Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи
статья по физкультуре на тему

Клышникова Тамара Николаевна

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушениями речи не всегда понимают требования педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи

 Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей), общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушениями речи не всегда понимают требования педагога.

Часто речевые расстройства сопровождаются отставанием развития двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются раскоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. В головном мозгу область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является ее частью. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития моторики ребенка в целом. У большинства детей с нарушениями речи имеется недостаточная сформированность функции движений. Она проявляется несовершенством общей двигательной активности, работы мышц лица, в том числе артикуляционной мускулатуры, а также тонких движений кистей и пальцев рук. У детей имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений, что проявляется в виде плохой координации частей тела. Ребенок не может точно и четко выполнить гимнастические упражнения. Несовершенство тонкой моторики рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети застегивают или расстегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, завязывают ленты, пользуются столовыми приборами. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.

Участие двигательной системы в становлении речи объясняет высокую значимость активной стимуляции развития всех компонентов двигательной сферы ребенка—мышц, отвечающих за общие движения, тонкие движения рук, артикуляцию и мимику.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра—это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников—способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов, получению детьми удовольствия от процесса игры.

Многолетние педагогические наблюдения специалистов показывают, что разнообразные подвижные игры являются эффективным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются подвижные игры (большой, средней, малой подвижности):

1). на развитие общей моторики для детей с ОНР (например, «Ловишка», «Мухомор»);

2). подвижные игры с речевым сопровождением («Бьют часы»);

3). на развитие мелкой моторики (пальчиковые, с произнесением рифмованного текста);

4). подвижные речевые игры для детей с ОНР (проводятся на ф/з по рек. логопеда для решения какой-либо речевой задачи);

5). подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха («Цветные домики»); 6). подвижные игры на развитие внимания;

7). подвижные игры на развитие звукопроизношения (на ф/з специальная отработка определенного звука--«Придумай слово на определенный звук»);

8).подвижные игры на развитие ориентации в пространстве («Найди где спрятано»);

9). на развитие коммуникативных функций;

10). игры на расслабление;

11). подвижные игры с музыкальным сопровождением, в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции;

12). подвижные игры на развитие воображения («Хрустальная вода»);

13). подвижные игры-превращения («Цветочек»).

Подвижная игра «Ловишки»

Подходит для проведения с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста.

Задачи: развивать быстроту реакции, ловкость и сноровку; учить играть в коллективе, соблюдая правила игры.

Для игры потребуются ленточки, совпадающие по количеству с количеством участников игры. Количество играющих не должно быть меньше 5 человек.

Дети должны встать на площадке по кругу. Взрослый встает в центр круга и при помощи, вращающейся на полу кегли, выбирает водящего. Можно для этих целей использовать считалочку. Остальным участникам игры раздаются атласные ленточки, которые они крепят за резинку шорт, со стороны спины. По команде воспитателя или по свистку, дети начинают произвольно бегать по площадке. А водящий пытается их догнать, срывая при этом ленту.

По звуковой команде воспитателя: «В круг становись!», дети снова строятся в круг, а «Ловишка» считает количество лент, которые смог вытянуть у игроков. Игра повторяется вновь, начиная с выбора нового водящего. Выигрывает тот, кто по результатам нескольких проведенных раундов смог больше всего вытянуть ленточек. Во время проведения игры нельзя удерживать ленточку при помощи рук.

Участник, который остался без ленточки, на некоторое время должен присесть на лавочку или отойти в сторону.

Игра малой подвижности «Мухомор»

Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40 -50 см, к верхней части которого прикреплении кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10 -15 см). Это «Мухомор».

Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус – «мухомор». Взрослый находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вмести с ним:

Перед нами бор,

А в бору – мухомор.

Мухомор стоит,

На детей глядит.

Мухомор кто возьмет,

Тот из круга уйдет.

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

«Цветные домики»

Задачи: развитие речевого и фонематического слуха, внимания

Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети в рассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета.

Например, команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» - возле обруча желтого цвета.

Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Педагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры.

По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.

Подвижная игра «Хрустальная вода»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».

Подвижная игра «Цветочек»

Цели: развитие внимания, самоконтроля, релаксация.

Дети встают врассыпную по всему спортивному залу. Педагог предлагает им потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла») согнуть руки в локтях («стебелек сломался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволив корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»

Из опыта работы использования подвижных игр учителем-логопедом...