СТАТЬЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КОМАНДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ "ГОРЯЧИЙ МЯЧ"
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

новикова анастасия владимировна

Методическое пособие по "Горячий мяч" разработано в соответствии с программой ФГОС для популяризации и использовании игры в ДОУ.

Умение использовать подвижные игры и игровой метод в физическом воспитании и спорте - один из основных аспектов профессиональной подготовки специалиста по физической культуре.

Изучение "Подвижные игры" направлено на овладение специальностью и позволяет приобрести навыки использования командной игры и игрового метода в профессиональной деятельности.

Основной целью является: обеспечение знаний основ теории игры и методики использования игры в детских садах, начальных школах, в оздоровительных лагерях и других учебных заведениях; овладение практическим материалом, а также педагогическими и организаторскими навыками профессиональной деятельности.

В итоге решается задача, с помощью освоения игры, в воспитании здорового коммуникативного ребенка.

Пособие состоит из разделов, в котором даются основные понятия и правила подвижной игры «Горячий мяч», методика их проведения, раскрывается значение игры в воспитательном процессе.

Практический раздел содержит описание игры, подобранных с учетом возрастных особенностей детей

Пособие предназначено для инструкторов по физической культуры и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для инструкторов по физической культуре ДОУ «Учебно-методическое пособие по командной подвижной игре «Горячий мяч».

Методическое пособие по "Горячий мяч" разработано в соответствии с программой ФГОС для популяризации и использовании игры в ДОУ.

Умение использовать подвижные игры и игровой метод в физическом воспитании и спорте - один из основных аспектов профессиональной подготовки специалиста по физической культуре.

Изучение "Подвижные игры" направлено на овладение специальностью и позволяет приобрести навыки использования командной игры и игрового метода в профессиональной деятельности.

Основной целью является: обеспечение знаний основ теории игры и методики использования игры в детских садах, начальных школах, в оздоровительных лагерях и других учебных заведениях; овладение практическим материалом, а также педагогическими и организаторскими навыками профессиональной деятельности.

В итоге решается задача, с помощью освоения игры, в воспитании здорового коммуникативного ребенка.

Пособие состоит из разделов, в котором даются основные понятия и правила подвижной игры «Горячий мяч», методика их проведения, раскрывается значение игры в воспитательном процессе.

Практический раздел содержит описание игры, подобранных с учетом возрастных особенностей детей

Пособие предназначено для инструкторов по физической культуры и воспитателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», – замечает Е.А. Покровский.

У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. Игры представляют собой естественный вид физических упражнений.

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

— движение,

— физическая раскованность и свобода,

— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

—   легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—   ограниченность во времени,

—  у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю.  Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII—XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

С.Я. Эйнгорн «разумно построенными» играми призывал педагогов бороться против двух важнейших недостатков времени – «чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что «для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, так как она в одно и то же время приятна и полезна».

П.Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей «владеть собой, ...сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», – убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность, он относил:

 1) свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ

Возникновение и использование игр в воспитательных целях относят к начальному этапу становления человека. Появление игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота, требовали от первобытного человека силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта, старших младшим и совершенствовала необходимые качества. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического (слитного, нерасчлененного) искусства первобытного общества, которое отражало трудовые, бытовые и обрядовые действия человека. Игры включали образно-подражательные действия и были неразделимы с пением, танцами, музыкой. Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки к жизнедеятельности, прошли сложный путь развития от натуралистических и символических к отвлеченным играм. По мере совершенствования орудий труда и производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений и новые более сложные действия.

Итак, в настоящее время выделяют подвижную игру, и высшее назначение игры, когда игра становиться спортивной и далее олимпийской.  Преподавая в школе спортивные игры; пионербол, волейбол, гандбол, баскетбол и «перестрелка» по школьным правилам, мне, как педагогу, стало не хватать командной игры в ДОУ, с которой дошкольники могли бы соревноваться со своими сверстниками. При этом игра должна соответствовать возрасту, содержать разнообразные движения, и способы проведения игр в разных возрастных группах можно было менять, чтобы доставлять больше удовольствия играющим. Коллективность действий и появление тактики игры возникают благодаря способности человека творчески мыслить, которая в процессе игры совершенствуется и в свою очередь ведет к усложнению содержания игровой деятельности, углубляя свои воздействия на личность человека.

                 ИГРА «ГОРЯЧИЙ МЯЧ»

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданных возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений. Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют подвижные игры, такие как «Горячий мяч». Многообразие двигательных действий, входящих в состав игры, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).                                                                                                      Игровая деятельность направлена на совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания); элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу); и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в школах.

Игра «Горячий мяч» способствует развитию внимательности и сообразительности – ориентации в пространстве; ловкости, быстроты, выносливости – координации; воспитанию дружбы и товарищества - коммуникабельности. В своей практике я обучаю этой игре детей со средней группы, постепенно усложняя движения и увеличивая правила, и они охотно играют в неё. При проведении игр ребята учатся не только играть, но и достигать лучших результаты своего физического развития.  Например: при замахе перед броском мяча (метание) происходит более большой вдох и увеличивается объем легких, кровь насыщается кислородом; при коротком разбеге и возвращении назад (челночный бег) все процессы в организме убыстряются мышцы качаются; при попадании в цель улучшается глазомер и т. д. Вообще, развивается техника и тактика игры, а главное, здоровье человека.

              ОПИСАНИЕ ИГРЫ «ГОРЯЧИЙ МЯЧ»

     Игровая площадка должна быть прямоугольной симметричной формы разделенной по середине средней линией 4 на 8 метров соответственно. Играют две команды по шесть человек. Т.к. в ДОУ часто физкультурный и музыкальный залы находятся в одном помещении можно уменьшать или увеличивать количество игроков в команде в зависимости от свободной площади зала. Преимущество этой игры для дошкольника, что легко запомнить первое правило: не пересекать среднюю линию на поле соперника, т.к. боковых и лицевых линий нет и можно пользоваться всем пространством своей половины площадки.  

      Капитаны команд с помощью считалки: «камень ножницы бумага..», разыгрывают мяч и выбирают поле. Мяч для игры должен быть легким ниппельным диаметром 18 см. Игра начинается по свистку судьи и останавливается по сигналу свистка судьи.

    По сигналу судьи мяч становиться горячим и цель каждой команды «ошпарить» попасть в соперника, а самим успеть убежать и увернуться от мяча. Разбегаться до броска в противника можно до средней линии, но заступать ее нельзя. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается «ошпарить» игрока противоположной команды. «Ошпаренный» игрок выходит из игры. «Ошпаренный» игрок с заступа не считается «ошпаренным». Пойманный мяч по воздуху дает преимущества быстрой атаки на соперника, соответственно не пойманный мяч, считается горячим. Можно догонять мяч на своей половине площадке, но только пока мяч не пересек среднюю линию, но за борьбу за мяч внутри команды судья наказывает команду переходом мяча противнику. Можно делать передачи внутри команды игрокам, которые лучше попадают или находятся ближе к средней линии. «Ошпаренным» игрок считается только от противника и только по воздуху. Отскоки от стен, пола, других предметов и игроков не считаются. Побеждает команда, в которой по окончании времени раунда, осталось больше игроков на площадке.

         В игру играют две команды по шесть человек – три раунда по пять минут. В каждом раунде может быть одна замена игрока. За всю игру в каждой команде может быть один тайм-аут в течении минуты. Побеждает команда, набравшая большое количество очков за три раунда, например: 2-1. Не утратили своего значения главные методические требования проведения игр, обоснованные П.Ф. Лесгафтом:

1) установка перед каждой игрой конкретной задачи;

2) соответствие игры возрасту, полу, силам и способностям участников;

3) обеспечение играющим положительных эмоций, инициативы и самостоятельности действий;

4) систематичность и последовательность в организации игр. Решающая роль в освоении общественного опыта через игру принадлежит самому ребенку, его сознательной и творческой активности. Правильное понимание теории происхождения игры и её развития способствует правильной организации самого педагогического процесса. 

    ПРАВИЛА ИГРЫ «ГОРЯЧИЙ МЯЧ»

  1. Играющие, не имеют права заходить за среднюю линию – заступ, при заступе попадание в противника не засчитывается.

2) Игрок, поймавший мяч в воздухе (свечка), ошпаренным не считается, а имеет преимущество мгновенно «ошпарить» противника.

3) Если игрок пытался поймать мяч от соперника, но не удержал, то считается ошпаренным и выходит из игры.

4) Ошпаривание мячом, отскочившим от земли, от стены, от других поверхностей или человека не засчитывается.

5) За борьбу внутри команды за мяч – мяч переходит к сопернику.

6) Более сложный вариант игры – игра двумя мячами одновременно.

Правила игры с двумя мячами возможны, при освоении не только

техники, но и понимая тактику игры. Это возможно с ребятами в подготовительной к школе группе. В этом возрасте ребята могут: делать передачи друг другу разными способами (от груди, от плеча, из-за головы, от отскока об пол); но и ловить их; вести мяч и делать обманные движения по отношению к сопернику; взаимодействовать внутри команды между собой используя всю свободную площадь.

     В старшей группе ребята больше совершенствуют технику исполнений движений: разбег и остановка; бросок и убегание; «уварачивание» от мяча разными способами  и «догоняете» мяча; а взаимодействие заключается в не помешать своему игроку увернуться от мяча или сделать точный бросок.

Игра может быть включена, как в заключительную часть занятия в качестве желаемого время провождения для ребят, так и в основную часть в зависимости от целей задач занятия. В среднем дошкольном возрасте дети играют больше «за себя», поэтому элементы игры используются в основной части занятия по принципу от простого к сложному. Например: за средней линией в одной команде у всех мячи – по свистку все разбегаются и стараются попасть в соперника, а соперник убегает и соответственно наоборот. Обучаем главным правилам – правила движения по свистку и правила соблюдения дистанции между всеми участниками процесса. Почему же в игре используется легкий мягкий ниппельный мяч именно диаметром 18 сантиметров?  Во-первых, именно такой диаметр позволяет держать мяч двумя руками, что уравновешивает развитие мышц правой и левой части организма человека. Во-вторых, при попадании не желательное место (напр.: голова), мяч прикасается к большей поверхности кожи и не дает точечного удара – не делает ущерба для здоровья, а безопасность это главное. В-третьих, такой диаметр дает возможность ребенку в этом возрасте, если не поймать, то отбить мяч «поставить блок».

Игра «горячий мяч» может использоваться, как разное время провождения, в том числе и с родителями: семейная команда против другой семейной команды. Т.к. правила могут лавировать с одним уточнением, взрослые игроки не могут делать шаги после приема мяча, но могут сделать отличный пасс младшим игрокам команды.

 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

     Игра требует сознательных действий и умения управлять своими движениями, в процессе игры формируется характер и творческий потенциал личности. П.Ф. Лесгафт подчеркивал; что в игре всегда заложен элемент не опознанного. Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие её варианты. Игра всегда проходит по-новому, неповторима и таит в себе много неожиданностей, игра в отличие от строго регламентированных движений (гимнастика, прыжки в воду) всегда связана с индивидуальным моментом решения двигательных задач, что имеет притягательную силу для играющих, а для руководителя связано с решением образовательных и воспитательных задач, поэтому исключительную роль отводил руководителю-педагогу.

Задачи подвижной игры «Горячий мяч» полностью совпадают с программой по физическому воспитанию ФГОС:

 - формирование у детей жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);  

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  

-  воспитание культурно - гигиенических навыков;  

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   A.C. Макаренко разработал систему использования игр в восстановлении навыков общественного поведения и выдвинул принцип сочетания труда и игры.

Система обучения игре «горячий мяч» подразумевает использование игры:

- на занятиях в зависимости от целей и задач занятия;

- в разных возрастных группах;

- в разных предлагаемых условиях (помещение или улица, соревнования или семейные мероприятия) и т, д.

- в мониторинге развития ребенка в социуме.

    Подвижная игра «Горячий мяч» разрабатывалась и проводилась в течении пяти лет преподавателем по физической культуре Новиковой А.В. в ГБДОУ №10, №11, №20, №35 Василеостровского района во всех возрастных группах.

    ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-Методический Центр» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга под руководством методиста по дошкольному образованию Коренева-Леонтьевой Е.В. разработал инновационное положение и регламент о спортивных соревнованиях «Горячий мяч» для дошкольников 5-7 лет ДОУ Василеостровского района.

    Город Санкт-Петербург «открыл окно», василеостровский район провел первое первенство новой игры для детей дошкольного возраста «Горячий мяч». Соревнования проходили в два этапа: первый – между ДОУ микрорайона (рядом находящиеся), второй – 1        /4, 1/2 и финал одновременно в двух ДОУ рядом с одинаковыми площадками.

    При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Игры, первое первенство Василеостровского района «Горячий мяч», прошли эмоционально насыщены и доставили детям радость победы, чувство удовольствия, взрослым чувство сопричастности. Чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества и являются привлекательностью игровых действий.

Все игры детей развиваются под руководством взрослых, педагогов. Педагоги и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр. Опыт проведения соревнований «Горячий мяч» показал инновацию подвижной игры перед эстафетными стартами для разностороннего развития ребенка в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

статья Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями на занятиях и в повседневной жизни

   Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп.Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие инструктора п...

Учебно-методический комплект инструктора по физической культуре

Здесь представлен комплект нормативных документов инструктора по физической культуре Нормативный комплектОбщеметодический комплектМетодический комплект «Формы работы по физическому воспитан...

Грамота"Учебно- методического центра" За плодотворную работу в рамках ММО инструкторов по физической культуре

Грамота за высокое педагогическое мастерство, поиск новых эффективных форм воспитания и добросовестный труд в сфере дошкольного образования города Балашиха...

Грамота за плодотворную работу в рамках ММО инструкторов по физической культуре от Учебно- методического центра

За высокое педагогическое мастерство , поиск новых эффективных форм воспитания дошкольников....