Семинар – практикум для педагогов «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
консультация по физкультуре на тему

Щербакова Тамара Николаевна

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Семинар – практикум для педагогов

 «Математика и движение»

 (интеграция математики и физической культуры)

Подготовила

инструктор по физической культуре

Щербакова Т. Н.

Югорск  2016г.

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями. Необходимо умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», умение делить предметы на части, сравнивать по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая, а также определять положение предмета в пространстве, знание названий дней недели. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения  как  по образцу, так и по инструкции.  Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

В целях реализации требований  программы провожу с детьми  дидактические игры на закрепление счета  прямого и обратного, количественного и порядкового,  игры на  знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения  правильно пользоваться словесными обозначениями, способствующими развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти. Также большое внимание уделяю использованию игр на развитие логического мышления, задач - смекалок и т.д.

 Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом.

Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.

Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

*Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз; *Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

*Посчитать количество прыжков до кубика;

*Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

*Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

 *Сколько точек видишь в круге,

 Столько раз поднимешь руки. (Картинка)

*Сколько елочек зеленых,

 Столько выполни наклонов. (Картинка)

*Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (Картинка)

 *Столько раз сейчас подпрыгнешь,

 Сколько пальчиков увидишь. (Показ

*Столько ножкой ты притопнешь,

 Сколько хлопну я в ладоши. (Хлопки)

 *Вы попрыгайте на месте

Столько раз,

 Сколько пальцев

На руках у вас!

Предлагаю Вашему вниманию серию игр, в которых сочетаются задачи математического  и двигательного плана.  Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу, будет способствовать  процессу  наиболее успешного физического и интеллектуального развития дошкольников.

Целью проведения данных игр является:

воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами использования  физических упражнений.

«Слушай, двигайся, считай»

Цель: развивать  слуховое внимание,  быстроту двигательной реакции.

Ход игры: в процессе передвижения играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх,  два  свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

 - три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге;

- 1 удар в бубен-девочки идут «гусиным» шагом, мальчики-«паучки»;

 - 2 удара в бубен-меняются;

-3 удара в бубен-«паровозик»

Шаги с выполнением: 2 притопа+1 хлопок или наоборот.

 Ходьба обычным, коротким, широким шагом.

 Бег-  1 сигнал- со сменой направления;

 2 сигнала- подскоки и т. д.

«Ловишка с мячом»

Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений, ловкость и глазомер.

 Материал: мяч

Ход игры: дети передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову.

Раз, два, три-

Мяч скорей возьми.

 Четыре, пять, шесть-

Вот он здесь.

 На ком мяч остановился, выходит в центр и говорит следующие слова: Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки! После чего дети разбегаются, а ловишка  кидает мяч, стараясь им попасть в ребят.

«Сделай круг»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, упражнять в счете.

Ход игры: под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки педагог называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок. Педагог спрашивает у детей: «Сколько двоек, троек, пятерок, … получилось?

«Покажи по - разному»

Цель: учить операции сравнения,  совершенствовать  координационные способности.

Ход игры: дети идут обычным шагом.  По  сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (ходьба на носках, руки «стрелочкой»).  

«Низкие ворота» (ходьба в полуприседе).  «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты).  «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками). «Едем на лыжах» (имитация езды на лыжах). «Бежим марафон». «Прыжки «Классики»  и   т.п.

«Узнай друга»

Цель: совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: повязка на глаза.

Ход игры:  выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плечо каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

«Тайное движение»

Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

Ход игры:  ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.

Отмечаются дети без ошибок выполнившие упражнения.


«Третий лишний»

В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».

Игра-эстафета

 «Цифры»

Случай странный!

 Случай редкий!

 Цифры в ссоре!

 Вот те на!

 Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

 Цифры нужно помирить

По порядку разложить

Цифру ты переверни

От меньшей к большей разложи.

 Напротив каждой команды в обруче лежат цифры от 0 до 10 «вразнобой», цель разложить цифры по увеличению.

Математические задачки

1.«Новый дом»

Чтобы дом построить новый,

 Запасают:

 Тес дубовый,

 Кирпичи,

 Железо,

 Краску,

 Гвозди,

 Паклю

И замазку.

 А потом, потом, потом

Начинают строить дом

Сколько материалов понадобилось для строительства дома? (7)

2. «Сосчитай»

В снег упал Сережка,

 А за ним Алешка,

 А за ним Иришка,

 А за ней Маришка,

 А потом упал Игнат.

 Сколько на снегу ребят? (5)

3. «Отгадай и назови»

*Сколько у кошек ушей?

 Ну-ка, скажи поскорей!

 Столько же, сколько и глаз

Вы догадались тот час. (2)

*Сколько у кошек хвостов?

 Просто прохлопай без слов. (1)

*Лапки трудней сосчитать.

 Сколько их? 3 или 5? (4)

*Сколько хвостов у 4 котов? (4)

 *Сколько ног у воробья? (2)

 *Сколько лап у 2 медвежат? (8)

 *Сколько в зале углов? (4)

*Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2)

 *Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? (2)

 *Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 конфеты, а брат-2 конфеты. У кого конфет осталось больше? (у брата)

 *Хозяйка однажды с базара пришла,

 Хозяйка с базара домой принесла:

 Картошку,

 Капусту,

 Морковку,

 Горох,

 Петрушку и свеклу.

 Все овощи хозяйка разложила отдельно. Сколько под них понадобилось тарелок? (6)

 *Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)

Таким образом, интегрированные занятия оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками, способствуют не только развитию физического потенциала, но и формированию различных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»

Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...

Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»

Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...

Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"

Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Практикум для педагогов «Математика и физкультура»

Серия игр-эстафет, в которых сочетаются задачи математического  и двигательного плана.  Использование данных игр доставит  настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу,...

Доклад на педсовете «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)

Доклад на педсовете«Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)...