Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО
методическая разработка по физкультуре на тему

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гишян Е.Г., инструктор по физическому воспитанию

ГБДОУ детский сад № 93 Красногвардейского района

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда спортивного зала должна обеспечивать и гарантировать:

* охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

* максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;

* открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам укрепления здоровья детей;

* построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Развивающую предметно-пространственную среду необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала создается инструктором по физическому воспитанию для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

* содержательно-насыщенной – включать материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволят обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, возможность самовыражения детей;

* трансформируемой–обеспечить возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей, их возможностей;

* полифункциональной - обеспечить возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, матов, мягких модулей и т.д.) в разных видах детской активности;

* доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детям с ОВЗ) к оборудованию, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

* безопасной-все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время следует помнить о том, что пособия и игры, предлагаемые детям не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую деятельность.

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагога, родителей и детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОУ, в лице инструктора по физическому воспитанию с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (проведение мастер-классов, совместных праздников, досугов, участие в различных конкурсах и соревнованиях). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОУ и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка.

Наполняя пространство оборудованием необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям.

К функциональным аспектам оборудования пространства относятся также акустическое оформление, освещение и цветовая отделка помещения. Система освещения должна быть распределена предельно равномерно.

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

Должна быть обеспечена методическая, техническая и информационная поддержка, целью которой является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно - образовательных задач. Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечение РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка.

Объективные показатели негативного влияния:

1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, тактильные ощущения);

2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков;

3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (зависть, жадность и пр.);

4. Культивирование несамостоятельности ребенка;

5. Культивирование индивидуализма, вместо развития социальности, включенности в социум.

Для организации РППС в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой ДОУ, которое посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Это поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре....

Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...

Участие в РМО "Предметно- развивающая среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"

Предметно- развивающая  среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией ...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»

laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именн...