

Цель: учить детей играть по правилам, быть выносливыми.

«Метелица »

Цель: воспитывать коллективизм и товарищество.

«Салки со снежками»

Цель: развитие ловкости, меткости, выносливости.

январь

«Эстафеты на санках»

Цель: развитие скоростных качеств, силы, выносливости, координации движений.

«Катание с горы»

Цель: Продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить время с пользой, весело, энергично.

«Берегись, заморожу!»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

«Найди Снегурочку»

Цель: развитие внимания, памяти.

февраль

«Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

«Бег в высоких валенках»

Цель : Ознакомление детей с русской народной зимней обувью, упражнять в беге с высоким подниманием колен.

«Льдинка»

Цель: Развивать ловкость, продолжать учить детей играть по правилам, воспитывать честность, уважительное отношение друг к другу.

«Перебежки»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в метании в подвижную цель.

март

«Золотые ворота»

Цель: упражнять в построении в пары ,воспитывать бережное отношение друг к другу.

«Медведи и пчелы»

Цель: Продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.

«Дятел»

Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего;  закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении;  способствовать развитию памяти, речи, внимания.

«Совушка Сова»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

апрель

«Молчалка»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

«Чурилки»

Цель: развитие ловкости, меткости, глазомера, выдержки.

«Горелки»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость

«Угадай откуда звон»

Цель: Развитие слухового внимания.

май

«Коршун»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

«Охотник»

Цель:  Совершенствовать навыки прыжков  на обеих ногах и метания в цель. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.

«Баба Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

«Ловишка, бери ленту»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении.


Подобрала диагностические материалы по методической теме : наблюдения и беседа с детьми, проблемная ситуация.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что русские народные игры интересны детям, если :

  1. они соответствуют их возрастным особенностям,
  2. они подобраны соответственно сезонам,
  3. с детьми играет взрослый, хотя бы на начальном этапе,
  4. если есть соответствующее игровое оснащение,
  5. если с детьми играть постоянно, разучивая игры от простой к сложной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в статье рассматривается влияние подвижных игр на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста....

Русские народные подвижные игры, как средство развития двигательных умений детей среднего дошкольного возраста

Актуальность темы:   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннег...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности старших дошкольников.Задачи:1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигат...

Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...

Мастер класс для педагогов на тему:«Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель:- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на...