Дифференцированный подход в методике обучения плаванию детей 5 - 7 лет
методическая разработка по физкультуре по теме

Мишина Наталья Анатольевна

Исследование эффективности использования дифференцированного подзода в обучении детей плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podhod.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в методике обучения плаванию детей 5 – 7 лет.

Особенность наших технологических решений вытекала из требований принципа индивидуализации обучения. Содержание рабочей учебной программы, формы и методы учебных занятий строились с учетом биологической предрасположенности организма ребёнка к решению двигательных задач определенного вида физической активности.

По мнению В,А. Ермакова, именно такое сочетание наиболее полно соответствует требованиям индивидуализации обучения.

В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общей подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. В современной педагогической литературе широкое распространение получили по отношению к "дифференциации" термины: "дифференцированное обучение", "дифференцированный подход", "уровневая дифференциация", "профильная дифференциация", "индивидуализация обучения", "индивидуальный подход". Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов. "Педагогическая энциклопедия" различает понятия "дифференцированное обучение" и "индивидуализация обучения". Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это "разделение учебных планов и программ", а индивидуализация обучения - это "организация процесса обучения, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению.

Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени, в таком случае, относительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как задачу по разделению учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого обучающегося. Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными.

З.И. Калмыкова: "Дифференциация обучения - это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников".

И.Э. Унт: "Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения".

Г.Ф. Дорофеев, СБ. Суворова, В.В. Фирсов, П.В. Кузнецов: "Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Этот перечень позволяет наглядно представить, как обогащалось и развивалось интересующее нас понятие "дифференциация обучения". Последнее определение наиболее емко, из него следует, что дифференциация обучения на современном этапе является определяющим фактором демократизации и гуманизации образования. Опираясь на указанное определение, сформулируем цели дифференциации обучения с социальной, дидактической и психолого-педагогической точек зрения. С социальной точки зрения целью дифференциации обучения является формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения целью дифференциации является решение назревших проблем, путем создания новой дидактической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе. С психолого-педагогической точки зрения конечной целью дифференциации является его индивидуализация, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика. Рассмотрев понятие "дифференциация обучения", нельзя не коснуться следующего понятия - "дифференцированный подход". В педагогической литературе часто рассуждение о дифференцированном подходе ассоциируется с дифференциацией обучения. Различия в этих терминах следующие. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства.

И.Д. Бутузов: "Основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроке".

Ю.К. Бабанский: "Способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения".

А.А. Кирсанов: "Особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объёму, сложности методам, приёмам".

Е.С. Рабунский: "Дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы. Дифференцированный подход - приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся".

Основными различиями дифференцированного и индивидуального подходов являются:

- при дифференцированном подходе процесс обучения учитывающий особенности разных групп дошкольников, рассчитанный на посильность обучения каждой группы направлен на группу детей, а при индивидуальном подходе происходит осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) и направлен на конкретного ребенка;

- при дифференцированном подходе предполагается тесное сотрудничество детей, а при индивидуальном, как правило, не предполагается сотрудничества;

- формы дифференцированного подхода (уровневая, профильная), а формы индивидуального — индивидуальная работа;

- дифференциация — нечто общее, а индивидуализация — конкретно для каждого.

Дифференциация обучения может и должна осуществляться и в дошкольном учреждении при усвоении программного материала на разных занятиях. Маркова С.Н. провела исследование по выявлению особенностей восприятия информации детьми с разными типологическими характеристиками. Ею четко прописаны особенности «визуала» (зрителя), «аудиала» (слушателя), «кинистета» (деятеля).

Используя исследования Еремеевой Е.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки — два разных мира», мы действительно убедились в индивидуальных особенностях мальчиков и девочек.

Главная цель дифференцированного   и индивидуального подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей. Например, на музыкальных занятиях такие задания как задания с учетом степени успешности усвоения программы; задания с учетом степени одаренности (индивидуальные номера). По типу восприятия: кинестеты — сценки, танцы; аудиалы — песни, сказка, стихи; визуалы — работа с костюмами и т.п. Все они относятся к дифференцированному подходу.

Использование в обучении детей старшего дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

В группах детей старшего дошкольного возраста начинается новый этап в обучении: осваиваются умения и навыки определенных способов плавания, разучивается их техника. Естественно, что в каждой группе встречаются дети с разным уровнем подготовленности. Поэтому на занятиях по плаванию главным и основополагающим методом обучения является дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Методика обучения плавания в ДОУ. Методические рекомендации

Методические рекомендации расчитаны на то, чтобы помочь начинающим инструкторам по физической культуре (плаванию) дошкольных образовательных учреждений...

Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...

Методика обучения плаванию в ДОУ. Методические рекомендации

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение«Детский сад №7 «Дельфин»        Методика обучения плаванию в ДОУ Методическ...

Исследовательская работа "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"

Выпускная аттестационная работа на тему: "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"...

Статья "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"

Методика  обучения детей дошкольного возраста плаванию.В статье рассмотрены основные этапы обучения плаванию,цели и задачи ,игровые упражнения,применяемые при обучении....