Цикл тематических бесед "Олимпийское движение" для старших дошкольников.
план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Захарова Мария Петровна

Цикл бесед, посвященные Олимпийскому движению. История возникновения игр, боги древней Греции, символика игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_beseda_simvolika_o.i.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад №1244

Олимпийское движение

конспекты мероприятий и бесед

для старших и подготовительных групп

Подготовили и провели:

Воспитатели 7 группы

Мусина Э.С., Захарова М.П.

Москва 2013-14 уч год

Тематический план:

  1. ОКТЯБРЬ:   Спорт и спортсмены
  2. НОЯБРЬ:     Боги и люди Олимпа
  3. ДЕКАБРЬ:   Олимпийские игры древности
  4. ЯНВАРЬ:     Возрождение Олимпийских игр
  5. ФЕВРАЛЬ:   Символика Олимпийских игр
  6. МАРТ:          Зимние и летние Олимпийские игры
  7. АПРЕЛЬ:      Знаменитые олимпийцы современности

По каждой теме месяца предполагаются следующие виды работ:

  1. Тематическая беседа
  2. Просмотр ИКТ, иллюстраций
  3. Тематическое рисование
  4. Физкультурные досуги

Тематическая беседа на тему:

                                «Спорт и спортсмены»

для старших и подготовительных групп

Дата: 15 октября 2013 года

Цель:

  • Познакомить детей с профессией – спортсмена

Задачи:

  • Приобщить детей к здоровому образу жизни, привить любовь к спорту

Материалы: Иллюстрации, дидактическая игра «Летние виды спорта»

Организуйте беседу:

Воспитатель: Что такое спорт? Для чего нужен?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Какие виды спорта вы знаете? Может кто-то из вас занимается в спортивных секциях? Ответы детей.

Воспитатель: Виды спорта делятся на летние и зимние. Давайте вместе вспомним виды спорта, которые проводятся в летний период времени. Ответы детей. А теперь назовите виды спорта, которые считаются зимними видами. Ответы детей.

Воспитатель: Как называется человек, занимающийся спортом? Правильно, спортсмен.

Для спортсменов – спорт это профессия, как например, повар, учитель, врач и другие. Спортсмены постоянно, каждый день тренируются, чтобы стать выносливыми, здоровыми, упорными, чтобы добиваться высоких результатов.

Для чего тренируются спортсмены? Ответы детей.

Воспитатель: Нужны постоянные тренировки, чтобы принимать участие в соревнованиях, в которых можно выяснить кто сильнее, быстрее, выносливее.

Соревнования могут быть разными – между спортсменами разных секций, районные, городские, международные. Но самыми главными являются – Олимпийские игры. Самые важные медали для спортсменов – медали, полученные на олимпийских играх.

Они зародились в Древней Греции.

Использованная литература:

  1. «Олимпийское образование дошкольников». Методическое пособие под редакцией С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2007 год
  2. «Олимпийские игры» Е. Озерецкая. Ленинград «Детская литература» 1981 год

Тематическая беседа

 по теме

«Символика Олимпийских игр»

для старшего дошкольного возраста

Дата проведения: 05 февраля 2014 года

Цель:  Познакомить детей с символикой, наградами Олимпийских игр.

Материал: Иллюстрации, демонстрация слайдов, краски, кисти.

Организуйте беседу:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о знаках, символах и наградах Олимпийских игр. Кто из вас знает символы современных Олимпийских игр?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пять переплетенных колец (показ иллюстрации). Кольца разного цвета. Пять колец – знак единства и дружбы пяти континентов земли. Кто знает названия континентов?

(ответы детей)

Воспитатель: (Демонстрация карты мира). Континенты называются: Америка, Африка, Австралия, Антарктида. На олимпийском знамени три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, внизу желтое и зеленое. Синее кольцо – Европа, черное Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия. Эти кольца расположены на белом фоне. Как вы думаете, почему на белом?

(ответы детей)

Воспитатель: Белый фон флага означает дружбу всех, без исключения, людей Земли. Олимпийские игры объединяют всех людей. При открытии олимпийских игр флаг поднимают под звуки олимпийского гимна, а при закрытии игр флаг опускают и передают городу, который станет хозяином будущих игр.

На олимпийских играх есть красивая традиция – зажжение олимпийского огня. Олимпийский огонь зажигают в греческом городе и несут его  спортсмены - факелоносцы в тот город, в котором будут проводится игры. Право зажечь огонь на олимпийском стадионе предоставляется наиболее известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры.

Он горит в течение всех дней пока длится олимпиада.

Воспитатель: Кто знает олимпийский девиз?

(ответы детей)

Воспитатель: Быстрее, Выше, Сильнее!

После зажжения огня звучат олимпийские клятвы, их две: клятва спортсменов и клятва судей. Клятву спортсменов произносит один из лучших спортсменов страны, в которой проходят игры. Он от имени всех спортсменов клянется, что будут соблюдать все правила и соревновать честно. Клятву судей произносит один из наиболее уважаемых спортивных  судей страны, в которой проходят игры. Он клянется, что судить будут честно всех спортсменов.

Воспитатель: Давайте вспомним какие награды были в древней Греции?

(Ответы детей)

Воспитатель: Лавровый венок, пальмовая ветвь и слава.

Кто мне скажет, как сейчас награждают спортсменов?

(ответы детей)

Воспитатель: Им вручают медали. За какое место вручают золотую медаль? За какое вручают серебряную, за какую – бронзовую?

Когда заканчиваются игры – начинается церемония закрытия игр. Олимпийский флаг передается другой стране-хозяйке.

У каждой Олимпиады в последние годы есть свои талисманы, которые отражают дух и культуру страны, в которой проходит Олимпиада.

Воспитатель: какие животные – талисманы у Олимпиады, которая будет проходить в Сочи?

(ответы детей)

В завершении занятия предложить детям нарисовать красками олимпийский флаг: пять переплетенных колец на белом фоне.

Тематическая беседа

 по теме

«Боги и люди Олимпа»

для подготовительных групп

Дата: 12 ноября 2013 года

Цель:  Познакомить детей с историей возникновения Олимпийских игр, с мифологией Древней Греции.

Материал: Иллюстрации, демонстрация слайдов

Организуйте беседу:

Воспитатель: История возникновения Олимпийских игр тесно связана с мифологией Древней Греции. Кто из вас слышал или смотрел мультфильмы о мифах Древней Греции?

Ответы детей.

Воспитатель: Существуют разные религии: христианство, ислам, буддизм – и в каждой бог один, но видят его по-своему, и имя дают ему своё. Кто знает, как зовут бога христиан?

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает – Иисус Христос.

Воспитатель: В Древней Греции было очень много богов. Считалось, что у каждой природной стихии, хороших и плохих качеств человека – есть бог. У греков были бог войны, бог огня, бог воды и земли, богини красоты, обмана, мудрости и т.д. Самым главным считали бога Зевса Громовержца. Легенда гласит, что в ту пору существовал жестокий бог Кронос и его жена Рея. Однажды Кронос увидел сон, о том, что его настигнет смерть от руки одного из его детей. И стал он глотать детей, которые у него рождались. Но когда Рея родила сына Зевса, она решила сохранить ему жизнь и отдала Кроносу не ребенка, а завернутый в пеленки  камень. Кронос ничего не заметил и проглотил камень,  а Рея отдала сына пастухам. Мальчик вырос, вступил в битву с Кроносом и победил его. И на свет вышли все братья и сестры Зевса, которых глотал Кронос, и стали богами. В честь этого знаменательного события Зевс повелел проводить игры, которые получили название Олимпийских.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – Зевс ( он стал господствовать на небе), Посейдон – на море, Аид – в «царстве мертвых» - они поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают, своенравны, коварны, жестоки и мстительны. Порой ссорятся между собой, участвуют в войнах и наказывают тех, кто осмелится нарушить их волю.

 Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, бури, смену времен года, болезни и всяческие неприятности. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы,  слагали легенды.

В Олимпии Геракл воздвигнул статуи двенадцати богам.

Легенда о Прометее:

Грозный Зевс решил истребить всех людей. Юный Прометей (подобный богу) был наделен чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода, страдающих от болезней и невежества и пожалел их. Прометей принес тлеющий уголек из очага богов и раздул его своим могучим дыханием, оставив огонь у людей. Вооруженные огнем люди изгнали из пещер хищников, научились жарить мясо, обжигать горшки, плавить металлы и изобрели многое другое, необходимое для жизни.

За это Зевс велел приковать Прометея цепями к скале. Каждый день прилетал к скале орел и клевал печень Прометея, а за ночь она восстанавливалась. Но муки длились не вечно, скоро Зевс все-таки помиловал Прометея.

Воспитатель: Давайте рассмотрим статуи богов, их тела (красивые, сильные, спортивные). Почему боги и герои изображены обнаженными?

Ответы детей, если дети затрудняются с ответами, помогает воспитатель: чтобы показать красивое, тренированное и совершенное тело. Среди богов и героев нет сутулых, с опущенной головой, слабых.

Воспитатель: Может ли обычный человек быть таким же сильным, ловким, быстрым, смелым? Как этого можно достичь? Для этого нужно заниматься утренней гимнастикой, ходить на физкультуры, посещать спортивные секции, закаляться, правильно питаться.

Просмотр слайдов, с изображением основных богов:  Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Артемида, Аполлон, Афина, Афродита, Гермес, Ника, Афина и изображение полубога Геракла (сына Зевса и простой женщины).

Мифы о Геракле:

  1. Лев чудовищной величины нападал на скот и на людей, Геракл отправился в горы на его поиски. Наконец он увидел страшного зверя с косматой гривой. Геракл пустил из лука одну за другой три стрелы, но стрелы отскочили от твердой шкуры, не причинив хищнику вреда! Грозно зарычал лев и бросился на отважного героя. Как молния мелькнула дубина Геракла, оглушенный ударом, лев упал на землю.
  2. Царь Авгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные по самую шею стояли в грязи. Геракл завалил камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и смыли всю грязь.
  3. Царь города Микены поручил Гераклу принести 3 золотых яблока из волшебного сада, расположенного на краю света. По дороге Гераклу пришлось бороться со злым силачом Антеем – сыном богини земли Геи. Как только Геракл бросал его на землю – мать давала новые силы своему сыну. Тогда Геракл поднял Антея на воздух и задушил его. На краю света стоял великан Атлант и держал на плечах своих небесный свод. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса», - обещал он, - «А ты подержи-ка за меня небо». Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело. Вернулся наконец Атлант и предложил Гераклу самому отнести яблоки в Микены. Притворившись, будто согласен, Геракл пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить ее на плечи. Встал великан на свое место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!».

Список использованной литературы:

  1. «Олимпийское  образование дошкольников». Методическое пособие

под редакцией С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой.

 Санкт-Петербург Детство-Пресс 2007 год.

  1. «Олимпийские игры» Е. Озерецкая

Ленинград «Детская литература» 1981 год

  1. «Мифы Древней Эллады» А.И. Немировский

Тематическая беседа

 по теме

«Олимпийские игры древности»

Для старших и подготовительных групп

Дата:  17 декабря  2013 года

Цель:  Познакомить детей с историей возникновения и  проведением Олимпийских игр, дать представление о трудности и почетности звания олимпийского чемпиона.

Материал: Иллюстрации, просмотр мультфильма

Воспитатель: Давайте вспомним легенды о возникновении Олимпийских игр? Ответы детей. При возникновении  трудности, воспитатель напоминает три основные легенды (бог Кронос, Геракл Идейский, царь Пелопс).

Воспитатель: Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпия.

В течение всего «Священного месяца» на территории Эллады объявлялся «священный мир», прекращались всякие войны, и недавние враги состязались за право называться самыми сильными, ловкими, быстрыми среди эллинов.

Игры древности имели строгую организацию, которая предусматривала не только контроль за самим ходом игр, но и за подготовкой к ним.

Все участники должны были записаться у судей за год до открытия состязаний и провести в неустанных тренировках не менее 9 месяцев. Последние 30 дней полагалось упражняться непосредственно в гимназии на глазах у судей.

В списки участников не вносились убийцы, неплательщики налогов, и все осужденные. Также не могли участвовать атлеты тех государств, которые вели войну на данный момент.

Запрещалось убивать соперника. Виновный лишался награды и подвергался крупному штрафу.  Запрещалось прибегать к недозволенным приемам. Строго наказывали тех, кто хотел подкупить или запугать соперника.

На Олимпийских играх присутствовали только мужчины, женщинам вообще запрещалось присутствовать  на них, но только в дни игр. В другое же время женщины также соревновались между собой. Они устраивали игры в честь Геры. Главным и вначале единственным было состязание в беге.

Женский стадий (расстояние, на которое проводился забег) был короче мужского. Позднее были добавлены состязания на колесницах.

Игры у мужчин  были легкоатлетическими: бег на разные дистанции (от одного стадия 192м до 24 стадий – около 5 км), прыжки в длину, метание копья, метание диска. Существовало также пятиборье (бег, прыжки, метания и борьба).

На каждой Олимпиаде проводились в дополнение к атлетическим соревнованиям конкурс искусств. Греки считали, что и тело и разум должны быть сильными и совершенными  в равной степени.

«Сначала надо создать прочный сосуд, а потом уже наполнять его вином просвещения».

Чтобы добиться высоких результатов, дети уже с 3-х летнего возраста увлекались «петушиным боем»: подскакивая на одной ноге, а другую, придерживая рукой сзади, старались сбить друг друга ударом плеча.

Но самыми любимыми и популярными были игры с мячом.

Воспитатель: Назовите пожалуйста все  спортивные игры с мячом, которые вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Самые главными наградами, которые ожидали чемпионов были: всеобщий почет и венок из ветвей оливы. Им предоставлялись важные должности, они не платили налогов, питались всю жизнь бесплатно, как и их лошади.

Ничто не могло сравниться со славой олимпионика (олимпийского чемпиона). Он становился одним из первых людей своего времени, вокруг его имени создавались легенды.

Историки считают, что всего в древности было проведено 293 Олимпиады. Олимпия пришла в упадок с победой христианства, тогда стали считать что Олимпийские игры призывали к язычеству (т.е. наличие множества богов, а не одного бога как в христианстве).

Со временем от всех построек и памятников Олимпии, которые не были разрушены специально, осталось совсем немного.

Тематическая беседа

 по теме

«Возрождение Олимпийских игр»

для старшего дошкольного возраста

Дата: 24 января 2014 года

Цель: 

- Познакомить детей с историей возрождения Олимпийских игр, Пьер де Кубертен – его роль в возрождении олимпийских игр современности.

Материалы: 

- иллюстрации олимпийских игр, спортсменов

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где раньше проходили Олимпийские игры?

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно, в Древней Греции. Что же происходило во время Олимпийских игр?

Дети: Прекращались войны и объявлялось священное перемирие.

Воспитатель: Кто же такие олимпийцы?

Дети: это спортсмены, которые принимали участие в Олимпийских играх.

Воспитатель: Для нужны Олимпийские игры?

Дети: Чтобы люди могли помериться силой в спорте, а не воевать друг с другом.

Воспитатель: кто мог принимать участие в олимпийских играх древности?

Дети: только мужчины

Воспитатель: Историки утверждают, что олимпийские игры древности проводились 292 раза до тех пор пока император Феодосий 1 ни запретил эти соревнования, он приказал разрушить все храмы. Олимпия исчезла со временем вообще.

Но спустя очень длительное время начались раскопки на месте, где раньше находилась Олимпия. Слой за слоем археологи убирали землю, ил и раскопали наконец древний город.

В то время люди уже начинали задумываться о том, чтобы возродить Олимпийские игры. Нашелся такой человек, который смог реализовать это и возродить олимпийские игры. Его имя Пьер де Кубертен, спортсмен, ученый.

Он очень хотел чтобы, люди снова могли соревноваться в силе, ловкости и умении в честных спортивных соревнованиях, а не на войне.

Он много времени и сил потратил на свою мечту, но ему удалось это воплотить. Создал Первый Олимпийский конгресс, на которое приехали 30 стран и ещё 20 подтвердили свое согласие присоединиться к возрождению олимпийских игр.

 В 1894 году в Париже был создан Международный олимпийских комитет – МОК.

6 апреля 1896 года в Афинах игры были открыты!

Воспитатель: а почему именно в Афинах произошло возрождение игр?

Дети: потому что это греческий город

Воспитатель: С самого первого дня существования Олимпийские игры стали значительно большим явлением, чем простым повторением древних игр, постепенно в них вовлекалось всё человечество.

Вот главные принципы, на которых настаивал Пьер де Кубертен:

- равноправие видов спорта и спортсменов всех стран

- Олимпийские игры не могут быть привилегией одной страны – они принадлежат всему миру

- игры – это способ достичь мира во всем мире.

Воспитатель: Давайте вспомним кто мог участвовать в олимпийских играх древней Греции?

 (ответы детей)

Воспитатель: да, только мужчины могли участвовать в олимпийских играх, женщинам под страхом смерти запрещалось даже присутствовать на стадионе вовремя олимпийских игр. Когда же олимпиада заканчивалась, женщины устраивали свои спортивные соревнования, вначале это были лишь состязания в беге.

Когда же Олимпийские игры возродились, то женщины и мужчины соревновались наравне.

Олимпийское движение стало охватывать весь мир, начали проводить свои соревнования и отдельные страны.

В конце занятия можно предложить детям изобразить свои впечатления от Олимпийских играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"

Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...

Тематический досуг для старших дошкольников

Тематический досуг для старших дошкольников, любящих и знающих свой город....

Сценарий тематического утренника для старших дошкольников.

Город мастеров.(14 НОЯБРЯ – КОЗЬМА И ДАМИАН).14 НОЯБРЯ – ПРАЗДНИК РЕМЕСЛЕННИКОВ И КУЗНЕЦОВ. ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕРКВИ РЕМЕСЛЕННИКИ СОБИРАЛИСЬ НА СКЛАДЧИНУ – СЫТНИК  И ВЕСЕЛИЛИСЬ ВСЮ НОЧЬ...

МАСЛЕНИЦА Музыкально – тематическое занятие для старших дошкольников

Цели: Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, о народных традициях; развивать активность; учить выразительному исполнению характерных народных движени...

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

Цикл занятий по ФЭМП старших дошкольников

Цель - помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию математических представлений....

Домашние задания с элементами логоритмики по лексическим темам из цикла "Времена года" для старших дошкольников с ОНР

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, представляет собой сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компо...