Статья "Представления Е. А. Аркина о подвижной игре"
статья по физкультуре

Агафонова Юлия Сергеевна

Е.А.Аркин отмечал, что подвижной игре должно быть отведено первенствующее место: игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arkin.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Представления Е.А.Аркина о подвижной игре

План:

1.Место подвижной игры в системе воспитания

2.Преимущества подвижных игр

3.Выбор подвижной игры для детей разных возрастных групп

4.Дети, требующие особого внимания

5.Методы проведения подвижных игр и требования к выбору метода

6.Использованная литература

1.

Аркин Е.А. отмечает, что подвижной игре должно быть отведено первенствующее место: игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника. Не только педагогический опыт, но и клиническая практика доставляют убедительные доказательства того, каким прекрасным оздоравливающим и укрепляющим силы ребенка фактором может стать игра в руках педагога, умеющего ценить ее и заботливо относиться к ее правильному всестороннему оборудованию (гигиеническая обстановка, обеспечение детей игрушками в достаточном количестве и хорошего качества, разумный подбор и подача их и т.д.).

Во всех своих указаниях, внушениях и руководстве педагог должен больше общаться с призывом к детской активности, к чувствам ребенка и меньше прибегать к логическим объяснениям, резонированию и морализированию.

Аркин отмечает, что в системе воспитания движений дошкольника игре должна принадлежать основная роль. Даже чисто гимнастическим упражнениям, т.е. упражнениям ограниченной группы мышц, вполне целесообразно иногда придавать игровой характер.

2.

Подвижные игры имеют много преимуществ перед гимнастическими упражнениями и являются незаменимым средством развития движений ребенка. Важнейшими из этих преимуществ являются следующие:

1)     Эмоциональная насыщенность придает и занимательность, и привлекательность, мобилизирует    силы    детей, наполняет ребенка чувством радости и удовлетворения. Эмоциональный подъем увеличивается, усиливается элементами неожиданности и соревнования.

2)    Характер двигательной деятельности.   В большинстве игр требуется работа значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание), что отвечает особенностям двигательного аппарата дошкольника.

  1. Разнообразие движений.    Смена в течение игры одних видов движений другими является чрезвычайно   ценным качеством, устраняющим опасность быстрого утомления.
  2. Возможность регулирования самими детьми темпа, энергии и    продолжительности    движений (дети    по    желанию    и соответственно потребности могут то  ускорить,  то замедлить бег,   то   сделать перерыв   и   присесть)   делают   игру   очень привлекательной и требуемые ею движения легко выполнимы.
  3. Личная   инициатива   детей.   Хотя   содержание   игр   делается готовое, а правила ограничивают произвольность движений есть простор для личной инициативы детей, особенно в подвижной игре, которую воспитатель должен поощрять.
  4. Развитие ряда психических качеств. Подвижные игры служат средством не только для развития движений, но и для развития дисциплины, смелости, находчивости.

3.

Выбор воспитателем той или иной подвижной игры зависит не только от содержания и особенностей игры, но и от возраста; физического состояния и уровня двигательного развития участвующих. Чем моложе играющие дети, тем сюжет и правила игры должны быть проще, игра короче (5-8минут), степень нагрузки меньше, паузы чаще, участие воспитателя активнее.

Воспитательная ценность подвижных игр для правильного развития движений и общего укрепления организма зависит от целесообразного их выбора, от правильного руководства ими и от умелого проведения.

При выборе подвижной игры надо учитывать не только возраст и уровня   развития двигательного   аппарата   данной   группы, но   и индивидуальные особенности отдельных детей. Для детей младшей группы следует подбирать игры очень несложные по сюжету; содержание их должно быть взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простые, смысл их понятен детям, количество правил  незначительно.

  Аркин Е.А. выделяет   следующие   требования   к   подвижной   игре   в   младшей группе:

-  должна быть непродолжительна (до 5 минут)

- не должна. требовать таких движений, которые не под силу ребенку или связаны для него с большим напряжением. В играх младшей группы воспитатель принимает активное участие: берет на себя ведущую роль, подсказывает отдельным детям, наиболее робких ведет за руку и т.п.

Детям средней группы предлагают игры более сложные и по тематике, и по разнообразию и точности движений. Они могут включать, кроме ходьбы и бег, еще и упражнения в прыгании и равновесии. Правила игры могут быть также более сложными; детям должно быть предоставлено больше самостоятельности. В течение одного занятия могут быть проведены две подвижные игры общей продолжительностью в 10-12 минут.

При выборе подвижных игр для старшей группы следует переходить к играм с усложняющейся тематикой, с большой продолжительностью, требующим большого напряжения сил, сосредоточенности, находчивости, ловкости, гибкости, способности быстро переключаться с одного вида движений на другое, переходить от одного темпа к другому. Воспитатель должен внимательно следить за игрой, отмечать особенности движений всей группы и отдельных детей. По мере возможности он предоставляет больше самостоятельности детям и в проведении игры, и в распределении ролей, и в контроле над точным соблюдением правил, и в разрешении возникающих конфликтов.

Если дети предоставлены самим себе, неправильно разрешают эти задачи, если правила игры не строго соблюдаются и нарушение их не встречает отпора со стороны играющих и т.д. - во всех случаях необходимо активное участие педагога. Но это участие должно быть тактичным, чтобы дети видели естественную искреннюю заинтересованность воспитателя в том, чтобы игра проходила правильно и интересно.

Круг подвижных игр для детей старшей группы должен быть еще шире, чем в средней группе, в связи с более широкими задачами, которые стоят перед развитием и воспитанием движений у 6-7
летнего ребенка в результате укрепления и усовершенствования двигательного аппарата и роста всей его личности. Детям можно предлагать и игры, требующие большого напряжения сил, большой
работоспособности, большей сосредоточенности, находчивости и смелости:

- игры, подготавливающие   к   спортивной   игре -   школа   мяча (классы), ходьба на лыжах и др.

4.

Во всех группах есть дети, которые во время игр требуют особенно пристального внимания к себе   со   стороны педагогов.   Это дети ослабленные и истощенные, легко возбудимые и быстро утомляющиеся, робкие и замкнутые. Надо следить за тем, чтобы слабые дети не переутомлялись, чтобы, принимали активное участие в игре, осознавали себя полноценными членами играющей группы, на вместе с тем, чтобы они не выполняли движений, требующих непосильного для них напряжения, чтобы по ходу игры им предоставлялось возможность пользоваться        частыми кратковременными перерывами для отдыха.

Легко    возбудимых   детей    надо    вовлекать    в    нешумные, по возможности более спокойные игры; при распределении ролей надо стремиться к тому, чтобы   им   приходилось выполнять действия, требующие сосредоточенности, спокойной выдержки.

Детей   робких, застенчивых   надо   вначале   вовлекать в   игру   с небольшой   группой, держать   их   около   себя   и   вместе   с   ними выполнять требуемые действия, поощрять их, поддерживать в них веру в свои силы. Постепенно, по мере того как укрепляется доверие ребенка к самому себе,   следует   ослабить   опеку,   предоставлять больше самостоятельности, приучать к участию в играх всей группы.

5.

Также   Аркин   говорит   о   методах   проведения   подвижных   игр, рассмотрим их. Методы используются самые разнообразные: здесь открывается    широкий    простор    для   творчества    и    инициативы воспитателя.     Можно     предварительно     познакомить     детей     с подвижной игрой, излагая содержание ее перед началом и, можно без предварительных объяснений начать игру, предоставляя детям в самом  ходе   ее   уяснить   содержание,   можно   сначала   поиграть   с, маленькой     группкой,   а  затем   показать   ее  всей  группе,   можно подготовить  детей   к   восприятию   игры   путем   предварительного показа и объяснения соответствующей картинки, рассказа какого-либо    эпизода,    совместной    с    детьми    заготовки    и    собирания необходимого для новой игры материала и т.п.

Выбор метода зависит от общего и моторного (двигательного) развития данной группы и отдельных ее членов, и от личных способностей и опыта педагога. Но каков бы не был метод проведения игры, основными предпосылками его правильности и плодотворности воздействия игры на развитие играющих является:

  • добросовестная подготовка к игре самого педагога
  • подробный анализ ее, вскрывающий все заключающиеся в  ней воспитательные ценности
  • умение   в   яркой, сжатой, увлекательной   и   понятной   форме передать детям ее содержание
  • способность воспитателя самому воспринимать игру в целом и отдельные ее эпизоды с тем искренним интересом, с той естественной непосредственностью, которые свойственны детям и которые игра должна возбудить в них.

Своим бодрым тоном, жизнерадостным настроением, неподдельной заинтересованностью воспитатель легко заражает детей и, не прибегая к искусственным приемам, создает и в них бодрость, жизнерадостность и одушевление.

Таким образом, Аркин Е.А. еще раз показывает педагогам важность проведения подвижных игр в дошкольном возрасте, ее характерные особенности,  подчеркивает   воспитательную   ценность   подвижной игры, раскрывает особенности ее проведения в разных возрастных группах и методы, дает рекомендации к проведению.

6.Список использованной литературы:

1.Аркин Е.А. «Дошкольный возраст», М.:Просвещение, 1948.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...