Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Голубева Екатерина Дмитриевна

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. От того, насколько развита речь ребенка, зависит успешность его обучения в школе. Поэтому развитие правильной речи является главной задачей всего воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Работа инструктор по физической культуре заключается в развитии общей моторики у детей-логопатов, развитии дыхания и координации движений. А также ведется работа над развитием уверенности, внимания, самостоятельности и трудолюбия. Взаимодействие различных движений обеспечивает как развитие правильного дыхания, так и развитие речи. От развития моторики зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Екатерина Дмитриевна

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №41

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. От того, насколько развита речь ребенка, зависит успешность его обучения в школе. Поэтому развитие правильной речи является главной задачей всего воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Работа инструктор по физической культуре заключается в развитии общей моторики у детей-логопатов, развитии дыхания и координации движений. А также ведется работа над развитием уверенности, внимания, самостоятельности и трудолюбия. Взаимодействие различных движений обеспечивает как развитие правильного дыхания, так и развитие речи. От развития моторики зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

А что если объединить работу учителя логопеда и инcтруктора по физической культуре?

Целью совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

Для достижения поставленной цели будем использовать двигательно – речевые игры, логопедические разминки, пальчиковую, дыхательную гимнастику и др. Не все упражнения на физкультуре можно выполнять проговаривая стихи или другой подготовленный текст, потому что это может привести к расстройству дыхания. Для таких упражнений можно разделить группу на 2 команды, первая выполняет упражнение, а вторая в этот момент проговаривает слова, затем команды меняются.

Примеры упражнений направленных на развитие речи детей

Двигательно – речевая игра

Звук «С»

Основные движения, которые закрепляются в игре.

Общеразвивающие упражнения

«Самолёт»

 Самолёт построим сами (руки в стороны как крылья)

Понесёмся над лесами 

Понесёмся над лесами, (бег с поднятыми по сторонам руками)

А потом вернёмся к маме (приседание с понятыми по сторонам руками)

«Лиса» (подвижная игра)

Лиса рядом притаилась (присесть)

Лиса кустиком прикрылась (руки над головой соединены),

Лиса носом повела (ведём носом, поворачивая голову в ту или другую сторону)

Разбегайся, кто куда (бег врассыпную)

 «Солдатик»

На одной ноге постой – ка

Будто ты солдатик стойкий (стойка на правой ноге, руки в сторону)

Да смотри, не упади  (стойка на правой ноге, руки в сторону)

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый (стойка на левой ноге, руки в сторону)

Бег с поднятыми на уровне плеч руками.

Приседания.

Бег врассыпную.

Приседания на двух ногах

Стойка на одной ноге, другая согнута в колене.

Перемена ног, сохраняя устойчивость 

Звук «Ш»

«Тише, мыши» (подвижная игра)

Тише, мыши, тише, мыши (дети на цыпочках идут к коту, который спит) 

Ходит кот по нашей крыше (после последних слов, кот мяукает и бежит за детьми, мыши убегают)

«Лягушка»

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке  (прыжки с продвижением вперёд с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами)

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки (бег врассыпную, руки в стороны, волнообразные движения руками)

«Мишка и мушка»

 Мишка брёл лесной опушкой (ходьба на внешней стороне стопы с округлёнными перед собой руками)

Повстречался мишка с мушкой (кружимся с быстрыми взмахами руками по сторонам, произнося «з – з - з)

Закричала мушка грозно:

«Уходи пока не поздно!» (взмахи руками)

Гром тут грянул, как из пушки (хлопок)

Убежал медведь с опушки (бег на наружной стороне стопы)

Мушка кличет: «Эй, друзья! («зовёт» движением рук друзей) 

Прогнала медведя я!» (бег с быстрыми взмахами руками в разных направлениях)

Бег с имитацией движений мыши, бег в одном направлении. 

Ходьба на носочках

Прыжки, продвигаясь вперёд с имитацией движений лягушки с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами. Бег врассыпную с поднятыми в стороны руками.

Ходьба с имитацией движений мишки (на наружной стороне стопы). Бег на наружной стороне стопы.

Бег с руками в стороны в разных направлениях.

Звук «Ж»

«Ножки»

Нарядили ножки в новые сапожки (наклон с медленным выпрямлением, руки скользят по ногам снизу вверх «надеваем сапожки») 

Вы шагайте, ножки, (ходьба босиком по массажным коврикам)

Прямо по дорожке (ходьба босиком по массажным коврикам)

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлёпайте 

В грязь не заходите (ходьба с высоким подниманием колен, но уже по полу) 

Сапожки не рвите (ходьба с высоким подниманием колен по полу)

«Жук»

Жук жужжит, 

Над ежом кружит, (произносить звук «Ж», кружась вокруг себя) 

А ёжик лежит

На жука глядит (руки в стороны, наклониться назад)

Ты, жук, жужжи (бег с поднятыми в сторону руками)

Ты, жук, кружи (произнесение звука» Ж», кружась вокруг себя)

А я полежу, 

На тебя погляжу (наклон в сторону, руки под голову)

«Ёж и лиса»

Бежит ёжик вдоль дорожек (бег трусцой)

Да скользит по льду (ходьба скользящим шагом) 

 Говорит ему лисица:

«Дай переведу!» (имитация движений лисы с поворотами головы направо, налево)

Отвечает серый ёжик:

«У меня две пары ножек;

Сам я перейду!» (ходьба скользящим шагом)

«Рыжий котёнок»

Вышла девочка на лыжах (скользящие движения ног с движениями рук – идём на лыжах)

А за ней котёнок рыжий.

От неё не отстаёт (бег в разных направлениях)

Добежал до горки – ждёт (остановка «замерли»)

«Прокати, Алёнка,

 Рыжего котёнка» (скользящие движения ног с движениями рук)

Ходьба по массажным коврикам.

Ходьба по полу с высоким подниманием колен.

Наклоны вперёд.

Бег с поднятыми в стороны

 руками, имитация движений крыльев жука.

Повороты вокруг себя.

Бег трусцой, ходьба скользящим

 шагом.

Скользящие движения ног (имитация движений ходьбы на лыжах). 

Бег (имитация движений     лап котёнка).

Звук «Л»

«Белые гуси»

Белые гуси

К ручейку идут (ходьба в вперевалочку, руки за спину, спина прямая)

Белые гуси гусяток ведут (ходьба вперевалочку, руки выпрямляем за спиной)

Белые гуси вышли на луга.

Закричали гуси:

«Га – га – га!» (то же)

«Кот – разбойник»

Из окна увидел я:

Кот напал на воробья (прыжок на двух ногах, руки впереди)

Чуть он, бедного, не съел (покачивание головой) 

Я на помощь подоспел (бег на месте с чуть согнутыми локтями)

Жаль, что не было кнута

Наказал бы я кота (делаем замах правой рукой)

Чтоб он птичек не губил,

А мышей и крыс ловил (грозим пальчиком)

«Уж»

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой (ползание  по полу на четвереньках между ковриками)

Он бы топнул, да не мог  (встать, топнуть по полу одной ногой)

Потому что был без ног (продолжить ползание на четвереньках между ковриками) 

Ходьба, спина прямая, с заложенными за спину руками, вперевалочку (имитация движений гусей).

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. 

Бег на месте

Ползание на четвереньках змейкой между предметами

Звук «Р»

«Барабан»

Левой! Правой!

Левой! Правой! (ходьба с высоким подниманием колен)

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

«Буратино»

Буратино взял топор 

И пошёл чинить забор (наклоны вперёд, ходьба в разных направлениях)

Видит он – стоит машина (остановка, развести руки в стороны «вот такая машина»)

Но машина без бензина (хлопки по бёдрам «досадно»)

Влил бензин он в мотор (руки в кулаки, кулак один над другим «наливаем бензин»)

И наехал на забор («заводим мотор», крутя впереди руками, сомкнутыми в кулаки)

Тут Тортилла прибежала (ползание на четвереньках по полу)

Буратино отругала (грозим пальчиком)

«Три медведя»

Жили – были три медведя, три медведя во бору.

Выходили на зарядку три медведя поутру (семенящий шаг на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой)

Малыш – весёлый Мишка,

Ушастенький Топтыжка (лёгкий бег на наружной стороне стопы, вперевалку)

Шла в розовой панамочке 

Купать Топтыжку мамочка (неторопливый шаг вперевалочку на наружной стороне стопы, руки округлены) 

И очень важно, молодец!

Шёл сзади всех медведь – отец (очень медленный шаг на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой)

Ходьба с высоким подниманием колен (маршировка) в колонне по одному.  

Координация движений рук и ног.

Ходьба с высоким подниманием колен.

 Ходьба на четвереньках

Ползание на четвереньках по полу в разных направлениях.

Семенящий шаг на носочках. 

Лёгкий шаг. 

Медленный шаг вразвалочку.

Пальчиковая гимнастика

  ***

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)    

               ***  

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.  

            ***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.  

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.  

          ***                                                                    

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)        

Живут подружки-мушки.        

А в пряничном домишке —        

Сластёны-муравьишки.        

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

Дыхательная гимнастика

«Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

 «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  1. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Логопедическая разминка

«Нашей армии салют!» (автор Л.И. Алехина). 
Наши воины идут: (Все шагают на месте.)
Раз-два, раз-два!
В барабаны громко бьют: (Имитируют игру на барабане.)
Тра-та-та! Тра-та-та!
В море наши корабли: (Руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу.)
Нынче — здесь, завтра — там!
Долго плавают в дали (Круговые движения руками.)
По морям, по волнам!
Пограничник на посту: («Держат автомат», поворачиваясь вправо, влево.)
«Кто идёт, кто идёт?»
Едут танки по мосту:(Делают движения согнутыми руками «моторчик» вперед, назад; круговые движения кистями, руки вперед.)
«Трр-вперёд, трр-вперёд!»
Над землёю самолёт: (Держат руки в стороны — назад, поворачивают туловище вправо-влево.)
«У-у-у!»
Разрешён ракетам взлёт: (Приседают на корточки, ладошки сложены перед грудью, быстро встают и выкидывают руки вверх.)
«У- ух, у- ух!»
Наши пушки точно бьют: («Бокс» — выбрасывают вперед правую, левую руки.)
«Бух, бах!»
Нашей армии – салют! (Поднимают руки в стороны – вверх.)
«Ура!» «Ура!»

«Кто сумеет станцевать»

В сказочном дворце На высоком крыльце

Звучит грозный указ, Добрым молодцам наказ.

«Кто сумеет станцевать

Так, как гуси нам велят, Тот и будет помогать

Нашим царством управлять. Гусли – гусли – самогуды.

Распевают песни всюду. Раз готовы друзья,

Танцевать нам всем пора. Вот и музыка звучит,

Стройно весь народ стоит. Начинаем танцевать,

В танце тело узнавать. Поздоровались с друзьями,

Головою покачали, Влево – вправо повернулись

И гостям всем улыбнулись Ухом тянемся к плечу,

Быть здоровым я хочу.

Щеки, носик в пляс пошли, брови нежно подними.

В губы вытянулись в трубку, потанцуй еще минутку.

ой пустились плечи в пляс. Веселей еще хоть раз

Пальцы локти скачут вместе, А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать.Тише музыка играть.

под веселые напевы повернемся вправо, влево,

туловище просыпается, наше тело наклоняется.

ноги стали просыпаться, просыпаться подниматься,

пальцы пятки и колени заплясали, как хотели,

очень весело плясали. И совсем мы не устали.

рад живот по упражняться, живот научим напрягаться.

вдох и выдох – напрягись и в пружинку превратись!

Лежебока. Эй проснись, На живот перевернись.

на спину снова повернулись. Колобком все обернулись

Ты пекись, пекись дружок, будет славный пирожок.

Помассируем пока позвоночник и бока.

я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу,

лежат ровно пяточки, плечики лопаточки,

спинка ровная прямая.

Предполагаемые результаты работы при эффективном взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, участие в консилиумах ДОУ становятся основой взаимодействия.

     Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973
  2. Осокина Т.И. и   Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников.   2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971.
  3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: 1986.
  4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: 1988.
  5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-112с.
  6. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Инновационные подходы в физическом воспитании   детей   дошкольного   возраста   //   Физическая   культура: Воспитание, образование, тренировка. -2004 - №4. -с. -51 -54.
  7. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ.- М., 2005
  8. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед - №1 – 2008
  9. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М.,2004
  10. Шевцова Т.И. , Хоменко Н.А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи.// Логопед - №3 – 2008.
  11. . Эмоциональное развитие дошкольников. Под редакцией А.Д.Кошелевой, М., 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по физической культуре "Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить....

Перспективный план работы учителя-логопеда и инструктора по физ.культуре по лексическим темам.

План взаимосвязи работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуры ДОУ. Каждый комплекс упражнений и игр рассчитан на одну неделю и связан с лексической темой данной недели. Подбор стихотво...

Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.

 Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.    Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...

Мастер – класс для инструкторов по физической культуре Исследовательский проект по физической культуре «Движение – это жизнь!»

Освоение и последующее активное применение инструкторами по физической культуре методов и приемов организации самостоятельного исследовательского поиска воспитанников в процессе познавательно - и...

Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по физическому воспитанию в ОУ

В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре Конспект развлечения по физической культуре в старшей группе Тема «Страна Здоровичков»

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуреКонспект развлечения по физической культуре в старшей группеТема  «Страна Здоровичков»...