Организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Анохина Екатерина Викторовна

Известно, что в младшем  дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок , увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится,  хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке.

Составила воспитатель

Анохина Екатерина Викторовна

МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

Тамбовской области

г. Мичуринск

Известно, что в младшем  дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок , увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится,  хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его.  В игре же как раз   ребенок  сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Разработанные  нами развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый  игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный,  т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; 2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям,  которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры, должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов,  или  способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других- выполнить определенные  движения , а третьих – обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, заполнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет  важное  значение  для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры является игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Описание каждой игры излагается по следующей схеме:

  1. Особенности и ее воспитательное значение.
  2.  Игровой материал.
  3. Описание игры и приемы ее  проведения.
  4. Правила игры.
  5. Советы воспитателю.  

Главный методический  принцип  использовании игр- их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически  учавствуя  в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание,  лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

При описании каждой игры даются приемы ее проведения в первый раз и характер ее повторений в тот же день. В советах воспитателю оказывается как, проводить эту игру повторно и как, учитывая затруднения детей, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. В дальнейшем воспитатель может широко использовать свой педагогический опыт и варьировать приемы проведения игры.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации. Приведенные в книге, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно  представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

Во время игры все ее участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

Одним из главных условий проведений всех предлагаемых мною игр является добровольность участия детей. Не беда,  если не все сразу включаются в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием.  Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Куклы пляшут.

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Это игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, так как их поведение регулируется определенными требованиями. Но игровая ситуация строится так, что дети легко осмысляют и принимают эти требования.

Игра содержит два рода действий, каждый из которых приобретает  для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, малышу приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», он сам выбирает того, кому передать куклу. Делает он это с удовольствием, так как реализует предоставленную ему возможность выразить свою симпатию другому ребенку. Таким образом, каждое из этих действий позволяет ребенку проявить самостоятельность.

В то же время игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. И хотя ожидание своей очереди требует от ребенка известных усилий, заинтересованность общей игрой облегчает его, придает детской организованности  осознанный характер.

Важно и то, что все участники игры активны: одни пляшут с куклами, другие  выполняют роль музыкантов.

Игровой материал.

Для игры нужно пять-шесть кукол средних размеров. Желательно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей- с бантиками,  поясочками,  в красивых  платьицах. Желательно иметь несколько кукол-мальчиков.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! – говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам.- Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает пять-шесть детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняет плясовые движения .Например, слегка поворачивает куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.

« А теперь, -говорит воспитатель, - подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.

Игра продолжается до тех пор,  пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры.

  1. В начале игры каждый ребенок выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
  2. Куклу можно передать только тому, кто еще ни разу не плясал.

Советы воспитателю.

Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Хорошо, если в группе имеется магнитофон.

Проводя эту веселую игру-забаву, не забывайте о том, что цель ее -не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы воспитанники осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры похвалите всех  участников: танцоров - за веселую пляску, музыкантов - за хорошую музыку. Объясните малышам, что танец не получился бы таким веселым, если бы не было музыки. Посоветуйте им и в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.

Кто к нам пришел?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Детям предлагается новое условие игрового  партнерства  - им по очереди получают активные роли, которые каждый выполняет так, как ему хочется. Новая роль занимает центральное место в игре. Дети сразу понимают это и, как правило, загораются желанием получить ее. Однако, как в других играх, роли распределяет взрослый, который делает это так, чтобы все участники игры были удовлетворены. Он предлагает роль не одному, а сразу трем детям и просит каждого ребенка выполнить ее по своему усмотрению.

Игровые действия, связанные с выполнением роли, доставляют большое удовольствие ее исполнителю: внимание сверстников и радостная реакция с их стороны очень приятны ему. Для всех остальных детей игра – это забавное зрелище, дающие возможность проявить свою догадливость, а это значит, что они тоже являются активными участниками игры. Благодаря этому ожидание своей очереди на ту или иную роль не утомляет ребят.

Перечисленные особенности игры помогают воспитателю организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно – об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей ( наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько. Так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Педагог помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередь их выхода.

Вернувшись ко всем детям, воспитатель объявляет: «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю (гав-гав-гав) и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок - мяукает и ложиться на ковер на спинку, если петух – гордо поднимает голову, машет согнутыми руками – крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка – выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Воспитатель старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла. Какие у нее ушки, какой носик…» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи следующего третьего  гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра продолжается до тех пор , пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе.  Воспитатель раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т.  д., причем некоторые картинки могут повторяться.  Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю и сообщают что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

Советы воспитателю.

В начале игры роли следует давать самым смелым и находчивым детям, которым в дальнейшем будут подражать остальные ребята. В каждой группе есть застенчивые, неуверенные в себе малыши. Они обычно  стесняются выступать перед всеми, испытывают при этом неловкость и страх. Помогите своим воспитанникам стать более раскованными.  Для этого  можно одновременно поручить одну и ту же роль двум детям – робкому и веселому. Последний, возможно, заразит своим примером застенчивого ребенка.

Если малыш решительно отказывается от роли гостя, не принуждайте его к этому. Пусть он сначала понаблюдает за сверстниками. Может быть, веселая, доброжелательная атмосфера игры поможет ему преодолеть робость, которая мешает быть активным. А для личности малыша это так важно!

Салочки - выручалочки.

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель игры – воспитание детей умения своевременно приходить друг другу на помощь. В этой игре пространственно – двигательные условия усложняются. Детям теперь предоставляется свобода в выборе движений. А это для малышей гораздо труднее, чем идти всем вместе, держась за руки. Кроме того, выручая своего товарища в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуется довольно высокая концентрация усилий и смелость.

Таким образом, при правильном проведении эта игра является важным шагом в нравственно – волевом развитии личности ребенка.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель предлагает детям поиграть в очень веселую игру, в которой все могут показать, какие они быстрые и ловкие. Но сначала нужно к ней подготовиться. Взрослый вместе с детьми очеркивает на земле большую площадку ( 30-35 шагов в длину и ширину).  Он объясняет воспитанникам, что бегать можно только внутри этой площадки, забегать за черту нельзя. Собрав всех детей, педагог приступает к объяснению игры: «Сегодня мы будем играть в салочки – выручалочки. Я буду салочкой, а вы будите от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто -  нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так (показывает). Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она совсем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет. Самого смелого, быстрого ,ловкого салке ни за что не поймать. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»

Игру лучше проводить в смешанной группе. Начинается она со слов, которые произносят воспитатель и дети:

Салочка нас не догонит,

Салочке нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последним словом дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, начинает ловить их. Осалив кого – нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!» , а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, нужно похвалить. Постепенно, по мере того как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.

Игра продолжается 10-15 мин. В конце ее взрослый отмечает, кто из детей выручал осаленных, кто ловко убегал от салки и ни разу ей не попался, кто вовремя приседал и не дал себя осалить. Педагог спрашивает, понравилась ли детям эта игра, и обещает поиграть в нее еще. В дальнейшем, когда воспитанники усвоят правила игры, роль салки может выполнять и кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспитатель, а затем дети с помощью считалки.

Правила игры.

  1. Убегать от салки можно только с последним словом текста.
  2. Тот, кого осалили, должен остановиться и сказать: «Выручайте!» Пока его не выручат, бегать ему не разрешается.
  3. Чтобы выручить осаленного, нужно слегка дотронуться рукой  до его плеча.
  4. Чтобы не быть осаленным, нужно вовремя присесть на корточки, но долго так сидеть нельзя.

Советы воспитателю.

Это игра, простая по движениям, сложна для малышей своими правилами и пространственно-двигательными условиями. Поэтому проводите ее лучше в смешанной группе, где старшие воспитанники будут служить наглядным примером поведения. Чтобы игра проходила весело и была доступна малышам. Первое время роль салки следует выполнять воспитателю. Ведь он может учитывать индивидуальные особенности детей и в соответствии с ними регулировать ход игры. Например, вначале дайте малышам возможность побегать, пусть они немного освоятся в новой обстановке; ловите в первую очередь наиболее смелых и ловких детей; сделайте так, чтобы ребята смогли выручить пойманного, не забудьте поощрить того, кто выручил.

Очень важно также предупреждать случаи, когда дети намеренно поддаются салке. Для этого можно прервать и обратить внимание ребят на допущенные ошибки. Если кто-нибудь убегает за пределы площадки, следует выразить свое сомнение в том, хочет ли этот ребенок играть вместе со всеми. Объясните всем, что салочка не ловит того, кто убегает с площадки, потому что он не хочет с нами играть.

Подобные перерывы в игре вполне уместны, так как дают возможность детям отдохнуть и уточнить правила. Однако злоупотреблять такими паузами и затягивать их не следует.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и предоставляет собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность реализовать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Прежде всего, все описанные мною игры представляют собой совместную   детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры- организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержатся два типа правила - правила  действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т. д. ).

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры ( очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству.

Предложенные мною игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра несла ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную особенность.

Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трехлетних, но и для пятилетних детей. Как я уже сказала, выбор игры определяется не календарным возрастом ребенка, а этапом его психологического развития.

Ни в кое случае нельзя насильно ( запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя ( и в этом заключается искусство  воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает ее бессмысленной.

Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что0то запомнить или усвоить в игре. Я уже говорила ,что  ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон или грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность,  разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика - это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с п...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Организация игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Ребенок играет, значит, здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. Всестороннее развитие дошкольника невозможно без игры, которая является основным видом деятельности этого периода. Главна...

Организация образовательной деятельности с детьми младшего возраста на прогулке

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в усло...

Организация и проведение различных видов игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и проведение различных видов игровой деятельности с детими дошкольного возраста...

Мастер-класс «Организация опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке»

Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных облас...