Детский шашечный клуб "Золотая шашечка". Обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста.
проект по физкультуре (старшая группа) на тему

Казачкова Евгения Валерьевна

В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила этой игра просты и общедоступны. Но научиться в нее играть не так легко, как кажется с первого взгляда. Шашки – это интересная игра, в которой много тонкостей и глубины.

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС к выпускнику детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaya_shashechka.doc887 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №18

 

Детский шашечный клуб "Золотая шашечка"

Обучение игре в шашки

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела:

Инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории

Казачкова Евгения Валерьевна

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 18

 

городской округ Химки

20 октября 2017 года

Клуб «Золотая шашечка»

Обучение детей

старшего дошкольного возраста игре в шашки

В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила этой игра просты и общедоступны. Но научиться в нее играть не так легко, как кажется с первого взгляда. Шашки – это интересная игра, в которой много тонкостей и глубины.

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС к выпускнику детского сада.

Для решения таких воспитательно-образовательных задач, как развитие любознательности, познавательных способностей, индивидуальных склонностей, для успешной социализации в современном мире содержание программы позволяет педагогу интегрировать содержание различных образовательных областей.

Игра позволяет ребенку осознать, что в  жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Большое значение имеет тот факт, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи.

«Клуб «Золотая шашечка» является формой организации сотрудничества педагог – родитель – воспитанник. В формате клуба организуются семейные турниры, родители принимают непосредственное участие в организации и проведении тренировок и соревнований по русским шашкам.

Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в правильном направлении детские эмоции (умение сдерживаться, рассуждать и т.д.). Выигрыш или проигрыш в игре – состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Участие в деятельности Клуба предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Программа разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об Образовании» ФЗ -273 от 29.12.2012
  • Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155)
  • Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.3049-13 от 15 мая 2013 года
  • Основной образовательной программой МБДОУ №18.

Цели программы:

  • Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
  • Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обучение теории шашечной игры и технике игры в шашки

Развивающие:

  • Обучение умению ориентироваться на плоскости
  • Активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности
  • Развитие умственных способностей. Умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание отношения к шашечной игре как к полезному занятию, имеющему как спортивную так и творческую направленность.
  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе.
  • Выработка умения применять полученные знания на практике.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Игра и игровое общение.
  • Проблемно-поисковый метод.
  • Игры – конкурсы.
  • Игры – соревнования.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная.

Прогнозируемый результат освоения программы:

  • Развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности.
  • Развитие пространственного воображения и мышления.
  • Сформированность интереса к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
  • Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Тематическое планирование

Сентябрь

Занятие № 1. Прием в Клуб новых членов

Занятие № 2. «История шашечной игры»

Занятие № 3. «Волшебная доска»

Занятие № 4 – 5. Входящий мониторинг уровня умений

Занятие № 6. Знакомство с правилами игры в шашки

Занятие № 7 – 8.

Изучаем правила игры. Дидактические игры «Прогуляйся по улице», «Поднимись на лифте», «Ракеты».

Октябрь

Занятие № 9 – 14.

Правила игры в шашки: ловушки в начале партии, правила взятия в дамки, что считается победой в шашках.

Дидактические игры «Расставь на доске», «Почтальон разносит письма», «Составь доску».

Занятия № 15 – 16.  

Шашечный турнир «Золотая шашечка» - отборочный этап муниципального турнира по русским шашкам.

Ноябрь

Занятие № 17 – 22. 

Индивидуальные и групповые занятия, в том числе в рамках подготовки к муниципальному турниру.

Занятие № 23 – 24.

Муниципальный турнир по русским шашкам среди дошкольников.

Декабрь

Занятие № 25 – 26. 

Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки.

Занятие № 27 – 28. 

Изучаем правила игры: влияние разменов на оппозицию.

Занятие № 29 – 32.

Решение логических задач – шашечных этюдов.

Январь

Занятие № 33 – 36.

Индивидуальные и групповые занятия.

Занятие № 37 – 38.

Шашечный турнир «Зимние игры».

Февраль

Занятие № 39 – 40.

Изучаем правила игры: ничья в шашках.

Занятие № 41 – 44.

Парные игры детей. Анализ сыгранных партий.

Занятие № 45 – 46.

Изучаем правила игры: треугольник Петрова.

Март

Занятие № 47 – 50.

Парные игры детей. Решение диаграмм (сравниваем, анализируем, обобщаем).

Занятие № 51 – 54.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач.

Апрель

Занятие № 55 - 58. 

Парные игры детей. Решение диаграмм (сравниваем, анализируем, обобщаем).

Занятие № 59 – 62. 

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач.

Май

Занятие № 63 – 65.

Открытый шашечный турнир.

Занятие № 66.

Подведение итогов шашечного года.

Методическая литература:

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста, - М.: Владос, 1998

2. Бодров И.М., Высоцкий В.М. Центральная партия.- М.: Владос, 1999

3. Бодров И.М., Высоцкий В.М. Курс шашечных окончаний.

Часть 1. Две на две. - М.: Владос, 2001

4. Косенко А.А. Избранные партии И.А. Тимковского и современная теория. - М.: Владос, 2001

5.  Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. – Справочник старшего воспитателя. №8 / август 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.

Статья  о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в  условиях логопедической группы детского сада....

Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Конспект проведения шашечного турнира «Спасение Королевы Шашек» (для детей старшего дошкольного возраста)

Данное мероприятие создает условия для интеллектуального развития дошкольников....

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...

Мастер-класс по обучению игре «пионербол» детей старшего дошкольного возраста в ДО для инструкторов по ФК

Данный мастер-класс позволяет инструкторам по ФК познакомится с методикой обучения игры "Пионербол" для дошкольников посредством интерактива.Сначала инструктора знакомятся с действиями без м...