Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Артемьева Дария Николаевна

         ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Современные дети в последнее время из-за влияния компьютерных игр стали очень малоподвижны. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей является- игра в мяч. Недаром выдающийся педагог Ф.Фребель отнес мяч к великим дарам педагогики и считал его средством всестороннего развития ребенка. Мяч-снаряд требующий проворных рук и повышенного внимания. Ребенок играет и упражняется в бросании и катании мяча, развивая глазомер, координацию действий, ловкость, ритмичность, согласованность движений и совершенствуя пространственную ориентацию. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Игра пионербол учит детей работать в команде, оценивать свои действия и действия игроков по команде. Повышается умственная активность, сообразительность и быстрота, воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность. Обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество и главное, ребенок учится с честью проигрывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx87.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей

№27 «Кораблик» городского округа «город Якутск»

ул. Губина 3/1 (а), г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000

тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru

Методическая разработка:

Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста

 при обучении игре пионербол

Инструктор по физической культуре

Артемьева Дария Николаевна

Якутск

Введение

         ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Современные дети в последнее время из-за влияния компьютерных игр стали очень малоподвижны. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей является- игра в мяч. Недаром выдающийся педагог Ф.Фребель отнес мяч к великим дарам педагогики и считал его средством всестороннего развития ребенка. Мяч-снаряд требующий проворных рук и повышенного внимания. Ребенок играет и упражняется в бросании и катании мяча, развивая глазомер, координацию действий, ловкость, ритмичность, согласованность движений и совершенствуя пространственную ориентацию. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Игра пионербол учит детей работать в команде, оценивать свои действия и действия игроков по команде. Повышается умственная активность, сообразительность и быстрота, воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность. Обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество и главное, ребенок учится с честью проигрывать.

 

  1. Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста

 при обучении игре пионербол

             Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в пионербол-командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя ловкость, бросок, метания и ловли. Она имеет установленные правила, проводится при участии судьи, обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

              Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как расстановка игроков на площадке, а также действиям с мячом: бросание мяча двумя руками от груди, снизу и сверху, ловля двумя руками, метание с дальней окраины своей половины поля через сетку на половину поля команды противника. В начале основной задачей обучении является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом.

             Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежат сзади-сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку волейболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

                После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т.д. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду.  Он старается прижимать мяч руками к груди, а когда не успеет это сделать, мяч летит прямо в лицо.

               Летящий мяч необходимо встретить руками возможно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснуться к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

                 Упражнение с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в пионербол используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы, удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

                 В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку, спортивный характер.

2.Особенности методики обучения

               При разучивании ловли, бросков и метании мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей.

              В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участие каждого ребенка, действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

             После того, как дети научаться правильно ловить, бросать и метать мяч без особых усилий появляется возможность играть в игру пионербол. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

              В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности.

            Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

3.Правила игры «Пионербол»

                    Игра ведется с волейбольным мячом на волейбольной площадке. В каждой команде-от 3 до 8 человек. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6-7 зон. Первый игрок делает бросок с дальней окраины своей половины поля через сетку на половину поля команды противника. Один из последних игроков должен поймать мяч и, сделав не более трех шагов на своей половине площадки, перебросить его на половину поля команды соперника. И так далее до тех пор, пока мяч не упадет на землю, тогда бросившей мяч команде засчитывается одно очков этой игре, как в волейболе, игроки перемещаются по площадке в следующую зону по часовой стрелке после выигрыша подачи. После 15 очков команды меняются сторонами поля, и разыгрывается вторая партия. Если результат двух партий 1-1, назначается третья партия. А также если мяч попал в сетку, балл не зачисляется.

Заключение

            Занятия в кружке «Школа мяча» по обучению детей игре пионербол-это модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждены детей развивать навыки общения, учиться различать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

            Занятие в кружке способствуют развитию способностей, повышению самооценки. Посещая кружок, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него. Это маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий, но и в жизни вообще.

План-конспект занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста

Вид занятия: учебно-тренирующего характера (с мячом).

Цель занятия: формирование двигательных умений и навыков в спортивной игре «Пионербол».

Задачи:

   I. Образовательные:

  • Закреплять технику движений: подбрасывать и поймать мяч двумя руками, передача и ловля мяча, бросание мяча через сетку.
  • Познакомить детей с правилами игры «Пионербол».
  • Музыкальный слух.  

    II. Оздоровительные:

  • Укреплять «мышечный корсет», формировать правильную осанку.
  • Укреплять и развивать сердечно-сосудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат.
  • Развивать мелкую и крупную моторику рук, ориентировку в пространстве.

     III. Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность, доброжелательные отношения к сверстникам в совместной двигательной деятельности, реагировать на действие партнеров, приспосабливаться к обстановке.

       Методы ведения занятия: поточный, фронтальный, посменный, игровой.

       Место проведения: спортивный зал.

        Инвентарь: свисток, кружочки на футболки детям (6 красных,6 синих),12 красных и синих кружочков для расстановки игроков, волейбольные мячи 12 штук, волейбольная сетка, фишки красные 2 шт.,10 колец, медальки по количеству детей.

             Словарная работа: пионербол, бросок, передача, ловля.

Ход занятия

Содержание

1.Вводная часть

-Построение в шеренгу

-Ходьба на носках    

-Ходьба на пятках

-Ходьба с высоким подниманием колена

-Бег в медленном темпе до 1,5 мин.

-Бег правым боком приставным шагом

-Бег левым боком приставным шагом

Лёгкий бег

Ходьба обычная

2.Общеразвивающие упражнения с волейбольным мячом.

1.И.п.-присед, мяч в руках внизу. Встать, мяч поднять вверх, правую ногу отвести назад на носок, потянуться и вернуться в и. п. то же левой ногой (7-8 раз).

2.И.п.-ноги врозь, мяч в обеих руках внизу.   Мяч вперед, поворот туловища вправо и влево, руки прямые не согнуты, при поворотах ноги не сдвигать, вернуться в и. п. (7-8 раз).

3.И.п.-ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу, наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой, вернуться в и. п. (5-6раз).

4.И.п.-о .с. , мяч в обеих руках внизу, мяч поднять вверх, наклон вправо-правую ногу в сторону на носок, выпрямиться, мяч вверх и вернуться в и .п .То же в левую сторону(7-8раз).

5.И.п.-сидя ноги врозь, мяч в обеих руках, наклониться и коснуться мячом носка левой ноги, выпрямиться и вернуться в и. п. То же в правую ногу (5-6раз).

6.И.п.-лежа на животе, мяч в согнутых руках перед собой, прогнуться, мяч вынести вперед и вернуться в и. п.(6-7раз).

7.И.п.-о. с., руки на поясе, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча вправо и влево(4-5раз).

Основные виды движений

  1. «Подбрось-поймай»

Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Бросать мяч надо на такую высоту, чтобы успеть хлопнуть.

  1. «Передача мяча в парах»

Бросать мяч друг к другу так чтобы он не упал на пол .Дети распределяются на пары и перебрасывают мяч друг другу двумя руками от груди .Ловить мяч надо пальцами и кистями рук, не прижимая его к груди.

  1. «Мяч через сетку»

Натянуть волейбольную сетку на площадке 4х10м на высоте 1,2-1,5см:

1 бросок-снизу-вверх

2 бросок-от груди

3 бросок-из-за головы                                                                                                                                                    

3.Заключительная часть

Игра «Пионербол»

Дети делятся на две команды-красная и синяя. Задача игры: перекидывать мяч через сетку на поле другой команды, другая команда должна ловить мяч и обратно перебрасывать. Если мяч упал на чужое поле команда получает очко.

Рефлексия: Как настроение?

                       Понравилось ли вам занятие?

                        Что больше всего вам понравилось?

Игра малой подвижности: «Назови ласково»

Дети встают в круг передают мяч друг другу, называя ласковыми именами.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом.

В данной работе представлены практические материалы для организации совместных игр детей и родителей с мячом....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инст...

Мастер-класс по обучению игре «пионербол» детей старшего дошкольного возраста в ДО для инструкторов по ФК

Данный мастер-класс позволяет инструкторам по ФК познакомится с методикой обучения игры "Пионербол" для дошкольников посредством интерактива.Сначала инструктора знакомятся с действиями без м...

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Методическая разработка  подвижных игр и      игровых упражнений с мячом для дошкольников              ...