Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры
консультация по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Ашека Софья Анатольевна

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторных

навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovnaie_grafo-motornyh_navykov.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторных

навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

Формирование графомоторных навыков старших дошкольников

средствами физической культуры.

Нужно ли обучать дошкольников письму? Окончательный ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой^ухудшения-его'ЗДСУровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Этого мнения придерживается и большинство родителей дошкольников.

Однако и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использовать рисование, лепку, другие - штриховку контуров; появились технологии, предполагающие использование модифицированных школьных прописей.

В основу разработанной системы формирования графомоторных навыков старших дошкольников лег нетрадиционный взгляд кандидата педагогических наук РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт- Петербурга , Светланы Филиповой. Он основывается на том, что навык письма является двигательным навыком и, следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. С. Филипова предлагает йспользовать средства физической культуры для развития качеств, определяющих успешность овладения графикой письма.

При подготовке дошкольников к овладению графомоторными навыками в работе используются:

Традиционные средства - хорошо известные в педагогической практике игры и упражнения, но изменяется способ их выполнения с целью более акцентированного, избирательного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».

  •  Упражнения без предметов (имитационные)
  •  Упражнения с предметами ( мячи, массажеры и др.)
  •  Игры (стихотворные, сюжетные )
  •  Игры с пособиями и оборудованием ( стандартные и нестандартные )
  •  Упражнения для пальчиков

Инновационные средства - современные разработки педагогов, других специалистов, направленные на коррекцию, образование и оздоровление дошкольников.

Кинезиологическая гимнастика.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Целью упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия ( синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей , памяти, внимания, речи, мышления). Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры болыцих полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

Эвритмическая гимнастика.

Вид оздоровительно - развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Цель - формирование и коррекция чувства ритма темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации, развитие двигательных качеств, координации движения рук и ног, расширение эмоционального опыта, формирование интегративных качеств.

Элементы самомассажа и взаимомассаж.

  •  руками
  •  массажерами

При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными. На руках у нас тоже находится много точек и зон, обладающих общим успокаивающим и тонизирующим действием на организм.

Согласно « Концепции дошкольного воспитания»; Воспитывать - значить приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать - давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни . Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном  детстве. Так как в Доу открылись логопедические группы, то в задачи нашего дошкольного учреждения добавилась задача проводить необходимую коррекцию отклонений развития ребенка. Это послужило основанием для разработки педагогической системы , направленной на успешное преодоление недоразвития детей.

Формирование полноценной речи, является залогом правильного и грамотного письма. А это, как известно, тесно связано с разработкой тонких, точных движений, которые необходимы детям, чтобы уверенно управлять своим телом. В.М.Бехтерев, М.М.Кольцовойи другие отмечали, что движение рук тесно связаны с речью и ее развитием. Учитывая, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, было определено направление в работе:

развивать мозговую деятельность, его способность контролировать и анализировать через развитие деликатной моторики пальцев.

Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука это своего рода внешний мозг». Понимание значимости и сущности своевременной диагностики и педагогической коррекции кистевой моторики как важного элемента в развитии интегративных качеств ребенка, сохранении физического и психического здоровья, ограждения его от дополнительных трудностей обучения в школе, побудило меня заняться - формированием графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

В основу разработанной системы формирования графомоторных навыков старших дошкольников лег нетрадиционный взгляд кандидата педагогических наук РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт- Петербурга, Светланы Филиповой. Он основывается на том, что навык письма является двигательным навыком , а следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. С. Филипова предлагает использовать средства физической культуры для развития качеств, определяющих успешность овладения графикой письма.

При подготовке дошкольников к овладению графомоторными навыками в работе мною использовались традиционные и инновационные средства физической культуры.

  1.  Традиционные средства - хорошо известные в педагогической практике игры и упражнения, но изменяется способ их выполнения с целью акцентированного, избирательного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»:
  •  Упражнения с мячами (катание, вращение в разных направлениях мяча по полу в исходном положении сидя, стоя на коленях)

Игровая мотивация: « Начинаем колдовать, будет мячик танцевать»,

« В руки мячики возьмем, и катать мы их начнем».

  •  Упражнения с мешочками 150 - 200 грамм (вращение, сжимание, перекладывание мешочка, перебрасывание, из одной руки в другую) Игровая мотивация: «Будем стряпать пирожки, будут вкусные они», «Мамины помощники»
  •  Имитационные упражнения (разведение рук в разные стороны, выпады ногами, группировка, наклоны )

Игровая мотивация: « Раз, два, три, четыре, пять - можем букву показать».

  1.  Инновационные средства - направленные на коррекцию, оздоровление, образование дошкольников:
  •  Кинезиологичекая гимнастика.

Целью использования упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия ( синхронизация работы полушарий головного мозга, активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что способствует развитию

способности ребенка или корректировать проблемы развития в различных областях.

Эвритмическая гимнастика.

Целью использования упражнений является формирование и коррекция чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации, развитие двигательных и моторных навыков, координации движения рук, расширение эмоционального опыта.

Упражнения с палочками 20 -25 см ( катание палочки ладонями, вращение в разных направлениях, перебирание пальцами)

Игровая мотивация: «Маленькие художники», «Сластены». Упражнения с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики ( постукивание, поглаживание пальцами рук, сжимание и разжиман кисти и прочее).

Упражнения с массажными мячами (катание, сжимание, надавливание, поглаживание, вращение мяча в руках)

Игровая мотивация: «Начинаем мы играть, мы умеем колдовать»,

« Добрые волшебники» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

В статье представлен опыт работы по формированию личности дошкольников через внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в деятельность детского дошкольного образовательного учреждения, использ...

Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Среди  многих  факторов,  оказывающих влияние  на  формирование  личности дошкольника  (социальных,  культурных,  гигиенических  и  др.),  о...

Консультация на тему: " Гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников средствами физической культуры".

В последние годы проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сег...

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки

Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравст...