Программа оздоровления детей "Остров здоровья"
рабочая программа по физкультуре

Куртямова Вероника Тимофеевна

Программа оздоровления детей "Остров здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya_2018-2019_g_d_yamgort.docx68.24 КБ

Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФИЛИАЛ МБОУ «ОВГОРТСКАЯ ШИСОО» В Д.ЯМГОРТ (РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА)

629652, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, д.Ямгорт, ул.Кедровая, 29, тел (факс) 8(34994) 61-106,yamgort16@mail.ru

ПРОГРАММА

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

«Остров здоровья»

филиала МБОУ «Овгортская ШИСОО» в д. Ямгорт (разновозрастная группа)

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

д.Ямгорт, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1.Пояснительная записка.

2.Цель программы.

3.Законодательно-нормативное обеспечение программы.

4.Ожидаемые результаты.

5.Основные принципы программы.

6.Основные направления программы

7.Профилактическое.

8.Организационное.

9.Лечебное.

10.Обеспечение реализации основных направлений программы

11.Организационно-педагогическое
и психолого-педагогическое обеспечение

12.План-график лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий

13.Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста

 14. ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

 филиала МБОУ «Овгортская ШИСОО» в д. Ямгорт (дошкольная группа)

15.Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий в дошкольном отделении

16.Профилактическая работа в дошкольном отделении

17.Формы и методы оздоровления детей

18.Планирование
по использованию оздоровительной системы в режиме дня

19.Заключение

20.Оздоровительные мероприятия

21.Используемая литература

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Пояснительная записка.

Осуществление индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.

Детей, имеющих несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физиологических систем, не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений. В дальнейшем по согласованию с врачом комплексы упражнений для этих детей могут усложняться с тем, чтобы они постепенно включались в общий двигательный режим. Такой переход должен происходить по мере улучшения состояния здоровья ребенка, повышения физиологических возможностей его организма и работоспособности. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем и подверженным частым простудным заболеваниям состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками.

Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки, мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.

Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение: приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как в организованные занятия физкультурой, так и в утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно-закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат (ЛФК, массаж, фитотерапия и пр.), необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести с детьми две-три игры разной степени подвижности (10–15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

• Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

• Улучшение физического развития;

• Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

• Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

• Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Цель программы.

Программа «Остров здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

 Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

3. Устав образовательного учреждения.

4. Положение оДО присмотра и оздоровления.

Ожидаемые результаты.

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

2. Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

1.5 Объекты программы.

1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Основные принципы программы.

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое.

1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.

2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

4. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

5. Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное.

1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

3. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

5. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Лечебное.

1. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.

2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

3. Профилактическое лечение тубинфицированных детей.

4. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Обеспечение реализации основных направлений программы

 Организационно-педагогическое
и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Воспитатели

2

Разработка и организация здоровьесберегающих

 методик в педагогическом процессе

воспитатели,

фельдшер

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

• Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)

• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

• Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой

• Психогимнастика по методике Чистяковой

• «Дорожки здоровья»

• Звуковая гимнастика Лобанова

• Аромотерапия Г. Лавреневой

• Звуковое дыхание М. Лазарева •

• Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

• Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина

воспитатели, психолог, фельдшер

4

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей вДО и в семье (выпуск газеты «Почемучка», проведение консультаций, стендовые сообщения)

 воспитатели

5

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

фельдшер

План-график лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий

 Месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Возраст детей

Сентябрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №4»

Ежедневно после приема пищи.

Все

возрастные

группы

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Октябрь

1

 Полоскание ротовой полости отварами трав «Ромашка»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 драже
20 дней

Ноябрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Трава чабреца»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ионизация воздуха настоем  чеснока.

По 15 мин. 5 дней

4

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Декабрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ноготков цветы»

Ежедневно после приема пищи.

Дети всех возрастных групп.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 драже
2 раза в день.

4

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.  7 дней

Январь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №2»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 др. 20 дней

4

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Февраль

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №4»

Ежедн. после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

 Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

Март

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ромашка»

Ежедн. после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

Ионизация воздуха настоем лука и чеснока.

5

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Апрель

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ноготков цветы»

Ежедн. после приема пищи.

Дети всех возрастных групп.

2

Ревит

По 1 др. 20 дней

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

Май

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №2»

7 дней по 20 минут.

Дети всех возрастных групп

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста

Мероприятия

ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

ранний
возраст

младший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

1. Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

2. Пальчиковая гимнастика

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

3. Дыхательная и звуковая гимнастика по
А. Стрельниковой

Начальный комплекс

Начальный комплекс

Полный комплекс

4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

5. «Дорожки здоровья»

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

6. Звуковая гимнастика Лобанова

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

7. Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

8. Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

9. Антистрессовый и интеллектуальный массажи

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

филиала МБОУ «Овгортская ШИСОО» в д. Ямгорт (дошкольная группа)

Физическое развитие

Антропогенные данные

Количество

%

Дети с основной характеристикой

Дети с дефицитом веса

Дети с избытком веса

Дети низкого роста

Дети с нарушением осанки и по ортопедии

______(____%)

Классификация нарушений

Количество

%

Нарушение осанки

Плоскостопие

Деформация нижних конечностей

Физическая подготовленность

Уровень физической подготовленности

Количество

%

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Дети с неадекватными поведенческими реакциями:

Гиперактивные _______________________________________

Агрессивные ____________________________________________

Тревожные ____________________________________________

Аутичные _______________________________________

Застенчивые ____________________________________________

Медлительные ___________________________________________

Характеристика здоровья людей

Заболеваемость

Общая заболеваемость

Острая заболеваемость

Заболеваемость в случаях на 1000

Заболеваемость в днях на 1 ребенка

Часто болеющие дети ___________(___%)

Дети с хроническими заболеваниями ___________(___%)

Классификация заболеваний

Количество

%

Органы дыхания

ЛОР-органы

Органы пищеварения

Органы зрения

Мочеполовая система

ЦНС

Кожа и подкожная клетчатка

Сердечно-сосудистая система

Аллергия

Эндокринная система

Распределение детей по группам

I (здоровые дети) ______(___%)

II (дети с морфофункциональными заболеваниями) ____(___%)

III (дети с хроническими заболеваниями) _____(___%)

IV (дети-инвалиды) _____(___%)

СТРУКТУРА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Лечебно-профилактическая работа

Старшая медсестра

1. Фитотерапия: отвары, настои из трав.

2. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

Физкультурно-оздоровительная работа

Медсестра, воспитатели, старший воспитатель

1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2. Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

3. Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

4. Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

5. Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

6. Релаксационные техники.

7. Спортивные игры и соревнования.

8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

п/п

Формы
и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

– щадящий режим (адаптационный период);

– гибкий режим

Все группы

2

Физические упражнения

– утренняя гимнастика;

– физкультурно-оздоровительные занятия;

– подвижные и динамичные игры;

– профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая,  улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

– спортивные игры;

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

– умывание;

– мытье рук;

– обеспечение чистоты среды

Все группы

4

Свето-воздушные ванны

– проветривание помещений;

– прогулки на свежем воздухе;

– обеспечение температурного

 режима и чистоты воздуха

Все группы

5

Активный отдых

– развлечение, праздники, игры, забавы;

– дни здоровья;

Все группы

6

Ароматерапия

– ароматизация помещений;

Все группы

7

Диетотерапия

– рациональное питание, индивидуальное меню (аллергия)

Все группы

8

Свето-цветотерапия

– обеспечение светового режима;

– цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Все группы

9

Музыко-
терапия

– музсопровождение режимных моментов;

– музоформление фона занятий;

Все группы

10

Аутотренинг и психогимнастика

– игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

– игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;

– коррекция поведения

Все группы

11

Спецзакаливание

– босоножье, игровой массаж;

– дыхательная гимнастика

Все группы

12

Стимулирующая терапия

– адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий)

Все группы

ПЛАНИРОВАНИЕ
по использованию оздоровительной системы в режиме дня

Утренняя гимнастика:

I часть – дыхательная гимнастика:

•  Стрельниковой;

•  Дыхательные упражнения Лобанова  со звуковой гимнастикой.

II часть – ритмическая гимнастика:

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Общеразвивающие упражнения;

•  Танцевальные упражнения;

Перед занятиями:

•  Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

•  Дыхательные упражнения;

•  Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

•  Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

•  Оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

•  Релаксация, саморегуляция.

После сна:

•  Гимнастика пробуждения;

•  Дыхательная гимнастика;

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

•  Массаж на профилактику простудных заболеваний;

•  Физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения.

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже –15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду – спокойные игры.

7. Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости.

8. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

9. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

10. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

11. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

12. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

Используемая литература:

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО
  2. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», автор-составитель Е.Ю.Александрова, 2007 г.
  3. Лавренов В. К, Лавренова Г. В. Энциклопедия домашних методов лечения. М.: Терра, 1997. 360 с
  4. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет. «Карапуз», 2003.
  5. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. «Медицина», 1974.
  6. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. «Медицина», 1966.
  7. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.  «Мозаика-синтез», 2005.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.ТЦ «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы оздоровления детей: «Здоровый ребенок»

Программа содержит в себе методические рекомендации М.Д. Маханевой по организации физкультурных занятий, проводимых в спортивном зале /описание составлено по каждому занятию для детей всех дошкол...

Программа оздоровления "За здоровьем в детский сад"

Оздоровительная программа  с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Цель программы:  Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через прим...

"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста

Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...

Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления воспитанников "Азбука здоровья"

Данная мини программа является приложением к программе «Здоровья» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах» и строится с учетом психофизических возможностей детей, степен...

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи программы:Оздоровительны...

Программа оздоровления детей «В здоровом теле - здоровый дух»

 Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпо...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год

           В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но...