Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»
рабочая программа по физкультуре на тему

Бережнова Екатерина Николаевна

Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basseyn_fgos_2.docx74.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

      Принято на заседании                                                                    «Утверждаю»        «Утверждено»

      Педагогического совета                                                         Заведующий МБДОУ        Заведующим МБДОУ

             Протокол №________                                                             детский сад «Радуга»         детский сад «Радуга»

      «___»_________2017                                                              _______ О.В. Синельникова

                        Синельникова О.В.

                                «___»__________ 2016

           Рабочая программа

по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Образовательная область «Физическая культура»

Инструктор- методист

I квалификационной категории

Бережнова Е.Н.

Тазовский

2017


Содержание

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи реализации программы

1. 3

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

1.4

Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

1.5

Возрастные особенности детей

1.6

Планируемые результаты освоения программы. Способы определения результативности

2

Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации Программы организации детей

2.3

Содержание программы. 1-й год обучения

2.4

Содержание программы. 2-й год обучения

2.5

 Содержание программы. 3-й год обучения

3

Организационный раздел

3.1

Материально – техническое обеспечение Программы.

3.2

 Методические материалы и средства обучения и воспитания

3.3

 Описание распорядка (режим дня)

3.4

 Учебно- тематический план 1 год обучения

3.5

 Учебно- тематический план 2 год обучения

3.6

Учебно- тематический план 3 год обучения

4

Приложение 1;2


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе Основной образовательной программы ДОУ.

Основное содержание программы разработано на основе учебно – методического пособия Чеменовой А. А., Столмаковой Т.В. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Содержание программы представляет систему физических упражнений и игр, освоение которых помогает детям освоить элементы плавания способами: кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде. В процессе обучения особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием.

  1. Цель и задачи реализации программы

Цель данной программы: способствовать оздоровлению детей посредством поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, которые решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.

Основные задачи программы:

  • Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
  • Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  • Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
  • Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
  • Учить плавательным навыкам и умениям.
  • Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
  • Развивать творческое самовыражение в игровых действиях вводе.
  • Воспитывать нравственно - волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
  1. Принципы формирования и подходы к формированию программы:

Систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические; Доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессуобучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;

Наглядности – создание у детей полного представления о

разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;

Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса; Личностной ориентации – учёт разно-уровневого развития и состояния здоровья каждого

воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;

Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и

оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающейтрудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

Физкультурно-оздоровительные занятия плаванием являются одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.

Рабочая программа построена на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е. К. Программа адаптирована к условиям МБДОУ детский сад «Радуга», рассчитана на 3 года обучения для детей дошкольного возраста - среднего, старшего и подготовительного дошкольный возраста – по 36 часов в год.

Учебный материал распределяется на теоретические и практические занятия. Теоретические - 6 часа в год.

Практические - 28 часов в год.

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателем групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и

медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за

 выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек), средний возраст-20 мин., старший возраст - 25 мин., подготовительный к школе возраст - 25 мин. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октябрь по май месяц. Количество занятий: в неделю – 1 раз; в месяц – 4; в год – 36; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней.

Обязательно проводится табелирование детей. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

  1. Возрастные особенности детей:

     Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные качества.  Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.

     Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится кпредставлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

В развитии мышц выделяются несколько «узловых» периодов. Один из них - возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений.

Резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной системы у детей заметно расширяется. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.

      На седьмом году жизни движения ребенка становятся более

   координированными и точными. Основой проявления двигательной

деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от

 степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

       В течение пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии

мускулатуры, в том числе - нервно- психической регуляции ее функций. К пяти годам заметно увеличивается масса мускулатуры, особенно резко нарастает мускулатура нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Сердечно - сосудистая система, при условии соблюдения адекватности нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная. У пятилетнего ребенка происходят существенные перестройки в работе всей нервной системы главным образом ее высшего отдела мозга. Тем не менее, на пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными.

Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет.

        Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё несовершенно (скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура). Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).

Подготовительного к школе возраст от 6 до 7 лет.

       Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата

органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только

конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие

мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с

воспалительными процессами в лёгких. Резервные возможности сердечно –

сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических

упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого

равновесия. В двигательной деятельности формируются навыки

самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

  1. Планируемые результаты освоения программы:

Реализация Программы позволит:

Уверенно и безбоязненно держаться на воде;

Укрепить здоровье детей, снизить заболеваемость;

Расширить спектр двигательных умений и навыков в воде (передвижения – ходьба, бег, прыжки; погружение – с открытыми, закрытыми глазами; плавание – с предметами, с опорой и без неё; скольжение, лежание на воде, усвоение и совершенствование техники способов плавания).

 Развить эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде;

 Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.

  1. . Оценка качества выполнения диагностических заданий по возрастам. Методика проведения диагностики: 4-5лет.
  1. Разнообразные способы передвижения в воде:

ходьба, руки на поясе, бег обычный, прыжки лицом, спиной вперед на 2х ногах. положение рук- произвольное, по 8м.

оценка:

4 бал.- ребенок легко выполняет все способы передвижения в воде-

высок. 3 бал.- выполняет упражнения  неуверенно, осторожно- средн.

2 бал.- выполняет упражнения, держась за поручень- низк.

  1. Погружение в воду с открыванием глаз под водой:

Стоя около бортика, держась за поручень, присесть, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с головой, а не просто  наклонить лицо, вниз, глаза должны бытьприоткрыты.

оценка:

4 бал.-ребенок безбоязненно приседает под воду, приоткрыв глаза, и находится в таком положении в течении 3сек.-высок.

3 бал.- погрузившись в воду, открыв глаза, находится под водой менее 3сек.- средн.

2 бал.- погрузившись в воду, не открывает глаза- низк.

  1. Выдохи в воду.

Положение тела такое же, как и при выполнении погружения в воду. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперед, напряжены (трубочка). Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняться одновременно через рот и нос.

оценка:

4 бал.- ребенок правильно выполняет 2 выдоха- высок. 3 бал.- правильно выполняет 1 выдох- средн.

2 бал.- не полностью выполняет выдох в воду. то есть заканчивает его над водой-низк.

  1. Плавание с предметами (надувными игрушками) при помощи движений ног.

Взяв поддерживающий предмет, принять горизонтальное положение на груди, опустив подбородок в воду, или на спине, положив затылок на предмет, таз у поверхности воды. Плыть при помощи движений ног способом кроль.

оценка:

4 бал.- ребенок правильно приняв положение тела, проплывает 4м при помощи движений ног способом кроль-высок.

  1. бал.- проплывает 3м - средн.

2 бал.- проплывает 2 м - низк.

Методика проведения диагностики: 5-6 лет.

  1. Ориентирование в воде с открытыми глазами

На небольшой глубине собрать предметы (игрушки тонущие), расположенные на дне;

оценка:

  1. бал.- ребенок смог достать 3 предмета на одном вдохе- высок.

3 бал.- смог достать 2предмета-средн.

2 бал.- смог достать 1 предмет - низк.

  1. Лежание на груди

Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны выполнить упражнение «звездочка» на груди. Положение тела- горизонтальное, руки и ноги прямые, разведены в стороны.

оценка:

4 бал.- ребенок выполняет упражнение в течении 5сек.-высок.

3 бал.- в течение 3-4 сек.-средн.

2 бал.- в течение 1-2 сек.-низк.

  1. Лежание на спине

Из положения, стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны выполнить упражнение «звездочка» на спине.

оценка:

4 бал.- приняв горизонтальное положение, ребенок лежит на спине в течение 5 сек.-высок.

  1. бал.- лежит на спине 3-4 сек .- средн.

2 бал.- лежит  на спине1-2 сек. - низк.

  1. Плавание с доской при помощи движений ног способом кроль на груди Положение тела горизонтально, руки вытянуты вперед, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повернутывовнутрь.

оценка:

  1. бал.- ребенок проплыл 7-8м-высок.
  2.  3 бал.-6-7м-средн.

2 бал.- 4-5 м- низк.

Методика проведения диагностики: 6-7лет

  1. Скольжение на груди:

Стоя у бортика руки вперед, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться  ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребенка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено вводу.

оценка:

4 бал. – скольжение 4 м и более-высок. 3 бал. – 3м-средн.

2 бал. – 2 м-низк.

  1. Скольжение на спине:

Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться однойногойот бортика или двумяногами от дна и выполнить упражнение

«Стрелка» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.

оценка:

4 бал. – скольжение 4 м и более-высок. 3 бал. – 3м- средн.

2 бал. – 2 м- низк.

  1. Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног

способом кроль на груди:

Инвентарь: пенопластовые доски.

Положение  тела  горизонтальное,  руки  вытянуты  в  перед,  плечи  опущены вводу, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное. оценка:

4бал.– ребенок проплыл 8 м и более - выс.

3 бал.- 6м- сред.

2 бал. – 4 м- низк.

  1. Плавание произвольным способом:

Проплыть 8 м (туда и обратно) любым способом при помощи движений ноги рук.        Дыханиепроизвольное.

оценка:

4 бал.– ребенок проплыл 8м и более –высокий 3 бал.–– 6-7м- средний

2 бал. – 4-5 м- низкий

Занятие для оценки быстроты:

Оборудование: секундомер.

Проводится в плавательном бассейне. Дистанция- 4 м.

По        команде        «Марш!»        ребенок        плывет        кролем        на        груди        с максимально возможной скоростью до противоположного бортика. Засекаетсявремя.

Педагогическая диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь- октябрь) и в конце учебного года (апрель-май). Полученные данные сравниваются со средними показателями (см. табл.1) и заносятся в сводную таблицу уровня развития навыков плавания и        развития  физических  качеств  детей,  занимающихся плаванием (см. приложение).

  1. Содержательный раздел

2.1. Образовательные задачи

Образовательная область «Физическое        развитие».

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливание, при формировании полезных привычек).

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Овладение подвижными играми с правилами.

2.2.В процессе занятий используются различные формы организации детей: групповые; командные; индивидуальные.

Рекомендуются такие формы занятий: занятия тренировочного типа; сюжетно- игровое; игровые; контрольно-проверочное; в форме бесед (об истории

плавания, безопасность на воде); занятия с участием родителей; спортивные досуги, развлечения.

Методы обучения.

Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.

Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.

Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или

усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Итогом реализации программы являются диагностика показателей двигательной подготовленности детей в образовательной области «Физическое развитие» (плавание) проводится два раза в течение учебного года: в первые две недели октября и последние две недели мая. Программное содержание предусматривает формирование знаний, умений, навыков. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий.

2.3.Содержание программы

непосредственной образовательной деятельности (НОД)

I год обучения (средняя группа) Техника безопасности

Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Экскурсия в бассейн,

знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Посещение НОД старших групп.

Теория.

Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др.

Практика

Спуск в бассейн с поддержкой и без.

Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.

Игры        на        освоение        передвижений        в        воде:        «Змейка»,        «Паровозик»,

«Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.

Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными).

Игры для ознакомления со свойствами воды:«Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.

Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз,сголовой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием  «пузырей», дуть на воду.

Игры  для  приобретения  навыков   погружения   под воду:  «Пружинка»,

«Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.

Упражнения  на  дыхание  в  воде:  «горячий  чай»,  «дуй  на  игрушку»,

«быстрые лодочки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

  1. II год обучения (старшая  группа)

Техника безопасности

Закрепление правил поведения в бассейне.

Посещение НОД детей старшей группы.

Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

Теория

Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, презентаций)

Практика

Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся»).

Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например, руки к плечам)

 и т. д. Передвижения бегом:  парами, «змейкой»,  со сменой темпа, чередуя  с ходьбой.

Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

Погружения в воду до уровня шеи, подбородка, глаз;с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный имногократный).

Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду?», «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

Упражнения на  освоение  с  водой: «поплавок»,  «медуза»,  «стрелка»,

«запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде).

Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду,держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с  выдохом в воду, с задержкой дыхания.

Игры        для        освоения        передвижений        в        воде:        «Невод»,        «Водолазы»,

«Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море  волнуется», «Жучок – паучок» идр.

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

  1. III год обучения (подготовительная группа)

    Техника безопасности

Закрепление    правил   поведения    в   бассейне    через   создание    игровых   и проблемных ситуаций. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, картинок, знаков).

Теория

Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы.

Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта: плавание  разными стилями, прыжки в воду, синхронное плавание. Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения).

Практика

Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в воде. Движения  рук  и  ног,  выполняемые  в  воде  как  при  плавании способом

кроль (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в

согласовании с дыханием).

Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх;  с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна  двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.

Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса  рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду;  согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.

Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше?», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры

– эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

  1. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение программы.

  1.  Плавательные доски.
  2.  Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр

5. Нарукавники.

6. Маски для плавания.

7. Поролоновые палки (нудлы)

8. Мячи разных размеров.

9. Обручи плавающие и с грузом.

10.Шест.

     11. Музыкальный плеер.

     12. Диски с музыкальными композициями.

3.2. Организация жизни детей (режим дня)

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи решаются в ходе организации:

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

-в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Основой здорового образа жизни и полноценного развития детей в ДОУ является режим дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. См. приложение 4.2

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

Сетка НОД (непосредственной образовательной

 деятельности) в неделю.

Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течение года

Возрастная группа

Число детей в подгруппе

Длительность занятий в мин.

Средняя

6-8

20

Старшая

8-10

25

Подготовительная

10

25

Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах на год обучения.

Возрастная группа

Количество занятий

Количество часов

в неделю

в год

в неделю

в месяц

в год

Средняя

1

36

20 мин

1 час 20мин

12 часов

Старшая

1

36

25 мин

1 час 40

мин

15

часов

Подготовительная к

1

36

25 мин

1 часа 40

15 часов

школе

В детском саду в бассейн оснащен необходимым стандартным и

нестандартным оборудованием, изготовленным руками педагогов и родителей. С учетом требований СанПиН и содержания образовательной области «Физическое развитие», составлена сетка двигательной активности, в

которую включена вся динамическая деятельность детей, как организованная, так и самостоятельная, и предусматривающая рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников.

Организация  санитарно – гигиенических условий

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации,

обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно – гигиенические правила.

Обучение навыкам плавания по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне детского сада «Радуга».

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приёма пищи,

сна, всех других форм, физ.культ. – оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приёма пищи.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

       -освещенные и проветриваемые помещения;

- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;

-анализ        качества        воды        и        дезинфекции        помещений        и оборудования контролируется санэпидстанцией.

Обеспечение безопасности НОД по плаванию

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

В безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.

- не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.

  • не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой вводу,

садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.

  • не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10человек.

- допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.

  • приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения инструктора.

- проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.

  • научить детей пользоваться спасательными средствами.
  • вовремя непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника  отдельно  и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
  • обеспечить        обязательное        присутствие        медсестры        при        проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
  • при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

- соблюдать методическую последовательность обучения.

  • знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.

-не        злоупотреблять        возможностями        ребенка,        не        форсировать увеличения плавательной дистанции.

  • добиваться        сознательного        выполнения        детьми        правил        обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

В результате освоения программного материала по плаванию:

Занимающиеся должны знать:

- правила поведения в бассейне, технику безопасности;

- краткий обзор развития плавания;

- краткие сведения о строении и функциях организма;

- влияние плавания на организм, занимающихся;

- правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;

- о назначении оборудования и инвентаря;

-внимательно слушать задание и выполнять его;

- входить в воду только по разрешению преподавателя;

-спускаться по лестнице спиной к воде;

-не стоять без движений в воде;

-не мешать друг другу;

-не наталкиваться друг на друга;

- не кричать;

- не подавать ложные крики о помощи;

-не топить друг друга;

- не бегать в помещении бассейна;

-просится выйти по необходимости;

уметь:

-правильно        выполнять        упражнения        общей        и        специальной физической подготовки;

- правильно выполнять технику плавания способом кроль на груди и спине;

- выполнять диагностические задания не ниже среднего уровня;

- участвовать в спортивных праздниках;

- самостоятельно проводить подвижную игру.

Учебно-тематический план 1 год обучения (средняя группа)

Тема

Кол-во часов

Примечание изменения

Техника безопасности.

2

1.

правилами поведения в бассейне

2.

экскурсия в бассейн

3.

посещение занятий старших групп.

Теория.

6

1.

беседы

2.

рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, фотографий

3.

просмотр мультфильмов

Практика.

28

1.

Спуск в бассейн с поддержкой и без.

2.

Различные способы передвижения

3.

Действия с предметами

4.

Игры на освоение передвижений в воде

5.

Игры для ознакомления со свойствами воды

Итого:

36

Учебно-тематический план 2 год обучения (старшая группа)

Тема

Кол-во часов

Примечание изменения

Техника безопасности.

2

Сентябрь (до начала занятий)

1

правилами поведения в бассейне

2

экскурсия в бассейн

3

посещение занятий старших групп.

Теория.

4

4

беседы

5

рассматривание иллюстраций в  энциклопедиях, фотографий

6

просмотр мультфильмов

Практика.

30

7

Спуск в бассейн

8

Различные способы передвижения

9

Действия с предметами

10

Погружения под воду

11

Упражнения на дыхание в воде:

12

Движения ног кролем на груди и спине

13

Игры на освоение передвижений в воде

16

Скольжение по воде с предметами

Итого

36

Учебно-тематический план 3 год обучения (старшая группа)

Тема

Кол-во часов

Примечание изменения

Техника безопасности.

1

1

правилами поведения в бассейне

Теория.

3

2

Расширение знаний об оздоровительном и прикладном плавания

3

Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта

Практика.

32

4

Спуск в воду с погружением,

5

Различные способы передвижения

6

Упражнения на дыхание в воде

7

Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком

8

Скольжение на груди

9

Скольжение на спине

10

Движения ног кролем

11

Плавание кролем на груди и спине при помощи ног

12

Игры со скольжением и плаванием

13

Игры с элементами водных видов спорта

Итого

36

Список литературы.

  1. Безопасность на воде и о помощи пострадавшим. М., 2007.
  2. Булгакова  Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и  адаптивное плавание.        М., 2008
  3. Булгакова Н.Ж.. Познакомьтесь – плавание. М.,2002.
  4. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде и под водой. М.,2000.
  5. Булганова        М.Ж..        Плавание.        Учебное        пособие        под        общей        редакцией профессора М.,2001.
  6. ВелитченкоВ. Как научиться плавать. М.,2000.
  7. ВикуловА.Д.. Плавание. Учебное пособие для вузов. М.,2004.
  8. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка. СПб,2001.
  9. Кардамонова Н.Н.. Плавание: лечение и спорт. РнД.,2007.

10.Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н.Плавание. Игровой метод обучения. М., 2006.

11.Медицинский справочник тренера. М., 1981.

12.Методическое пособие по начальному обучению плаванию. М., 2000. 13.Мрыхин Р.П. Я учусь плавать. РнД., 2001.

14.Мухортова Е.Ю.. Обучение плаванию малышей М., 2008.

15.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водойи песком для дошкольников. СПб, 2006.

16.Осокина Т.И. Как научить детей плавать.  М., 1985.

17.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991 .

18.Петрова Н.А., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте. 19.Пищикова Н.Г.  Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания,

игры, праздники. М., 2009.

20.Плавание – правила соревнований. М.,1988.

21.Плавание. Учебная поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, спецшкол, ДЮШОР и школ высшего спортивного мастерства. М.,1983.

22.Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет. М., 1999 .

23.Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.

24.Соколова М.Г. Плавание и здоровье малыша. Рнд. - 2007. 25.Булгакова Н.Ж. Плавание. М. «ФиС», 1984.

26.Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М. Просвещение, 1985. 27.Никитский Б.Н. Плавание. М. Просвещение, 1981.

28.Воронова А.К. Программа обучения плаванию в Д.С. СПб, Детство-пресс 2003.

29.Ласточкина А.В.,  Ващук  О.В.,  Леонтюк  А.М.,ЛеонтюкЛ.М.        Плавание

детей с нарушением осанки. СПб, Балтийская Педагогическая Академия, 2001.

30.Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. М.

Творческий центр, 2009.

31.Мухин В.Н., Родыгин Ю.И. Плавание. Здоровье детей. Киев, Здоровье, 1988.

32.Чеменова        А.А.,        Столмакова        Т.В.  Система        обучения        плаванию        детей дошкольного возраста. СПб, Детство-пресс,2011.

33.Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать. Практическое пособие. М. Айрис пресс, 2011.

34.Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольникови младших школьников. Методическое пособие. М., Айрис пресс, 2003.

35.Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. Творческий мир, М.,2012.

36.Петрова Н.А., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. Изд-во ФАИР, М., 2008.


4. Приложение:

  1. Качественная оценка техники выполнения плавательных упражнений и плавания спортивными способами

Плавательные движения

Уровень развития

Высокий (красный)

Средний (зелёный)

Низкий (Синий)

1

Скольжение на груди

Без ошибок.

Ноги врозь.

Носкине оттянуты

Чрезмерное прогибание

туловища

Кисти не соединены.

2

Скольжение на спине

Без ошибок.

Кисти рук не

соединены.

Сгибание туловища в

поясничной

Руки

согнуты.

области (скольжение «сидя»).

Носки не оттянуты.

Голова сильно запрокинута

назад.

3

Движение ногами при

плавании

Практически без

ошибок. Имеются

Неправильное

положение

Сильное сгибание

ног,

Кролем на груди,

спине.

нарушения в ритме

движения ногами.

тела на воде.

стопы не повёрнуты во внутрь.

4

Движение руками при

плавании

Без ошибок.

Пальцы рук

не

Руки согнуты. Неполный гребок.

Кролем на груди,

спине.

соединены.

5

Плавание Кролем на

груди,

Практически без ошибок.

Неритмичное

Руки и ноги согнуты.

Нет согласования движений

рук,

спине в полной

координации.

дыхание.

ног и дыхания.


  1. Г Р А Ф И К        Р А Б ОТ Ы        Б А С С Е Й Н А на 2017-2018 учебныйгод

Дни недели

Название групп

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

« Русалочка»

доп занятие

11.20-11.50

11.20-11.50

Старшая группа «Курносики»

16.45-17.10

15.45-16.10

Старшая группа

«Почемучки»

15.15-15.40

15.45-16.10

Подготовительная группа

«Неваляшки»

08.00-08.10

(бодрящая гимнастика)

16.45-17.10

16.15-16.40

Подготовительная группа

«Фантазеры»

16.15-16.40

08.15- 08.25

(бодрящая

             гимнастика)

16.15-16.40

Подготовительная группа

«Капельки»

15.15-15.40

08.00-08.10

         (бодрящая       гимнастика)

16.45-17.10

Подготовительная группа

«Светлячок»

17.10-17.35

08.15- 08.25

(бодрящая

             гимнастика)

15.15-15.40

Старшая группа

«Речецветик»

15.45-16.10

Проветривание после каждого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Рабочая программа по освоению детьми 5-7 лет образовательной области «Физическое развитие» 2022 год

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется в...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» формируемой участниками образовательного процесса и разра...

Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программа "Обучение плаванию детей дошкольного возраста"

Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в ФГБДОУ «Детский сад № 258», в соответствии с ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечивает разностороннее...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Содержание образовательной деятельности по направлению физического развития детей дошкольного возраста (обучение плаванию)....