Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .
консультация по физкультуре по теме

Храмцова Юлия Юрьевна

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Здоровье нации - это, прежде всего, здоровье детей. Не следует забывать, что здоровье ребенка, формирование основ здорового образа жизни закладывается в детстве. Общеизвестно, что упор на интеллектуальное развитие ребенка зачастую приводит к снижению уровня их двигательной активности и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья. В старших группах детского сада происходит увеличение числа учебных занятий, что часто влечет за собой двигательную пассивность, снижение уровня физического развития, нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Уровень двигательной активности у всех детей разный и зависит как от особенностей нервной системы, так и образа жизни, привычек. Чрезмерная двигательная активность, характерная для некоторых дошкольников, зачастую приводит к перегрузке организма, перевозбуждению нервной системы ребенка и может являться неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье и уровень физического развития. Недостаточная двигательная активность приводит к нарушению в работе различных функций и систем организма, снижению иммунитета, отставанию в физическом развитии.

Специалисты подчеркивают, что в отличие от традиционного подхода, где главная функция педагога - непосредственная организация двигательной деятельности детей, передача им в этой деятельности своего взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль. Эта роль заключается в создании таких условий, при которых будет обеспечена потребность ребенка в движении, обогащен двигательный опыт, развиты двигательные навыки и физические качества, учтены индивидуальные особенности, интересы, возможности, потребности и способности каждого ребенка.

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучению в школе. Считается, что в физическом воспитании дошкольников критериями создания групп могут выступать следующие показатели: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, характер двигательной активности.

Для реализации дифференцированного подхода к занимающимся необходимо распределить их на три основные подгруппы в зависимости от уровня развития-подгруппы с высоким, средним и низким уровнем. Однако распределение детей по трём подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.

В первую подгруппу входят дети первой и второй групп здоровья, имеющие средний и высокий уровни и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети третей группы здоровья (часто болеющие дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленности.

Установление двух подгрупп даёт возможность воспитателю по ФИЗО осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приёмам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

В нашем случае дифференцированный подход должен быть обеспечен с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей. В этом случае дети разной степени подвижности подразделяются на подгруппы и в зависимости от этого подбираются двигательные задания, строится содержание занятия.

При руководстве детьми средней степени подвижности достаточно создать необходимые условия, то есть предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на «саморегуляцию», которая у таких детей проявляется достаточно ярко.

Гораздо сложнее регулировать двигательную активность детей с высоким и низким уровнем подвижности. При обеспечении дифференцированного подхода следует учесть, что руководство двигательной активностью чрезмерно подвижных детей направляется не на уменьшение их активности, а на регулирование интенсивности движений. Это осуществляется за счет индивидуального подбора основных движений, общеразвивающих упражнений.

Необходимо подбирать упражнения, требующие сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Это такие упражнения как: метание в цель, прокатывание мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловля мяча, отбивание его от пола. Полезны также все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске).

Особым регулирующим приёмом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. С этой целью даются задания, требующие умственного напряжения, например на ориентировку в пространстве, действия по сигналу. Если ребенок на занятии испытывает двигательное беспокойство, это часто бывает в водной части занятия, при перестроении, ходьбе, следует дать ему дополнительное поручение (помочь приготовить оборудование, разложить пособия), можно усложнить задание, выполнить упражнение с предметом, переключить внимание.

У таких детей, в силу особенностей их нервной системы, подвижности и активности, плохо развито торможение и самоконтроль. Упражнения дети выполняют интенсивно, быстро, но не качественно. Поэтому во время выполнения упражнений следует особое внимание обращать на правильное принятие исходного положения, добиваться четкости, ритмичности и точности выполнения, а также следить за дыханием.

При проведении подвижной игры, педагогу следует держать под контролем чрезмерно подвижных детей, так как подвижная игра весьма эмоционально и двигательно-насыщенная деятельность, что в конечном итоге может привести к перевозбуждению нервной системы таких ребят, чрезмерному утомлению. Планируя игры и особенно эстафеты, следует соотнести их по степени интенсивности с содержанием основных движений.

Если на занятии дети упражнялись в активных движениях, таких как бег, прыжки, то в основную часть занятия следует включать игры, которые способствуют развитию сосредоточенности, внимания, ловкости с тем, чтобы снизить физическую нагрузку и оптимизировать умственную.

Особое внимание необходимо уделять малоподвижным детям. Работа педагога по обеспечению индивидуального подхода к таким детям заключается в том, чтобы воспитывать интерес и потребность к движениям, помочь преодолеть трудности в освоении интенсивных движений. Малоподвижные дети не любят физкультурные занятия, соревнования, игры и часто под различными предлогами отказываются от выполнения упражнений. Поэтому, следует позаботиться о том, чтобы выполнение движений было для детей интересным, непринуждённым.

Для малоподвижных детей подбираются более интенсивные упражнения, увеличивается дозировка, делается упор на развитие скоростных качеств и ловкости. Интенсивность бега и ходьбы должны меняться, задания чередоваться, движения выполняться в разном темпе и ритме.

При проведении интенсивных подвижных игр с бегом, где одни играющие догоняют других, малоподвижные дети, как правило, не выбираются на роль водящего, так как не справляются с заданием и попадают в ситуацию неуспеха и потому не охотно участвуют в играх. Не следует заставлять таких детей играть вопреки их желаниям. В этом случае можно дать двигательное задание, поручение или увеличить количество повторов в более спокойной игре.

Занимаясь в своей подгруппе, дети не будут сравнивать себя с другими более успешными детьми. Для них можно подбирать посильные задания, постепенно усложняя в соответствии с возможностями детей. Помогут в этом игровая мотивация, положительная оценка, поощрение, использование разнообразных физкультурных пособий, игрушек, атрибутов.

При разнообразии движений дети меньше устают, так как при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых, они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.

Необходимо обращать внимание всех детей на осмысление их движений обогащение опыта, проявление творческих способностей. Ребенка можно попросить рассказать о том, что он делает, объяснить технику движений, дать задание придумать свой вариант движений. Все это способствует лучшему усвоению двигательного навыка и формированию интереса к движениям.

Таким образом, осуществление дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной активности детей позволит повысить интерес к занятию, обеспечить оптимальную нагрузку, избежать переутомления и тем самым повысит эффективность занятия в целом. О чем можно судить по успешному овладению детьми основными видами движений, улучшению показателей физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Оптимизация двигательной активности детей раннего дошкольного возраста посредством физкультурно – игровой пространственной среды»

             Через двигательную активность  ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овл...

Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада....

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей среднего дошкольного возрастa

Здоровье нации - это, прежде всего, здоровье детей. Не следует забывать, что здоровье ребенка, формирование основ здорового образа жизни закладывается в детстве. Общеизвестно, что упор на интеллектуал...

Оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мой веселый звонкий мяч».

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. необходимо мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом. Самым доступным спортивным ...

Статья "Индивидуальный подход в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Развитие детей с ДЦП существенно о...