Консультация "Влияние подвижных игр..."
учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Хуббатуллина Лилия Султановна

Консультация "Влияние подвижных игр..." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vliyanie_podv._igr.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей дошкольного возраста

       Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игры реализуется физический потенциал ребенка, раскрывается его духовный мир. Через игру он учится понимать красоту, культуру поведения и основы трудовой деятельности. Путь к сердцу любого ребенка лежит через игру.                                                          

      Но вспомним собственное детство. Где игры во дворе и на природе, не замечая мороз кататься на санках, в жаркое лето купаться на речке. Дошкольный возраст, именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая  сложными, развивают немало спортивных умений и навыков. Но далеко не все понимают, как важны они для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

      Несмотря на возросший интерес  к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, фитнес - клубов, оборудованных детских площадок и т.п., дети, как правило, лишены возможности  вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в такой детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть  за столами и много «заниматься». Кроме того детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучению чтению и письму, рисованием; физическая культура встречается в перечне дополнительных услуг очень редко. А ведь подвижные игры предоставляют особую ценность, игры не только полезны в обучении основным движениям, они смогут сделать обучение занимательным и веселым.

      Одной из причин  сложившейся ситуации это малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что - то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет».

    Физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, игровых упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры  с элементами движения, подвижные игры и пр.Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной  активности и физическом совершенствовании.

Чтобы проанализировать уровень развития  физических качеств у детей дошкольного возраста, я провела диагностику по трем показателям из данной программы:быстрота, выносливость, координация. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети испытывали трудности следующего характера:

  • средний показатель выносливости в старшем дошкольном возрасте (высокий – 11% , средний – 57% , низкий – 32 %) дети  не всегда способны долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп.
  •  дети  младшего дошкольного возраста медлительны при беге и прыжках, у них возникает желание присесть отдохнуть (высокий -12 %, средний – 55 %, низкий – 33 %).
  • слабо развита координация  в младшем дошкольном возрасте - способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально (высокий–10%, средний – 53%, низкий – 37%).

Изучив проблему развития физических качеств, я использую в своей работе следующие мероприятия: подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, которые являются незаменимым средством пополнением ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных  морально – волевых качеств.

       Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации –   способствуют четкости движений при выполнении физических упражнений (ходьбе, беге, прыжках, лазанье).

      Подвижные игры и игровые упражнения на развитие силы – способствуют преодоление внешнего сопротивления или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.

     Подвижные игры и игровые упражнения на развитиебыстроты -  способствуют формированию и совершенствованию бега, прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.

    Подвижные игры и игровые упражнения на развитиеловкости – способствуют быстро овладеть новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

    Подвижные игры и игровые упражнения на развитие гибкости – способствуют ребенку достигать наибольшую величину размаха движений отдельных частей тела в определенном направлении.

     Подвижные игры и игровые упражнения на развитие выносливости -  способствуют длительному выполнению, какой- либо деятельности без снижения её интенсивности.

Предполагаемый результат работы:

  1. Повышение интереса детей к физической культуре, с помощью данных подвижных игр и игровых упражнений на развитие  физических качеств.
  2. Совершенствование предметно – развивающей среды физкультурного зала и физкультурных уголков  в группах.
  3. Освоение педагогами подвижных игр и игровых упражнений на развитие физических качестви применение их на практике в своей непосредственно образовательной деятельности.
  4. Применение новых форм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию, включающих в себя вопросы сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и дома.

Цель работы: разработать комплекс подвижных играм и игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

  1. Изучение проблемы развития физических качеств у детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе.
  2. Разработка комплекса подвижных игр и игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
  3. Подбор диагностического инструментария.

Глава 1.

  1. Подвижная игра её специфика и определение

      Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

      Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. П. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

     «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».  

      По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.  

     По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.


  1. Классификация подвижных игр

          Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

         В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

     К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжетные игры преимущественно коллективные, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Малыши  приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако во младшем дошкольном возрасте они особенно популярны.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования (« Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры – эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, кегли, серсо, обручи и т.п.)

Для маленьких детей используют игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных  и волевых качеств.

     Спортивные игры, по данным М.П. Голощекиной, Э.И.Адашкявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра. Приемы подвижных игр.

Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой.Подвижны...

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

физкультурно-познавательный проект "Роль подвижных игр в подвижной деятельности детей"

физкультурно-познавательный проект по ознакомлению детей с подвижными играми( в том числе,с играми народов мира)....

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...