"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
консультация по физкультуре (старшая группа)

«Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Аристотель

Важным условием всестороннего развития и воспитания является двигательная активность. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они определяют темп и характер нормального функционирования детского организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaryadka_kak_odin_iz_vazhnyh.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Аристотель

Важным условием всестороннего развития и воспитания является двигательная активность. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они определяют темп и характер нормального функционирования детского организма.

В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Систематическое проведение  ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, вызывающими жизнерадостность. После пробуждения утренняя гимнасика, заключающая в выполнениии специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние.  Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Любое физкультурное мероприятия, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстоновительными упражнениями. Условно подразделяют на три части: вводную, основную, заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованными действиями, выроботке правильной осанке и подготаавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают построения ( в колонну, в шеренгу); строевые упражнения ( повороты направо, налево, кругом). Перестроение из одной колоны в две, три, четыре, в круг, несколько кругов. Смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег в колоннах , «змейкой»  и врассыпную в соочетаниии с  прыжками.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формировании правильной осанки. Для  решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые споспбствую расширению грудной клетки,  развитию дыхательных мышц.  Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После  упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упраженение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возроста детей и их физической подготовленности.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстоновить пульс и дыхание.

Комплексы для утренней гимнастики составляют из  упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм. Учитывается состояние здоровья  детей,  уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения. Один комплекс выполняется 1-2  недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускаются усложнение упражнений, изменение  темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают. На год для каждой возростной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней гимнасики, в течение года они повторяются.

Весьма целесообразным является использование на утренней гимнастике предметов (флажки, мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки и т. д.) при условии подготовки их в  определенном порядке и в обусловленном месте, откуда дети берут их в процессе ходьбы.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе). Исходное положение лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц.  Поэтому использовать на  утренней гимнастике стулья,скамейки для упражнений.

На утренней гимнастике не происходит обучения движения, не нужно предварительное объяснение и показ. В младших группах взрослый выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его, а затем подает команду для исходного положения. Если возникают ошибки, то указания  их исправлению дается в ходе выполнения. Целесооразное чередование счета, слов и других сигналов (движение руки вниз – «присели»,вверх – «выпрямились» в упражнении «присадание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возросте дети  могут выполнять  упражнение по названию. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, правильно воспроизводят его. В процессе утренней гимнастики следует следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения утренней гимнастики служат прекрасным средством для развития органов дыхания у детей, они укрепляют диафрагму – основную дыхательную мышцу, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечить согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении поднимают и расширяют грудную клетку, а значит, способствуют вдоху. Всякая группировка тела- наклоны, приседания, подтягивания и поднимание ног и т. п. – способствует выдоху. Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напоминать, что выдыхать через нос.  В младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно-образных упражнениях. Дети играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: «Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: ш-ш-ш…»).

Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом воспитателя, при проведении гимнастики  является бубен. Для проведения утренней гимнастики в своей группе мы используем музыкальное сопровождение. Веселые комплексы утренней зарядки.

 Музыка создает хорошее настроение и вызываеет положительные эмоции. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получаеет огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно. Выбор музыкальных произведений определяется характером включаемых в нее упражнений. Бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика,  согласуется с музыкой марша. В конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму. Для ритмического сопровождения используется бубен, счет,хлопки, звукозапись. Весной и летом, утренняя гимнастика проводится  с детьми всех возростных групп на спортивной площадке. В зависимости от погоды подбирается упражнения и регулируется физическая нагрузка. При понижении температуры увеличивать ее, меняя темп выполнения; при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма.

Таким образом, утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей,велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастика по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот  несколько советов попроведению утренней гимнастики с детьми:

_ никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;

_ помнить, что гимнастика – это не только физкультурное мероприятие,но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточе на  целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей.

Веселая утренняя гимнастика для детей.

Программное содержание

1. Развивать способность к эмоциональному самовыражению

2. Формировать навыки согласования

эмоционально – выразительных движений с содержанием текстов.

3. Воспитывать уверенность в себе.

Комплекс №1

1. Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим.

Взгляд, ребята, тоже выше, может Карлсон есть на крыше.

2. Упражнение второе. Руки ставь за головою.

Словно бабочки летаем, крылья сводим, расправляем.

Раз-два, раз-два, дружно делаем все вместе.

3. Упражнение номер три, вверх немножечко смотри.

Руки вверх поочередно и легко нам и удобно.

Раз, два, три, четыре, плечи разверни пошире.

4. Очень любим упражнение:

Руки к плечам, круговые движения.

Раз - вперед, два - назад, физкультуре каждый рад.

5. Руки к бедрам, ноги врозь, так давно уж повелось.

Физкультура каждый день прогоняет сон и лень.

Три наклона делай вниз, на четвертый поднимись.

6. Гибкость всем нужна на свете,

Наклониться любят дети.

Раз - направо, Ра з- налево, пусть окрепнет наше тело.

7. В заключенье, в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре, нет детей сильнее в мир

На лесной опушке

В маленькой избушке

Жил был Мишка-Топтышка.

Рядом с ним, не зная бед,

Жил был Заинька- сосед.

А за ними на горе

Жила лисонька в норе.

Рано утром по порядку

Выходили на зарядку:

Топ, топ, топ

Шагает Мишка,

Следом, Зайка-шалунишка,

Третьей лисонька идет,

Словно хитрая плывет.

Раз, подняли быстро лапки,

Наклонившись до земли,

Дружно, весело шагали

Разминались, как могли.

Вот звенит звонок веселый,

Всех зовут в лесную школу,

Начинается урок

Большой знаток искусств Сурок.

Посмотрите, дети,

На портреты эти.

Много слов не говорите,

Настроенье покажите.

(Звучит грустная музыка).

(Звучит веселая музыка).

Вот закончился урок

Похвалил их всех Сурок.

Выходит ребенок. Руки вытянуты вперед, кисти рук опущены, переваливается с ноги на ногу.

Прыжки на двух ногах, руки согнуты в локтях.

Ходьба крадущимся шагом, с поворотом головы.

Повтор упражнений, имитирующих животных.

Руки вверх, машут кистями.

Наклоны вперед.

Ходьба на месте.

Прыжки «веселые ножки».

Дети идут по кругу, подражая движениям животных.

Дети изображают грустные портреты.

Дети изображают радостные портреты.

Сурок гладит детей по голове.

Облака Н. Екимова.

(мимическая гимнастика для старшей и подготовительной групп

с элементами физических упражнений).

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Выполняется  под текстовое сопровождение.

По небу плыли облака,

а я на них смотрел.

И два похожих облачка

найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

и даже щурил глаз.

А что увидел я, то вам

все расскажу сейчас.

Вот облако веселое,

смеется надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

 Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

 - Мне весело с тобой!

И долго, долго облачку

махал я вслед рукой.

А вот другое облако

расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

вдруг далеко унес.

И каплями – дождинками

расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

и вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

страшилище летит,

И кулаком громадным

сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья!

Но ветер мне помог.

Так дунул, что страшилище

пустилось наутек.

А маленькое облачко

 над озером плывет,

И удивленно облачко  

приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера

пушистенький такой?

Такой мохнатый, легонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл,

и вам хочу сказать,

Что два похожих облака

Не смог я отыскать.

Движения:

Наблюдения за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

И.п. -  лежа на спине, колени обхватить руками, покачаться вперед назад. Затем выпрямить ноги и руки, потянуться.

Мышцы лица расслаблены, на нем появляется улыбка.

И.п. -  тоже. Перекаты с боку на бок. Затем потянуться  руками вперед, помахать.

Грусть на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови сдвинуты.

И.п. -  лежа на животе, руки в упоре. Прогнуться, лечь щекой на сложенные вместе руки.

Выражение страха: глаза широко распахнуты, брови сдвинуты, рот открыт виде буквы «О», лицо напряжено.

И.п. – стоя на коленях (выражение лица).

1 – 4. Наклониться, лбом коснуться коленей, руки положить на пол рядом с голенью, спина круглая.

Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.

И.п. – стоя, ноги вместе.

Легкие прыжки на месте со взмахом рук.

И.п. – основная стойка.

Дыхательные упражнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"

Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»

В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками....

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...