физическое воспитание и укрепление здоровья в детском саду
статья по физкультуре на тему

Татьяна Юрьевна Гусева

ОПИСЫВАЮТСЯ  ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prolblemy_ukrepleniya_zdorovya_detey_v_detskom_sadu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

 Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Какова же ситуация, которая складывается сегодня в дошкольных образовательных учреждениях по укреплению здоровья и физическому развитию детей? Отмечено, что, несмотря на некоторое улучшение материально—технического обеспечения дошкольных учреждений, строительство спортивных залов и т. д., одной из причин ухудшения состояния здоровья дошкольников является низкий уровень проведения физкультурно-оздоровительной работы (к моменту перехода в школу достаточными физическими возможностями обладают лишь 48% детей).

Анализ работы дошкольных учреждений свидетельствует о том, что во многих из них физическое воспитание отсутствует как система, с помощью которой у детей формируются здоровые привычки (не только умения выполнять то или иное действие, но и первичные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни). Самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов и родителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чем достижения в физкультуре.        

Конечно, нельзя не отметить счастливые исключения, когда в дошкольном учреждении работают грамотные методист и инструктор по физической культуре, организуют не только физкультурные занятия, но и осуществляют это в общей системе физического воспитания. Но, к сожалению, один человек не в состоянии охватить весь объем работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Известно: для того чтобы у детей была удовлетворена потребность в движении, 50% всего времени пребывания в дошкольном учреждении они должны двигаться. Поэтому важно грамотно организовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразных аспектов.

Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий:

  • подбор адекватных средств и методов обучения;
  • творческая направленность педагогического процесса;
  • использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и пр. (М. П. Асташина, О. Л. Трещева).

Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только у методистов, но и у воспитателей. Чрезвычайно важно, чтобы педагоги грамотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное и психокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка.

Остановимся на некоторых перспективных направлениях работы по данному вопросу. Правильная организация физического воспитания предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативную медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает в себя:

  • динамические наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием детей, которые определяются врачами;
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал и т.д.);
  • наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей);
  • просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей.

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости.

  1. Проблема развития выносливости  у детей - способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности — представляется важной и актуальной. Но не следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект, приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной системы.

     Физические игры и упражнения, развивающие выносливость,    

     должны входить во все виды деятельности  детей.

Основным средством для развития выносливости являются циклические упражнения – бег, ходьба, некоторые упражнения с прыжками.

Бег в спокойном темпе следует использовать на занятиях, утренней гимнастике, в процессе самостоятельной двигательной деятельности на прогулке. Постепенно дозировку бега надо увеличивать. Желательно использовать различные игры, особенно в младшем возрасте (типа «Совушка», «Солнышко и дождик» и др.). Дети средней группы могут выполнять подскоки в течение 30-50 секунд в начале года и с 50 секунд до 1 минуты в конце года. Дети 6-7 лет могут довольно продолжительное время бегать со средней скоростью (например, продолжительность медленного бега может быть 2—2,5 минуты).

Прекрасным средством развития выносливости в этом возрасте являются спортивные игры и упражнения: ходьба на лыжах, катание на санках и т.д. Как показывает практика работы дошкольных учреждений, упражнениям и играм с элементами спорта отведена небольшая роль (одна из причин — недостаточное количество оборудования и инвентаря).

  1. Другая важная причина - отсутствие квалификации, интереса к спортивным играм у воспитателей, вследствие чего и у детей не формируется устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. Спортивная игра в отличие от подвижных игр не возникает самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества ребенка. Прежде всего, это результат социального опыта, трансформированного через систему воспитания и образования(3.И. Адашкявичене, В. И. Усаков и др.).

Рассмотрим некоторые игры и упражнения спортивного характера.

Бадминтон. Одна из самых распространенных спортивных игр. Основные элементы игры доступны каждому ребенку среднего и старшего дошкольного возраста.

Возможность легко регулировать нагрузку, играть на любой площадке, простой инвентарь и другие достоинства способствуют тому, чтобы в каждом дошкольном учреждении этой игре уделялось внимание.

Волейбол. В него можно играть детям старшего дошкольного возраста, кстати, всегда по спортивным правилам (берут волейбольный мяч и играют в волейбол в кругу, используя передачи и нападающие удары).

Настольный теннис. Игра, в которой участвуют одновременно двое или четверо (старший дошкольный возраст), проводится на столе с сеткой, натянутой посредине. Основные элементы — передвижение игрока, хватка ракетки, подача и удары по мячу - доступны детям.

  1. Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста - одна из главных задач дошкольных учреждений.
  2. Еще одна важная проблема - закаливание детей. Скудные финансовые возможности многих дошкольных учреждений не всегда это позволяют. В таких случаях можно рекомендовать общие мероприятия по закаливанию, включающие сочетания двигательной активности с воздушными ваннами, бег по лестнице в совокупности с контрастными воздушными ваннами, проведение физкультурных занятий босиком, определенный воздушный и температурный режим помещений.

Итак, физическое воспитание детей дошкольного возраста содержит множество аспектов. Мы остановились только на некоторых из них. Так, не менее важными являются подвижные игры, которые позволяют с большой эффективностью формировать у детей «практический интеллект», а благодаря эмоциональному воздействию служить психокоррекционным средством, формировать положительные черты личности. И, как считают психологи, понятие «игра» надо рассматривать более широко. Это и игровые ситуации, и имитационные ситуации, и этюды, которые можно включать во все работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей"

Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей –  воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осо...

Доклад "Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»...

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитании и укрепления здоровья детей.

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»     ...

«Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. О...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательны...

«Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей II младшей группы»

"Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей 2  младшей группы."...

Роль физического воспитания в укреплении здоровья дошкольников

Задача современного общества — воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорит...