Оценка уровня физической подготовленности дошкольников
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

В пособии освещены условия и методика организации обследования физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Педагогам предложена схема оценки двигательной деятельности дошкольников. Систематизирован методический материал по составлению индивидуальной карты физической подготовленности детей, приведена шкала оценки темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_fiz.podgotovlennosti.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Платонова Т.В.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Якутск 2006



ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

Платонова Т.В.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие

для студентов педагогического колледжа, воспитателей

и инструкторов по физической культуре ДОУ

Якутск 2006

Одобрено и рекомендовано к печати Учебно-методическим советом

Якутского педагогического колледжа №2

Рецензенты:

Антипина О.А. инструктор по физической культуре ДОУ №11 «Кораблик» УО МО «Город Якутск»

Панина С.В. к.п.н. преподаватель ПИ ЯГУ г. Якутск

Платонова Т.В. Оценка уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста (методическое пособие для студентов педагогического колледжа, воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ). Якутск, 2006, - 24 с.

В пособии освещены условия и методика организации обследования физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Педагогам предложена схема оценки двигательной деятельности дошкольников. Систематизирован методический материал по составлению индивидуальной карты физической подготовленности детей, приведена шкала оценки темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста.


ВВЕДЕНИЕ

        

Одной из составных  характеристик физического состояния организма является его физическая подготовленность. Ее диагностика позволяет:

  • Определить степень соответствия двигательных функций возрастным нормам, определить причины отставания или опережения в усвоении программного материала;
  • Выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
  • Развивать интерес  к занятиям физической культурой;
  • Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • Учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем развития физических качеств (сила, ловкость, быстрота, равновесие, ловкость, гибкость, координационные возможности) и степенью сформированности двигательных навыков (основных движений – бег, прыжки, лазание, метание). Между физическими качествами и двигательными умениями существует, тесная взаимосвязь (Г. Лескова, Н. Ноткина). Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность.

С целью оценки физической подготовленности дошкольников рекомендуется (Г. Лескова, Н. Ноткина, Г. Олонцева, М. Рунова, В. Зимонина и др.) используются различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Эти тесты отличаются доступностью выполнения, не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для проведения. Во время тестирования важно учитывать индивидуальные возможности ребенка, внимательно следить за внешними признаками утомления.

Оценку физической подготовленности следует проводить не менее двух раз в год (в сентябре и в мае). Первичное и повторное обследование детей должно проводиться в одинаковых условиях в течение месяца. В зависимости от двигательной функции, диагностика проводится  с группой или с подгруппой детей (5-8- детей). В детском саду из числа медико-педагогического персонала создается группа, члены которой определяют между собой функции предварительной подготовки, проведения и оформления документации.  Перед выполнением контрольных заданий следует проводить небольшую разминку, упражнения которой подбираются в зависимости от характера обследуемого качества.

Результаты, полученные в ходе обследования, заносятся в заранее подготовленный протокол, а также в «Индивидуальную карту физической подготовленности ребенка». Диагностируя детей, необходимо обращать внимание не только на количество детей с высоким, средним и низким уровнем развития, но и на темп прироста физических качеств, а также за счет чего он достигнут.  Для оценки темпов прироста показателей физических качеств целесообразно воспользоваться формулой, предложенной В.И.Усаковым:    W=  100 х (V2 –V1)

                           0,5 х (V1+ V2) 

где W- темпы прироста показателей физических качеств, %;

V 1 – исходный уровень;

V 2 – конечный уровень.

Шкала оценки темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

От 8 до 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественно-двигательной активности.  

От 10 до 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания.

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

Результаты физической подготовленности ребенка (возрастной группы в целом) наряду с другими показателями (антропометрические измерения, пробы функциональных возможностей, обследование осанки и стопы, показатели двигательной активности и эмоциональной сферы детей) обсуждается на медико – педагогическом совете дошкольного учреждения, информация доводится до сведения родителей. На основе анализа полученных данных, дошкольным учреждением разрабатывается план-программа оптимизации (улучшения) физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Приведенные в  данном пособии ориентировочные показатели развития основных движений и физических качеств детей дошкольного возраста соответствуют исследованиям Г.Лесковой и Н.Ноткиной (Санкт-Петербург).


Индивидуальная карта физической подготовленности

(заполняется 2 раза в год: в сентябре и в мае)

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________

Возраст ребенка _____________________________________________________________

Дата составления диагностической карты ______________________________________

Общее состояние здоровья (заболевание в днях за год) ___________________________

Профили заболевания ________________________________________________________

Обследуемые характеристики

Количественные

показатели

Качественные показатели

Оценка темпов прироста

(на конец учебного года)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1. Степень развития  основных движений:

1.1. Бег на 30 м.

1.2. Прыжок в длину с разбега

1.3. Прыжок в высоту с разбега

1.4. Метание на дальность

       (правой рукой)

1.4. Метание на дальность

       (левой рукой)

1.5.Лазание по гимнастической стенке

2. Уровень развития физических качеств

2.1. Сила рук

2.2. Сила ног

2.3. Гибкость

2.4. Выносливость

2.5. Ловкость

2.6. Равновесие

2.7. Подбрасывание и ловля  мяча

2.8. Отбивание мяча от пола

Результаты обследования в начале года (уровень физической подготовленности)

Рекомендации МПС ДОУ:

Результаты обследования в конце года (уровень физической подготовленности)

Рекомендации МПС ДОУ:

Воспитатель:                                             __________________________________

Инструктор по физической культуре: ___________________________________

1. Обследование основных движений

1.1. Бег на 30 метров  (4-7 лет)

Оборудование и место проведения:

  • физкультурный зал или спортивный участок детского сада;
  • беговая дорожка  шириной 2-3 м., длиной не меньше 40 м.;
  • отметки стартовой и финишной линии  (зрительный ориентир на финише - флажок, кубик и т.п.);
  • секундомер.

Количество обследующих и их обязанности:

  • инструктор или воспитатель проводит разминку с детьми, уточняет правила, стоит на старте с флажком;
  • медсестра располагается у финишной линии с секундомером у края беговой дорожки, фиксирует секундомером время пробегания и сообщает его методисту, заполняющему протокол;
  • методист наблюдает особенности бега каждого ребенка: положение головы, туловища, координацию движений, качество «полета», прямолинейность движения; вносит в протокол количественные и качественные показатели бега.

Подготовительные упражнения:

  1. «Рисуем головой» И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4-5 раз).
  2. «Боксеры» И.п. встать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Энергично, резко выпрямлять поочередно руки вперед, слегка поворачивая и наклоняя туловище вперед (4-5 раз).
  3. «Рисуем коленом» И.п. одна нога,, согнутая в колено, поднята  отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 – круговое движение коленом левой. Правой ноги; 4 – вернуться в и.п. (по 4-5 раз).
  4. «Подскоки» И.п. стоя, подпрыгивать на месте в среднем и быстром темпе под удары бубна разными способами – на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу, ноги вместе – ноги врозь, ноги скрестно – ноги врозь.

Варианты:

а)  выполнять прыжки с разными положениями рук – на поясе, в стороны, к плечам, вверх;

б) с окончанием ударов в бубен быстро присесть на пол.

Методика обследования:

Одновременно к линии, находящейся на расстоянии 1 м. от старта подходят 2-е детей, принимают стартовую  позу не заходя за линию (выставление вперед одной ноги, наклон корпуса, сгибание рук в локтях); стартер падает команду «На старт», «Внимание», поднимает вверх флажок, командует «Марш» и опускает флажок; дети бегут минуя финиш до ориентира не сбавляя скорости. Не следует торопить детей корректируя бег, не подсказывать элементы техники.  Бег  может быть кратко оценен «хорошо», «молодец» и т.д. Затем поочередно бегут следующие дети. Показатели в беге фиксируются с двух попыток.


Протокол обследования  бега на 30 метров

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные показатели

Качественные показатели

Качественные показатели бега на скорость

Младший возраст

  1. Туловище прямое или немного отклонено
  2. Выраженный момент «полета»
  3. Свободное движение рук
  4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры

Средний возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50 градусов).
  4. Ритмичность бега.

Старший возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 60-70 градусов).
  4. Прямолинейность, ритмичность бега.

Ориентировочные показатели  бега на скорость (30 м. в мин.)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

4

Мальчик

9,4 –8,7

9,5 –9, 9

10,0 – 10,7

Девочка

9,8 – 8,7

9,9-10,2

10,3 – 12,7

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

5

Мальчик

8,3 – 7,9

8,4 – 9,2

9,3 – 10,0

Девочка

8,8 – 8,3

8,9 – 9,2

9,3 – 10,2

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

6

Мальчик

7,6 – 7,5

7,7 – 8,2

8,3 – 8, 5

Девочка

8,2 – 7,8

8,3 – 8,8

8,9 – 9,2

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

7

Мальчик

7,2 – 6,8

7,3 – 7,5

7,6 – 8,0

Девочка

7,5 – 7,3

7,6 – 7,9

8,0 – 8,7

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

1.2. Прыжок в длину с разбега (6-7 лет)

Оборудование и место проведения:

  • физкультурный зал или спортивный участок детского сада;
  • прыжковая яма или мат;
  • твердая опора перед прыжковой ямой;
  • сантиметровая лента;
  • метровая линейка.

Количество обследующих и их обязанности:

  • Воспитатель проверяет готовность детей; проводит разминку, если в этот день не было физкультурного или музыкального занятия; устанавливает очередность между детьми; приглашает на выполнение прыжка, уточняет правила.
  • Медсестра называет результаты прыжка методисту, разравнивает поверхность прыжковой ямы;
  • Методист наблюдает технику выполнения прыжков и вносит в протокол количественные и качественные показатели.

Подготовительные упражнения:

  1. Ходьба на месте с высоким подниманием колен, с энергичным взмахом рук. (16-20 шагов).
  2. Бег на месте и с ускорением по прямой дорожке.
  3. И.п.: ноги на ширине ступни. Поднять руки вперед-вверх, подняться на носки (вдох), опуститься на полную стопу, согнуть колени, опустить руки вперед-назад до отказа (выдох), выпрямиться. (6-8 раз).
  4. «Приседание». И.п.: руки вытянуты вперед, чуть шире плеч, ладони внутрь. Присесть, колени слегка развести, выпрямиться, развести руки в стороны, опустить (8-10 раз).
  5. «Подскоки» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте, с поворотом, с продвижением вперед (20-24 раз).

Методика обследования:

Приглашаются 1-2 ребенка, одному из них предлагается выполнить упражнение с разбегом по прямой дорожке и прыгнуть как можно дальше. Недопустима подсказка элементов техники движения.  Прыгнувший ребенок сходит с места приземления и  становится в конец колонны. Фиксируется место прикосновения пяток на прыжковой яме или мате. Если ребенок неправильно приземлился; обследующий приставляет линейку или планку от места приземления перпендикулярно лежащей на полу планки и определяет длину прыжка. Каждому ребенку дается подряд три  попытки. В протоколе фиксируется лучший результат.

Протокол обследования прыжков в длину с разбега

Фамилия, имя

ребенка,

возраст

Количественные показатели

 (в см.)

Качественные показатели

И.П.

Толчок

Полет

Приземление

Качественные показатели прыжка в длину с разбега

  1. И.П. а) равноускоренный разбег на носках, корпус слегка наклонен вперед; б) энергичная работа полусогнутых в локтях рук, корпус вперед.
  2. Толчок: а) толчковая нога почти прямая, ставится на всю ступню, маховая нога выносится вперед-вверх; б) прямое положение туловища; в) руки вверх – вперед.
  3. Полет: а) маховая нога вперед-вверх, к ней подтягивается толчковая нога, туловище почти прямое, одна нога идет вверх, другая - насколько в сторону; б) наклон туловища вперед, группировка; в) ноги (почти прямые) вперед, руки вниз - назад.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с перекатом с пятки на всю ступню; б) ноги согнуты в коленях, туловище наклонено; в) руки движутся свободно вперед.

Ориентировочные показатели  прыжков в длину с разбега (см)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6

Мальчик

167

125 - 140

100

Девочка

153

115 -135

100

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

7

Мальчик

240

200 –225

180

Девочка

220

182 -205

180

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

1.3.  Прыжок в высоту с разбега (6-7 лет)

Оборудование и место проведения:

  • физкультурный зал или участок;
  • дорожка шириной 2,5-3 м., длиной 5-10 м. (ковровая или резиновая);
  • прыжковая яма или мат;
  • доска для отталкивания в прыжке;
  • стойки;
  • веревка длиной 5-6 м. с массой 100 гр.;
  • зрительный ориентир на веревке.

Количество обследующих и их обязанности:

  • воспитатель проводит разминку, уточняет очередность и правила;
  • медсестра стоит в предполагаемом месте приземления ребенка с правой стороны;
  • методист наблюдает за техникой выполнения прыжка и заполняет протокол.

Подготовительные упражнения

  1. Ходьба на месте с высоким подниманием колен, с энергичным взмахом рук. (16-20 шагов).
  2. Бег на месте и с ускорение по прямой дорожке
  3. «Махи руками». И.п.: стоя ноги расставлены, руки опушены вниз. Быстро и энергично выполнять махи руками вверх, вниз, меняя положение рук – правая рука вверху, левая внизу и наоборот – левая вверху, правая внизу.
  4. «Махи ногами». И.п.: стоя боком, держась за опору; выполнять энергичные шаги ногами вперед назад правой ногой повернуться в другую сторону и выполнять махи левой ногой.
  5. Приседание». И.п.: руки вытянуты вперед, чуть шире плеч, ладони внутрь. Присесть, колени слегка развести, выпрямиться, развести руки в стороны, опустить (8-10 раз).
  6. «Подскоки» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте, с поворотом, с продвижением вперед (20-24 раз).

Методика обследования:

Участвуют дети, знакомые с данным движением. Детям предлагается выполнить задание – разбежаться, сильнее оттолкнуться и прыгнуть.  После того, как все дети взяли указанную высоту, веревку поднимают на  5 см. и упражнение повторяется.  Если ребенок не смог преодолеть следующую высоту, то в протоколе фиксируется результат предыдущей попытки.  На 3-ю и 4-ую попытки приглашаются дети, взявшие предыдущую высоту.

Протокол обследования прыжков в высоту с разбега

Фамилия, имя

ребенка,

возраст

Количественные показатели

 (в см.)

Качественные показатели

И.П.

Толчок

Полет

Приземление

Качественные показатели прыжка в высоту с разбега

  1. И.П. а) разбег с ускорением на последних шагах; б) энергичная работа полусогнутых в локтях рук, корпус вперед.
  2. Толчок: а) выпрямление толчковой ноги с резким выносом вперед – вверх маховой; б)  наклон туловища вперед; в) сильный мах руками вверх.
  3. Полет: а) подтягивание толчковой ноги к маховой, группировка; б) руки вперед - вверх.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с перекатом с носка на всю ступню; б) туловище наклонено вперед; в)руки движутся свободно вперед; г) сохранение равновесия при приземлении (шаг вперед - в сторону).

Ориентировочные показатели  прыжков в высоту с разбега

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6

Мальчик

Девочка

65

62

48 - 54

47 – 53

40

40

7

Мальчик

Девочка

70

65

60 - 65

55 – 58

50

50


1.4. Метание вдаль (4-7 лет)

Место проведения и оборудование:

  • физкультурный зал или спортивный участок детского сада;
  • дорожка длиной 15-20 м., шириной 4-5 м., заранее размеченная на метры и через каждые 50 см. флажками или мелом;
  • рулетка для определения количественного результата метания, мел;
  • мешочки массой 200 гр. двух цветов (для младшей и средней группы массой 150 гр.);
  • 2 коробки для мешочков.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проверяет готовность детей, напоминает правила, устанавливает очередность;
  • медсестра подводит итоги метания обеими руками;
  • методист заполняет протокол.

Подготовительные упражнения:

  1. «Круговые движения руками». И.п.: стоя, ноги врозь. Выполнять круговые движения руками вперед, назад;
  2. «Рывки руками в стороны». И.п.: стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Выполнять энергичные рывки в стороны;
  3. «Повороты туловища в стороны» И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны.  Выполнять энергичные повороты туловища, не опуская руки ниже уровня груди.

Методика обследования:

К указанной черте воспитатель приглашает 4-5 детей, уточняет очередность. Ребенку предлагается удобно встать и бросить как можно дальше мешочек поочередно правой и левой рукой. Учитывается расстояние от начальной черты до места падения мешочка на землю (дальнейшее скольжение по земле не учитывается).

Протокол обследования метания вдаль

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные показатели

Качественные показатели

Качественные показатели метания вдаль

Младший возраст

  1. И.П. стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
  2. Замах: небольшой поворот вправо.
  3. Бросок: с силой.

Средний возраст

  1. И.П. а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, б) предмет в правой руке на уровне груди;
  2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз - назад; в) поворот в направлении броска, правая рука – верх – вперед.
  3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль - вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.
  4. Сохранение равновесия.

Старший возраст

  1. И.П. а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть - вниз.
  2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левая – на носок; б) одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз -  в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх, спина прогнута – «положение натянутого лука».
  3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль - вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.
  4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранить равновесие.

Ориентировочные показатели  метания вдаль

 (в см. - правой рукой / левой рукой)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

Мальчик

Девочка

5,5/4,8

5,2-3,7

4,1/3,4

3,4/2,8

2,5/2,0

2,4/1,8

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие двум показателям

Соответствие одному показателю

5

Мальчик

Девочка

7,5/4,7

5,9/4,5

5,7/4,2

4,4/3,5

3,9/3,0

3,5/2,5

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

6

Мальчик

Девочка

9,8/5,9

8,3/5,7

7,9/5,3

5,4/4,7

4,4/3,3

3,3/3,0

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

7

Мальчик

Девочка

13,9/10,8

11,8/8,0

10,0/6,8

8,3/5,6

6,0/5,0

5,5/4,6

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям


1.5. Лазание по гимнастической стенке (6-7 лет)

Место проведения и оборудование:

  • физкультурный зал;
  • гимнастическая стенка для лазания высотой 3 м.;
  • мат.

Количество обследующих и их обязанности:

  • воспитатель проверяет готовность детей, устанавливает очередность, осуществляет страховку, напоминает правила;
  • второй обследующий наблюдает технику  лазания и вносит качественные показатели в протокол.

Подготовительные упражнения:

  1. «Ноги вверх». И.п.: стоя, ноги вместе, руки с гимнастической палкой на уровне. Поднять согнутую правую ногу, опустить; поднять согнутую левую ногу, опустить (6-8-раз)
  2. «Присед». И.п.: стоя, держаться обеими руками за гимнастическую палку. Присесть и вернуться в И.П. (6-8 раз в спокойном темпе);
  3. «Палку вверх». И.п.: сидя, гимнастическая палка сбоку в правой руке. Поднять палку вверх над головой  перехватить левой рукой, опустить вниз слева, поднять шест левой рукой, перехватить правой и опустить исходное положение (6-8 раз)

Методика обследования:

Дети приглашаются на выполнение задания согласно списку. Поочередно влезают  до указанной высоты и спускаются вниз. В протоколе фиксируются  движение положение головы, положение рук на перекладине, расстояние между ними, хват, наличие координации движений. В протокол заносятся характерные для данного движения элементы и отмечается появление более сложных элементов.

Протокол обследования лазания по гимнастической стенке

Фамилия, имя и возраст ребенка

Скорость подъема и спуска

Качественные показатели

Переменный

шаг

Согласованность движений

рук и ног

Ритмичность

Показатели  скорости лазания разноименным способом

 (в см.  – подъем / спуск)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6

Мальчик

Девочка

17,7/13,0

12,5/12,5

27,8/23,8

27,4/24,6

43,2/37,6

39,2/41,2

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

7

Мальчик

Девочка

54,0/48,0

51,0/54,1

34,8/34,6

33,6/35,8

21,6/21,6

18,7/24,8

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям


2. Обследование физических качеств

2.1. Бросок набивного мяча (4 -7 лет)

(рекомендуется для обследования развития силы рук)

Место проведения и оборудование:

  • физкультурный зал или спортивный участок детского сада;
  • дорожка длиной 10 м., заранее размеченная через каждые 50 см. флажками или мелом, яркие стойки;
  • рулетка для определения количественного результата метания, мел;
  • набивные мячи массой 500 гр. для 4-5 лет и  массой 1000 гр. для детей 6-7 лет.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проверяет готовность детей, напоминает правила, устанавливает очередность;
  • медсестра подводит итоги броска;
  • методист заполняет протокол.

Подготовительные упражнения:

  1. Ходьба на четвереньках;
  2. «Круговые движения руками». И.п.: стоя, ноги врозь. Выполнять круговые движения руками вперед, назад;
  3. «Рывки руками в стороны». И.п.: стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Выполнять энергичные рывки в стороны;
  4. «Повороты туловища в стороны» И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны.  Выполнять энергичные повороты туловища, не опуская руки ниже уровня груди.

Методика обследования:

К указанной черте воспитатель приглашает 1 ребенка, которому предлагается добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из И.П. стоя, ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. В момент броска ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вперед вслед за произведенным броском. Ребенок совершает три броска, лучший результат учитывается в протоколе.

Протокол броска набивного мяча двумя руками из-за головы

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные

 показатели

Уровень

Ориентировочные показатели  броска набивного мяча двумя руками из-за головы (в см.)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

Мальчик

Девочка

>

117-185

97-178

<

5

Мальчик

Девочка

>

187-270

138-221

<

6

Мальчик

Девочка

>

221-303

156-256

<

7

Мальчик

Девочка

>

242-360

193-311

<


2.2. Прыжок в длину с места (4-7 лет)

(рекомендуется для обследования развития силы ног)

Оборудование и место проведения:

  • физкультурный зал или спортивный участок детского сада;
  • прыжковая яма или мат;
  • твердая опора перед прыжковой ямой;
  • сантиметровая лента;
  • метровая линейка или планка.

Количество обследующих и их обязанности:

  • Воспитатель проверяет готовность детей; проводит разминку, если в этот день не было физкультурного или музыкального занятия; устанавливает очередность между детьми; приглашает на выполнение прыжка, уточняет правила.
  • Медсестра называет результаты прыжка методисту, разравнивает поверхность прыжковой ямы;
  • Методист наблюдает технику выполнения прыжков и вносит в протокол количественные и качественные показатели.

Подготовительные упражнения:

  1. Ходьба на месте с высоким подниманием колен, с энергичным взмахом рук. (16-20 шагов).
  2. И.п.: ноги на ширине ступни. Поднять руки вперед-вверх, подняться на носки (вдох), опуститься на полную стопу, согнуть колени, опустить руки вперед-назад до отказа (выдох), выпрямиться. (6-8 раз).
  3. «Приседание». И.п.: руки вытянуты вперед, чуть шире плеч, ладони внутрь. Присесть, колени слегка развести, выпрямиться, развести руки в стороны, опустить (8-10 раз).
  4. «Подскоки» И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте, с поворотом, с продвижением вперед.(20-24 раз).

Методика обследования:

Приглашаются 3-4 ребенка, одному из них предлагается встать на опору носками к линии, начерченной на опоре и прыгнуть как можно дальше. Недопустима подсказка элементов техники движения.  Прыгнувший ребенок сходит с места приземления и  становится в конец колонны. Фиксируется место прикосновения пяток на прыжковой яме или мате. Если ребенок неправильно приземлился; обследующий приставляет линейку или планку от места приземления перпендикулярно лежащей на полу планки и определяет длину прыжка. Каждому ребенку дается подряд три  попытки. В протоколе фиксируется лучший результат.

Протокол обследования прыжков в длину с места

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные показатели

Качественные показатели

Качественные показатели прыжка в длину с места

Младший возраст

  1. И.П. присев, на слегка расставленных ногах.
  2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
  3. Полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное.
  4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

  1. И.П. а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вверх – вперед.
  3. Полет: а) руки вперед – вверх; б) туловище и руки выпрямлены.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

Старший возраст

  1. И.П. а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вверх – вперед.
  3. Полет: а) руки вперед – вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) полусогнутые ноги вперед.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед. с перекатом с пятки на всю ступню; б) колен полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед – в стороны; г) сохранение равновесия при приземлении.

Ориентировочные показатели  прыжков в длину с места 

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

Мальчик

70  и  >

58,0 – 69,5

57 и <

Девочка

70  и  >

60,0 – 69,0

59 и <

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

5

Мальчик

92  и  >

77, 1 – 91,6

76 и <

Девочка

87  и  >

76,2 и 86, 5

75 и <

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

6

Мальчик

101   и >

86, 3 и 100,0

85 и <

Девочка

100  и >

88,0 и 99,6

87 и <

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям

7

Мальчик

113 и >

100 и 112,7

99 и <

Девочка

114 и >

98 и 113,4

97 и <

Уровень

Соответствие всем показателям

Соответствие трем показателям

Соответствие двум показателям



2.3. Тест на определение гибкости  4 -6 лет)

Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок

Место проведения и оборудование:

  • физкультурный зал, гимнастическая скамейка;
  • линейка для определения количественного результата, флажок или яркая игрушка;

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проверяет готовность детей, напоминает правила, устанавливает очередность, регистрирует уровень наклона;
  • методист заполняет протокол.

Подготовительные упражнения:

Упражнения из разных И.П. с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне, коснуться пальцами пол при наклоне из положения сидя,   коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч руками как можно дальше из положения сидя ноги в стороны, поднять прямые ноги как можно выше из положения лежа на животе.

Методика обследования:

        Поочередно каждому ребенку предлагается встать на скамейку, наклониться и, не сгибая колени достать флажок. Во время выполнения можно придерживать ребенка за колени, измеряется величин наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребенок делает две попытки.

Протокол обследования гибкости

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные

 показатели

Уровень

Ориентировочные показатели  величины наклона стоя на гимнастической скамейке (в см.)

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

Мальчик

Девочка

>

1-4

3-7

<

5

Мальчик

Девочка

>

2-7

4-8

<

6

Мальчик

Девочка

>

3-6

4-8

<


2.4. Тест на определение выносливости (5-7 лет)

Определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата

Место проведения и оборудование:

физкультурный зал или спортивная площадка с дорожкой

  • 90м. – для детей 5 лет,
  • 120 м. – для детей 6 лет,
  • 150 м. и 300 м. – для детей 7 лет.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проводит разминку, вместе с детьми бежит к линии финиша;
  • медсестра следит за самочувствием детей;
  • методист заполняет протокол.

Подготовительные упражнения:

Различные виды ходьбы, разнообразные упражнения для мышц рук, туловища, ног – махи, круговые движения головы, туловища, повороты, наклоны, приседания, подскоки на месте и с продвижением вперед.

Методика обследования:

        Тест проводится с подгруппой 5-7 человек, сформированной с учетом уровня двигательной активности. Дети подходят к линии старта. Воспитатель дает команду «На старт» и включает секундомер. Инструктор по физической культуре бежит вперед колонны в среднем темпе, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.  

        

Протокол обследования гибкости

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные

 показатели (продолжительность бега)

Длина

дистанции

Ориентировочные показатели  бега на определении выносливости (в сек.)

Возраст

Длина дистанции

Продолжительность бега

5

90 м.

30,6-25,0

6

120 м.

300 м.

35,7-29,2

107,2-84,2

7

150 м.

300 м.

41,2-33,6

101,2-81,8


2.5. Тест на определение ловкости (4-7 лет)

Место проведения и оборудование:

физкультурный зал  и беговая дорожка длиной 10м., с расставленными по всей длине кеглями или кубиками.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проводит разминку, инструктирует детей;
  • методист заполняет протокол.

Подготовительные упражнения:

Различные виды ходьбы, разнообразные упражнения для мышц рук, туловища, ног – махи, круговые движения головы, туловища, повороты, наклоны, приседания, подскоки на месте и с продвижением вперед.

Методика обследования:

        Ребенок по команде воспитателя бежит по 10-метровой дистанции, на которой по прямой установлены предметы (кегли или кубики) в количество 8 штук. Ребенок пробегает между предметами змейкой.  Дается 3 попытки, фиксируется лучший результат

        

Протокол обследования ловкости

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные

 показатели

(в сек.)

Длина

дистанции

Ориентировочные показатели  бега на 10 м.

между предметами определение ловкости (в сек.)

Возраст

Пол

Количественные показатели

4

Мальчик

Девочка

8,5-8,0

9,5-9,0

5

Мальчик

Девочка

7,2-5,0

8,0-7,0

6

Мальчик

Девочка

5,0-1,5

6,0-5,0


2.6. Тест на определение функции равновесия (4-7 лет)

Место проведения и оборудование:

физкультурный зал или групповая комната, секундомер, протокол.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проводит разминку, инструктирует детей, проводит оценку;
  • методист заполняет протокол.

Методика обследования:

        Ребенок встает в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

        Оценку рекомендуется проводить в игровой форме: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п. стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п. стоя на носках, руки на поясе): детям 6 лет изобразить «Цаплю» (и.п. стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

        

Протокол обследования функции равновесия

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Количественные

 показатели (в сек.)

Количественные

 показатели (в сек.)

Ориентировочные показатели  удержания на одной ноге (в сек.)

Возраст

Пол

Количественные показатели

4

Мальчик

Девочка

3,3-5,1

5,2-8,1

5

Мальчик

Девочка

7,0-1,8

9,4-14,2

6

Мальчик

Девочка

40-60

50-60


2.7. Тест на оценку координации движений (5-7 лет)

Подбрасывание и ловля мяча - тест выявляет   ловкость и координацию

Отбивание мяча от пола тестирует ловкость, скорость реакции, устойчивость позы

Место проведения и оборудование:

физкультурный зал, мячи диаметром 20 см., протокол.

Количество обследующих, их обязанности:

  • воспитатель проводит разминку, инструктирует детей, проводит оценку;
  • методист заполняет протокол.

Методика обследования:

Подбрасывание и ловля мяча -  ребенок принимает и.п. (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

Отбивание мяча от пола   - ребенок принимает и.п. (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

        

Протокол обследования координации движений

Фамилия, имя

ребенка

Возраст

Подбрасывание и ловля мяча

(количество)

Отбивание мяча от пола

(количество)

Ориентировочные обследования координации движений (количество)

Возраст

Пол

Подбрасывание и ловля мяча (количество)

Отбивание мяча от пола

(количество)

5

Мальчик

Девочка

15-25

15-25

5-10

5-10

6

Мальчик

Девочка

26-40

26-40

11-20

10-20

7

Мальчик

Девочка

45-60

40-50

35-70

35-70

 Литература:

  1. Ефименко Н.Н. О педагогическом контроле в физическом воспитании дошкольников. Одесса. 1994.
  2. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития дошкольников в норме и патологии. Одесса. 1994.
  3. Зимонина В.Н. Программа РОСИНКА «Расту здоровым». М., 2003. с. 55-81.
  4. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. 1985.
  5. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М. 2002. с. 262 – 265.
  6. Комплексная оценка физического состояния детей на Севере. Якутск. 2000.
  7. Лескова Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1989. - №10. – С.35.
  8. Олонцева Г.Н. Организация контроля за физическим воспитанием в детских садах. Иркутск. 1985.
  9. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста // Сост. Н.А. Ноткина, Л.А. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб., 1995 (к программе «Детство»)  
  10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000 (к программе «Истоки»)
  12. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989.
  13. Шебеко В.И. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М. 1996.



ДЛЯ ЗАМЕТОК




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного  комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)...

Коррекционная работа с детьми низкого уровня физической подготовленности, имеющими соматическую слабость.

В плане работы  отражены задачи на каждый день месяца по развитию физических качеств и умений, сенсорных способностей, мелкой моторики. Содержание работы распределено на весь учебный год. Работа ...

Оценка физической подготовленности дошкольника

Оценка физической подготовленности дошкольника Показатели ходьбы.Младший возраст - сохранение направления, прямая осанка, координация рук и ног, правильная постановка стоп ног, не шаркая ногамиС...

Оценка уровня физической подготовленности детей.

Оценка уровня физической подготовленности детей....

Определение уровня физической подготовленности. Общероссийская система мониторинга физического развития детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916).

Определение уровня физической подготовленности.Общероссийская система мониторинга физического развития детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916)....

Оценка уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста

Диагностику уровня физической подготовленности к игре в баскетбол детей 5-7 лет рекомендуется осуществлять 2 раза в год (в сентябре и в мае)....

Оценка физической подготовленности дошкольника

Оценку физической подготовленности следует рассматривать  как  целостный  процесс,  сочетающий в себе постоянные  наблюдения за ребёнком в процессе  занятий  по ...