Семинар – практикум по теме: «Ритмическая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре по теме

Данный материал будет интересен  инструкторам по физической культуре и воспитателям. В нем представлены советы по организации и проведению ритмической гимнастики и значение ее в оздоровительной работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 «Ромашка»                                                           муниципального образования Абинский район

Семинар – практикум

по теме: «Ритмическая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

 

Инструктор по ФК

                                                                                                    Герасименко И.А.

Абинск 2018г

Пояснительная записка.

 

Цель: Способствовать формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.

 

Задачи:

1. Формировать у детей двигательные навыки и умения;

2. Развивать основные физические качества;

3. Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям ритмической гимнастикой.

 

 Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников.

 

  Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.

  Один из оптимальных способов развития малыша – ритмическая гимнастика.

Ритмической гимнастикой называют комплекс разнообразных физических упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста дошкольников, а также уровня их физической подготовки.
  Движения в ритмической гимнастике направлены на развитие координации. Под музыку дети делают чёткие и ритмичные упражнения. С их помощью  они учатся владеть телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.

  Перед педагогом стоит образовательная задача - формирование двигательных навыков и умений. Она решается в 5 образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Наряду с образовательными, решаются оздоровительные задачи:

-укрепление опорно-двигательного аппарата;

-развитие дыхательных, моторных, сенсорных функций;

-развитие чувств равновесия, правильной осанки.

 

   Педагог на занятиях ритмикой использует такие методы и приемы обучения как наглядные, словесные, практические, игровые, соревновательные.

   Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

упражнения для рук и плечевого пояса;

упражнения для мышц шеи и туловища;

упражнения для ног и мышц всего тела;

 

  На занятиях ритмикой следует соблюдать правила:

-занятия проводятся до еды;

-соблюдается дозировка количества упражнений и темпа их проведения;

-учитываются возрастные особенности и возможности детей.

  Правильно построенные занятия ритмикой дают хорошие результаты.

  Ритмичность обеспечивает экономность движениям с точки зрения энергозатрат, превращает их в автоматизированные навыки. Взрослея, человек перестает задумываться над тем, как он ходит, бегает, ездит на велосипеде, читает, пишет.

   Способность детей чувствовать ритм развивается в тесной связи с речью, познавательными процессами, умением регулировать эмоции. На основе этой способности дети учатся воспринимать мир как целое, у них формируются логическое мышление и сознание. Ребенок чувствующий ритм, быстрее овладеет в школе чтением, письмом, счетными операциями. Прыгая или хлопая в ладоши в такт музыке, ребенок учится организовывать свои движения во времени и пространстве, у него появляются двигательная умелость, ловкость. Как развить способность чувствовать ритм? Проговаривание считалок, закличек, потешек следует соединять с простыми движениями, действиями: притопыванием, прихлопыванием, постукиванием, прыжками.

  Развивают чувство ритма пальчиковая гимнастика, использование подговорок при разучивании танцевальных движений.

   Пример: разучивание танцевального движения «Ковырялочка». Дети ритмично выполняют действия по тексту,

-Носок, пятка, перетоп, носок, пятка, перетоп!

  Вот какие молодцы, мы ребята – удальцы!

 «Маятник» -качалочка (с ноги на ногу)

- Вперед - назад, вперед- назад, маятник качается,

    вперед -назад, вперед-назад, детям очень нравится!

Пальчиковая гимнастика «Червячки»:

-Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять,

 Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять,

  (пальчики ритмично шагают по столу)

-Вдруг ворона подлетает, головой она качает,

(руками ритмично показывают «крылышки»)

-Каркает: Вот и обед!

 (рукой показывают «клюв», ритмично открывают и закрывают)

-Глядь, а червячков уж нет!

(разводят руки в стороны)

 Пальчиковая гимнастика «Три медвежонка»

-Три медвежонка прыгают в кроватке,

(ритмично сгибают и разгибают три пальчика)

-Один из них упал головою вниз

(указательными пальчиками задевают голову и наклоняют вниз)

-Мама к телефону!

(пальчиком «набирают» номер воображаемого телефона)

-Доктор отвечает:

(«подставляют» воображаемую трубку к уху)

- «Уложите детей в кровать! О, мисс!»

(ритмично грозят пальчиком).

Такие же действия повторяют с двумя и одним пальчиком.

Такие игры вызывают у детей только положительные эмоции.

  Дети даже в раннем возрасте стремятся ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и элементами игр. Недостаток физической активности сказывается на общем психическом развитии ребенка.

  Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а дети 5-6 лет способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом музыки.

   В своей работе с детьми следует учитывать следующие принципы комплексного решения основных задач физического воспитания: систематичность, постепенность, последовательность, повторностъ.

  Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая.

   Важно, чтоб на занятиях сложилась эмоциональная атмосфера. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым музыкальным произведением. Например, песенка В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам». Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию.

  Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Поэтому ритмическую гимнастику широко используют в детских дошкольных учреждениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Материал будет интересен как начинающим педагогам дошкольных учреждений, так и воспитателям с большим опытом работы...

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры  могут использоваться не только для развития детской речи, но и как здоровьесберегающая технология...

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

В презентации представлен комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и дыхательной системы детей дошкольного возраста....

Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"

В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

В настоящее время первое, что можно заметить , - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс с...