Статья: "Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей"
статья по физкультуре на тему

Ирина Григорьевна Шамшурова

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей

Шамшурова Ирина Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Аленький цветочек» г. Волжск, Республика Марий Эл (МДОУ №22)

Аннотация

Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана и интеллектуальной деятельностью. Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему физкультурных занятий сюжетно-игрового характера. Суть её состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребёнка движения, игры и сюжета.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребёнка – дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи – воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального.

       Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана и интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата – движения способствуют развитию всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребёнка.

       Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребёнка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-сказки, имитационные игры стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

       Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему физкультурных занятий сюжетно-игрового характера. Суть её состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребёнка движения, игры и сюжета. Каждый из этих компонентов несёт огромные возможности.

      Движения направлены в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и раскрытие функциональных возможностей организма ребёнка. Для этого используются: общеразвивающие упражнения, основные виды движения, коррекционной гимнастики, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, самомассаж и др.

    Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует их мыслительные процессы и двигательную деятельность, а также способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В процессе игр дети совершают множество движений: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, броски мяча и прочее. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Накопление двигательного опыта – одно из главных задач.

     Основная идея сюжета заключается в обеспечении, в процессе физического воспитания ярко выраженной интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

     Сюжетно-игровая форма проведения НОД по физической культуре является одной из интересных форм детской деятельности, и особым успехом пользуется у наших воспитанников. В процессе сюжетно-игровых занятий дети путешествуют в мире и сказок, подражая действиям героев, демонстрируя свои двигательные умения и навыки. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением.    

     Сюжетно-игровая форма проведения НОД способствует тому, что в процессе игры дети проявляют интерес и творчество. К каждому из них подбирается сюжет и готовится стихотворный текст или речитативы, соответствующий не только сюжету занятия, но и движениям детей. Использование сказочных сюжетов способствует повышению интереса дошкольников к занятиям физической культурой, активному и творческому освоению детьми основных движений, формированию и автоматизации двигательных умений и навыков. С помощью сказки мы создаём у детей радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. При этом мы сохраняем трёхчастную структуру НОД (вводная, основная, заключительная части).

     Во вводной части НОД текст решает не только образовательные, но и развивающие задачи: активизирует внимание детей, память, вызывает интерес к происходящему, создаёт эмоционально положительный настрой.

     В основной части НОД текст выполняет несколько функций:

  1. Помогает в развитии психических процессов.
  2. Способствует формированию звуковой культуры речи. Дети запоминают и проговаривают текст.
  3. Является организатором одной из форм активного отдыха детей.
  4. Стимулирует проявления эмоциональных и нравственных качеств детей.
  5. Облегчает формирование двигательных навыков.

    Опыт работы с детьми показывает, что в основной части целесообразно планировать 3-4 вида основных движений, которые выполняются поточным способом, что увеличивает моторную плотность занятия. Игры, эстафеты, комплексные задания закрепляют приобретенные навыки в основных движениях.

     В заключительной части НОД готовим детей к его окончанию.

     Связанные между собой компоненты: движения, игра и сюжет – представляют интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка, и своеобразное средство познания окружающего мира, явлениях природы, быта, а также для подготовки к школе.

Библиографический список:

  1. Волошина Л.Н., Гавришова Е.В. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» - Волгоград: Учитель,2013. – 141с.
  2. Фомина Н.А., Зайцева Г.А. «Сказочный театр физической культуры (физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) – Волгоград: Учитель, 2003. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру....

План "Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

Повышение  профессиональных компетенций по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

План Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

повысить профессиональные компетенции по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Использование нестандартного оборудования на занятиях физкультурой, как средства развития двигательной активности детей младшего возраста

Нестандартное оборудование изготовленное своими руками из различного материала, для занятий физкультурой. Используется в рамках реализации регионального компонента "Байкал - жемчужина сибири"...