Инновационный проект "Играем в ГОРОДКИ"
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Городки- это демократическая уличная игра, известная многим поколениям.Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_v_gorodki.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИГРАЕМ В ГОРОДКИ»

для детей от 5  до 7 лет

Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России…

В. В. Путин

Пояснительная записка

      Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.  Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. «Городки» на Руси играли семьями, ведь это действительно спорт всех поколений.

     Данная программа позволит  возродить интерес и умение играть в «город-ки». Проведение специально организованных дополнительных занятий  позволит повысить двигательную активность детей в течение дня,  окажет тренировочный эффект как на сердечно – сосудистую, так и на дыхательную системы детского организма.  А формирование выносливости, физических качеств ребенка, обучение двигательным умениям и навыкам, будут благоприятствовать укреплению здоровья ребенка в целом.

Программа кружка «Играем в городки»  адресована детям старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к занятиям спортом среди детей старшего дошкольного возраста посредствам русской народной игры «городки».

Задачи:

  •         Обучать основам народной игры;
  • Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
  • Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность
  • Формировать  положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

Актуальность:

     Движение – это врожденная потребность ребенка и от удовлетворения ее зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада.

     Городки – это демократическая уличная игра, известная многим родителям  с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.  

     Игра «Городки» повышает реакцию, способность к концентрации, сосредоточение, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психо-эмоциональной разгрузкой.

«Городки» учат внутренней дисциплине, развивают упорство, способность мгновенно принимать решения.

      Особенность данной программы в обучении игре «Городки» в достав-лении удовольствия, в сплоченности семейного отдыха, в преемственности поколений.

     Физическое, психическое, социальное благополучие – вот что лежит в основе игры «Городки».

Условия проведения.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 25 - 30 минут

 

Формы и методы оценки.

Результатом работы кружка является самостоятельная организация  игр в группе и на прогулке.

Обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:

  • тестирование каждого ребенка.
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки»;
  • обучить навыкам,  принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты;
  • познакомить с 15 городошными фигурами;
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму);
  • познакомить с понятием  «выбитый и не выбитый городок»;
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок».

Методы работы:

- объяснения.

- уточнение, вопросы к детям.

- показ (демонстрация техники броска).

- изучение техники безопасности  в игре  «Городки»(заучивание правил поведения  во время игры,  правил обращения с битой).

- разучивание (хват ручки биты, исходное положение при броске; замах (заведение биты назад в группировке); хлест в фазе выброса; разгон и выброс биты; техника «связки» двух фаз : замаха и разгона, техника основного броска с полукона и др).

- моделирование проблемных ситуаций в игре (ситуации преодоления страха, волнений, неприятных ощущений).

- закрепление (отработка двигательных навыков бросков биты)

- оттачивание навыков владения основными техниками броска ( метание биты с расстояния 4-х метров).

- совершенствование бросков с полукона и кона.

- оценка игровой деятельности, подчеркивая эффективность  и высокий потенциал каждого ребенка.

Правила поведения на городошной площадке во время занятий

1. Когда на площадке играют в городки, никто из детей, не задействованных в игре, не должен близко играть, бегать, выходить на площадку. На площадке должны находиться только игроки, воспитатель или тренер.

2. Во избежание несчастных случаев необходимо позади «городов» на расстоянии 2 м от них установить забор или сетку высотой 1-1,5 м.

3. Дети бросают биты только по сигналу воспитателя (тренера).

4. Участники, ожидающие своей очереди, должны находиться сбоку от своих «городов» на расстоянии не ближе 3 метров.

5. Выходить на площадку для постановки фигур или сбора бит и городков можно, только если на кону нет спортсменов выполняющих или собирающихся выполнить бросок.

План работы по обучению спортивной игре «Городки».

Месяц

Содержание

Цель

Кол-во

часов

Январь

Беседа 1.                                                                                                                                                                                                                                                                         «Народная игра – «городки»

Игровое упражнение: «Выбей городок»

Беседа 2. «Как действовать битой»

Бросок биты правой, левой рукой

Обследование детей

Формирование представления об игре. Знакомство с правилами игры, терминологией («город», городки, фигуры, бита, кон,  полукон)

Освоение правильного положения рук, ног при броске биты; знакомство с фигурой «забор»

Обучение правильной стойке при броске биты правой рукой, левой, развитие мышцы рук.

Мониторинг результативности:

меткости, дальности, силы мышц.

1

1

1

1

Февраль

Метание  мяча  на дальность, правой, левой рукой:

«Перебрось через флажок»,

«Попади в обруч»,

«Ромашка»

Беседа 3. «Какие бывают фигуры?»

Выбивание фигуры «Бочка»

Беседа 4. Играем по правилам»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Выбивание фигуры «Забор»

Обучение правильной стойке при броске мяча правой рукой, левой, развитие мышцы рук.

Обучение соблюдению правил игры, закрепление знания терминологии, развитие меткости глазомера, силы броска.

Обучение броску биты, развитие глазомера, меткости. Изучение порядка построения фигур.

1

1

2

Март

Беседа 5. «Мы – команда! Умеешь сам – научи других!»

Соревнования между группами

Выбивание фигуры «Письмо»

Создание эмоционального благополучия детей, сближение дошкольного учреждения с семьей. Воспитание чувства сопереживания за свою команду, воспитание способности достойно принимать поражение и победу.

Совершенствование техники броска, укрепление мышц рук, развитие глазомера, воспитание меткости и силы броска.

Отработка точности броска, развитие меткости

1

2

1

Апрель

Соревнования на самый дальний точный бросок среди мальчиков.

Соревнования на самый дальний точный бросок  среди девочек.

Выбивание знакомых фигур по жеребьевке

Обследование детей

Совершенствование способности добиваться высоких результатов, воспитание настойчивости, выдержки.

Совершенствование способности добиваться высоких результатов, воспитание настойчивости, выдержки.

Закрепление умения устанавливать  фигуры в правильном порядке, укрепление мышц  рук, совершенствование силы  броска

Мониторинг результативности:

меткости, дальности броска, силы мышц.

1

 1

1

1

Май

Игры в командах

Поддержание интереса к игре, воспитание желания  и стремления побеждать.

Тренировка броска биты, закрепление правильной работы рук и ног во время броска.

2

2

Июнь

Иры в командах

Спортивный праздник «Играем в городки»

Совершенствование техники броска, укрепление мышцы рук.

Приобщение семьи к здоровому образу жизни, активному совместному участию в спортивных мероприятиях.

3

1

Материально-технические средства:

  1. городошная площадка в физкультурном зале и на открытом воздухе;
  2. городошный инвентарь - биты длиной 60-70 см  и городки;
  3. гимнастические палки.

Методические рекомендации

Подготовка игроков, предусмотренная программой, представляет собой единый педагогический процесс, осуществляемый на основе следующих методических положений:

-        строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей;

-        возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется в сторону последней;

-        непрерывное совершенствование техники и тактики игры в городки;

  • неуклонное соблюдение принципа постепенности роста тренировочных и соревновательных нагрузок.

Вначале следует ознакомить детей с инвентарем: битами и городками, предложить самим построить фигуры. С детьми дошкольного возраста броски следует начинать разучивать со специальных, более легких упражнений с битой. Необходимо выработать у детей определенные умения обращаться с битой, ощущать ее свойства (вес, размеры, зависимость скорости полета от приложенной силы, траектории полета) и выполнять движения рукой и всем телом в соответствии с ними. Для этого предлагается сначала использовать легкие пластмассовые биты, а затем – более тяжелые (деревянные). При этом внимание ребенка направляется на выработку умений управлять битой. После того как дети научатся правильно держать биту и выполнять разнообразные движения с ней, можно перейти к метанию биты на дальность в определенном направлении без прицеливания. Очень важно научить детей бросать биту так, чтобы она летела, вращаясь в горизонтальной плоскости. Далее можно переходить к обучению броску биты по прямой траектории в цель. В процессе обучения дети учатся анализировать полет биты, сравнивать силу броска с дальностью полета биты. Сначала ставится задача: научиться прицельно, попадать в одиночный вертикально стоящий городок, затем количество городков постепенно увеличивается. Для этого используются разнообразные упражнения, игры и эстафеты. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 50-70 см, весом 400-500 г, городки высотой 10-15 см. Правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую команду нужно включать по 3-4 ребенка. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.

Игра будет наиболее эффективной и интересной, если:

  1. составы команд будут смешанными (мальчики и девочки) и равными по силам. Для этого выбирают капитанов команд, а они, в свою очередь, набирают себе игроков. В этом случае при любом итоге игры обиженных не будет;
  2. расстояние от кона и полукона до «города» зависит от возраста играющих: для успеха игры участникам необходимо попадать в городки или задевать их не менее одного раза из двух бросков подряд;
  3. включить негромкую музыку – это добавит положительных эмоций;
  4. задавать время игры – от 5 мин. до 30 минут – в зависимости от целей и задач каждой встречи: завершение игры, пауза для отдыха, смена видов деятельности или отдельное состязание;
  5. подсчет результатов игры будет осуществляться не по количеству затраченных бит, а по количеству выбитых городков или попаданий в фигуры, что поможет оживить игру;
  6. правила игры обсудить заранее перед игрой.

Элементы техники игры в городки:

  1. Хват ручки биты
  2. Исходное положение (стойка)
  3. Замах (отведение биты)
  4. Разгон и выброс биты
  5. Техника основного броска

Изучение техники игры «Городки» происходит поэтапно, по мере освоения простых элементов техники дети переходят к изучению её более сложных элементов.

Хват ручки биты. Ребенок берет биту за ручку правой (левой) рукой так чтобы ладонь руки была обращена кверху. Пальцы обхватывают ручку в замок так, чтобы бита в руке располагалась вдоль предплечья, являясь как-бы продолжением руки.

Исходное положение (стойка). Ребёнок располагается левым боком к «городу», ноги – чуть  шире плеч. Стопы расположены боком к «городу». Вес тела распределен равномерно на обе ноги. Ребенок держит биту в опушенной дальней от «города» руке. Свободная рука – вдоль туловища.

Замах (отведение биты). При замахе ребенок отводит руку с битой в сторону, противоположную направлению броска, свободная рука, согнутая в локте поднимается до горизонтального положения в сторону «города». В конце замаха ребенок держит ладонь бросающей руки кверху. Бита располагается почти горизонтально (ручка чуть выше комля).

Бросок биты. Детей надо сразу начинать учить правильному броску биты!

 

После того как ребенок встает за линию кона, принимает правильную стойку и выполняет замах. Разгон биты выполняется энергичным разворотом ног пятками в сторону-вперед с одновременным разворотом туловища и рук. В этот момент тяжесть тела переносится на левую ногу. Бросок биты заканчивается резкой остановкой бросающей руки на цели. При этом кисть сохраняет свое начальное положение ладонью кверху.

История городошного спорта

Городки - старинная народная игра. Её цель – выбить битой (палкой) городки (рюхи) из «города» (квадрата  или круга).

История игры в городки уходит вглубь  веков, а возникла она как военно-прикладная игра, смысл которой заключался в выбивании противника (фигуры) из города.

Упоминание о старинной русской игре – городках можно найти в собрании русских былин А.Д. Григорьева, где умело играющим в городки изображался легендарный богатырь Добрыня Никитич. В историческом романе «Князь Серебряный»

Очень увлекался городками Петр Великий, новатор, он и здесь внес свою лепту: придумал новые игровые фигуры «Пушка» и «Артиллерия». А генералиссимус Суворов неизменно возил в своей походной сумке набор бит. И в свободное от службы Отечеству время любил позабавиться и выбить пару-тройку фигурок.

А.Н. Толстой писал, что в городки с удовольствием играли русские бояре времён Ивана Грозного. В Государственной публичной библиотеке хранятся альбомы с немецкими и французскими гравюрами 1805-1812 гг., посвящёнными русской игре в городки.

История свидетельствует, что в XIX веке в городки играли почти во всех регионах России, Украины, Белоруссии. Когда говорят об игре в городки до революции и об увлечении ею широких народных масс после 1917 года, обычно имеют в виду игру, по существу, без правил. Условия такой игры произвольно установились «знатоками» из числа играющих. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу первой Всесоюзной Спартакиады.

В послевоенные годы городки были одним из самых массовых видов спорта. В газетах писали, что  по популярности городки уступали, пожалуй, только футболу. Городошные площадки были практически на всех стадионах, во всех домах отдыха, пансионатах, санаториях и пионерлагерях, в парках и даже на территориях заводов и фабрик.

Популярность городков объясняется не только тем, что игра является отличным средством оздоровления, но и тем, что в городки могут играть и дошкольники, и взрослые и пожилые люди, так как этот вид спорта является доступной и интересной игрой с легко дозируемыми нагрузками в постоянном разнообразном движении на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение детей старшего дошкольного возраста игре в "Городки"

Я, Темнова Тамара Алексеевна, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 8 «Аленушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецки...

обучение детей старшего дошкольного возраста игре в "Городки"

Занятие в старшей группе октябрь № 1 – 4.З а д а ч и:1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.3.Познакомить детей с народной ...

Фестиваль по городкам "Городки для всех" среди смешанных команд обучающихся, студентов и педагогов май 2019

Целью Фестиваля является:–  развитие и популяризация игры «Городки» среди обучающихся, студентов и педагогов ДОгМ.Основными задачами Фестиваля являются:&ndash...

Консультация для педагогов и родителей «Игра городки, правила игры в городки»

Консультация для педагогов и родителей  «Игра городки, правила игры в городки»...

Сценарий спортивного мероприятия Раздел: Городки Тема: «Городки» для Дедушки Мороза»

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Весенний Фестиваль "Городки для всех" по игре в городки среди семейных команд 17 апреля 2021 год

Целью Соревнования является:- популяризация и развития исконно русской народной игры «городки», как один из видов физического воспитания. Девиз соревнования – Играем в городки, сохра...

Областной обучающий семинар-практикум «Игра Городки-детям. Методика обучения преподавателей и инструкторов дошкольного и начального школьного образования игре Городки»

Участие в организации и проведении Областного обучающего семинара-практикума «Игра Городки-детям. Методика обучения преподавателей и инструкторов дошкольного и начального школьного образования и...