Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.
материал по физкультуре на тему

Рыбникова Елена Викторовна

       I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон» - эти и многие другие игры создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр – развеселить, позабавить. Педагогическая ценность ещё и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребёнком, во время досугов и развлечений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx80.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик»

Семинар-практикум

(для воспитателей)

Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

Провела в-ль: Рыбникова Е.В.

2018 г.

Цель:

Активизировать представления педагогов о русских народных играх, как средству приобщения ребёнка к традициям русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
  2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.
  3. Раскрыть внутренний потенциал педагогов.
  4. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Ход проведения

Уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящён русским народным играм – как средству приобщения ребёнка к традициям русского народа. План нашего мероприятия состоит из трёх частей:

  1. Теоретическая часть
  2. Познавательная часть
  3. Практическая часть

  1. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон» - эти и многие другие игры создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр – развеселить, позабавить. Педагогическая ценность ещё и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребёнком, во время досугов и развлечений.

Наиболее элементарные из игр зародились ещё в глубокой древности и напоминают игры животных, это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям). Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и представляет ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, является необходимым условием для познания дошкольникам окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдаёт предпочтение русским народным играм. Такие игры вобрали в себя лучше национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребёнка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть всё: и фольклорный текст и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определённые правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Педагоги детского сада широко используют игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях, где приходят к ним различные персонажи из сказок, которые играют сними в подражательные игры – «Петя петушок», «Вышла курочка гулять»; хороводные «Заинька», «Золотые ворота», «Горелки»; игры-забавы «Бабка-ёжка», для детей старших подготовительных групп игры-состязания «Перетягивание каната» и т.д.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести воспитателю до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к её традициям.

Подводя итог, хочется отметить, что русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

  1. Воспитатели называют русские народные игры и считалки.

  1. Мини-квест игра «Найди мешочек»

По стенам и окнам музыкального зала прикреплены синие стрелки с заданиями в стихотворной форме.

  1. На носочки дружно встали,

И руками помахали.

  1. А теперь присели, встали

Наклонились влево, вправо,

И вперёд пошли все браво.

  1. Ветер сильный вдруг подул

Закружились все вокруг

  1. Выше ноги поднимаем,

Через кочки все шагаем

  1. Ну-ка за руки беритесь

Змейкой весело промчитесь

  1. А теперь пришла пора

В ладоши хлопай – детвора

Мешочек синий вы нашли

Там атрибуты для игры

Педагоги достают из мешочка атрибуты называют их и проводят с ними игру. Затем с помощью считалки выбирают водящего.

Игра «Жмурки с колокольчиком» (образуя круг, жмурка ловит игрока с колокольчиком)

Ведущий знакомит педагогов с русскими народными играми.

1. «Заря-зарница»

(дети стоят по кругу плечо к плечу. Водящий идёт по часовой стрелке с ленточкой в руках и произносит слова:

«Заря-зарница»

Красная девица

По лесу бродила

Ключи обронила

Останавливается и кладёт ленточку на плечо одному из играющих  и быстро бежит по часовой стрелке, а игрок с ленточкой в противоположную сторону. Кто быстрее пробежав круг, займёт пустое место, кто не успел – водящий.

2. «Солнце»

В центре круга водящий, игроки идут по кругу и произносят слова:

Гори солнце ярче

Лето будет жарче

А зима теплее

А весна милее

На третью строчку идут в центр круга, на четвёртую назад. «Солнце» «произносит слово «Горю» и ловит игроков.

3. «Горелки с платком»

4. «Стоп»

5. «Жмурки с колокольчиком»

6. «Водяной»

В заключении ведущий предлагает просмотреть альбомы с русскими народными играми и считалками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...