ПРОЕКТ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АКВААЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по физкультуре (старшая группа)

Алла Борисовна Бойко

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.  В дошкольный период закладываются основы здоровья и полноценного физического развития.

Опорно - двигательный аппарат дошкольника находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребёнка мягкий, эластичный, естественные кривизны ещё не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. В виду такой податливости позвоночник легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию.

Осанка - это привычное положение тела в покое. В движении, это поза, непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние ребёнка, его настроение и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности ребёнка или о том, что он болен. Правильная осанка - это не только красота, но и здоровье. При неправильной осанке страдает весь организм. Происходят грубые нарушения в работе всех его органов и систем, искажается нормальная деятельность сердечнососудистой системы, затрудняется дыхание, появляется быстрая утомляемость, плохое самочувствие. Нарушения осанки приводят к целому ряду серьезных заболеваний. Осанка определятся, во-первых, состоянием мышечного аппарата, то есть степенью развития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению.

Особое  значение в физическом воспитании дошкольника является плавание, как средство для профилактики и коррекции разных нарушений в осанке детей (сколиозов, кифозов и др.).  При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движения, воспитывается чувство правильной осанки.

Цель проекта: обосновать и проверить эффективность использования системы работы аквааэробики , как средство профилактики и коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • увеличение силы тонуса и мышц;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функции сердечно – сосудистой системы;
  • закаливание;
  • эмоциональная разрядка.

Ожидаемый результат проекта:

Использование комплексов профилактической и коррекционной работы по плаванию позволят улучшить осанку у детей дошкольного возраста. Повышение уровня физического и психического развития ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие к реализации поставленных задач по данной проблеме:

  • наличие плавательного бассейна;
  • наличие физкультурного зала;
  • наличие физкультурно - игрового материала, оборудования соответствующего возрасту;
  • соблюдение санитарных норм и техники безопасности на занятиях.

Сроки проекта: с сентября 2018  по май 2019 года.

Начиная со второй младшей группы,  дети посещают  занятия два раза в неделю. Обучение плаванию проходит в форме групповых занятийГруппы  делятся на подгруппы до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

На основании диагноза, данных врачебного осмотра назначаются те или иные лечебно- профилактические процедуры. В период сезонного повышения заболеваемости проводится витаминотерапия, даем детям лимон,  чеснок. Все это по назначению врача и под его контролем.

Детский сад особое внимание уделяет оздоровительной работе, поэтому с детьми работают и старшая медсестра (организация и проведение оздоровительных и профилактических мероприятий), и врач (осмотр детей два раза в неделю, назначение лечения, разработка системы оздоровительных и профилактических мероприятий), и инструктор по физической культуре. Наш детский сад тесно сотрудничает с детской городской поликлиникой № 7. Раз в год дети дошкольного возраста осматриваются специалистами: хирург, окулист, невролог, ЛОР. При выявлении патологии развития ребёнка специалисты назначают лечение или рекомендуют коррекционно – профилактические мероприятия. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дополнительно проводится оздоровительное плавание.

В начале и конце учебного года я провожу диагностику детей, все результаты заношу в таблицу, и таким образом прослеживаю динамику обучения каждого ребенка.  Если ребенок регулярно посещал бассейн, то у него сформировались необходимые навыки и умения, эти дети реже болеют, чем те, которые по ряду причин посещали бассейн не регулярно. Также, дети, которые посещали бассейн редко, они не овладели необходимыми умениями и навыками и поэтому на будущий год, не имея запаса определенных знаний, могут столкнуться с определенными трудностями в овладении новых задач.   

Так, как на занятиях по плаванию мы добавили элементы оздоровительного плавания, то мы можем также проследить динамику улучшения или ухудшения состояния их здоровья.

На протяжении срока проекта мы отслеживали детей в плане их физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков. С помощью данных медицинских работников детского сада была составлена таблица показателей здоровья детей подготовительной группы.

Показатели групп здоровья детей

подготовительной группы «Маленькая страна»

группа здоровья детей

первая

вторая

третья

6

16

1

Таким образом, нами был сделан вывод, что основной контингент детей составляют здоровые дети, но большинство из них относятся ко второй группе здоровья, а к третьей – один ребёнок.

С нарушением осанки было выявлено трое детей:

- Валиуллин Богдан 12.05.2013 года рождения – вторая группа здоровья, среднее физическое развитие, подготовительная физкультурная группа (диагноз  - деформация грудной клетки);

- Трубин Николай 06.07.2014 года рождения - вторая группа здоровья, среднее физическое развитие, подготовительная физкультурная группа (диагноз  - сколиоз I – II степени);

- Якунин Максим 15.03.2014 года рождения – третья группа здоровья, среднее физическое развитие, специальная физкультурная группа (диагноз – сколиоз I – II степени, ДЖВП).

Планирование проекта.

Календарный план

дата

мероприятия

исполнители

сентябрь

Работа с медицинской картой ребёнка

медсестра, инструктор по физ.культуре

Изучение нормативно-правовых документов

инструктор по физ.культуре

Диагностика физического развития детей

инструктор по физ.культуре, медсестра

октябрь

консультация педагогов по теме «Оздоровление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

инструктор по физ.культуре

Проведение утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать воспитателям подвижные игры на прогулке

воспитатели

Групповое занятие по плаванию

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать родителям упражнения для укрепления мышц спины

Воспитатели, родители

ноябрь

Применение коррекционных упражнений на занятиях по плаванию

инструктор по физ.культуре

Индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие координации

инструктор по физ.культуре

декабрь

Промежуточный мониторинг физического развития детей

инструктор по физ.культуре,  медсестра

Проведение занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки

инструктор по физ.культуре

январь

Консультация для родителей на тему «Плавайте на здоровье- плавайте всей семьёй»

инструктор по физ.культуре

Открытое занятие по плаванию для родителей дошкольников

инструктор по физ.культуре

февраль

Конкурс семейного альбома на тему «Папа, мама, я – здоровая семья»

Воспитатели, родители

Индивидуальные занятия с детьми, с нарушением опорно-двигательного аппарата

инструктор по физ.культуре

март

Консультация для родителей на тему «Формирование правильной осанки»

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать воспитателям подвижные игры для укрепления мышечного корсета ребёнка

Воспитатели,  инструктор по физ.культуре

апрель

Проведение праздника на воде «Исследователи подводных лабиринтов»

инструктор по физ.культуре

Выступление на педагогическом совете на тему «Профилактика сколиоза на занятиях по плаванию»

инструктор по физ.культуре

май

Мониторинг физического развития детей

инструктор по физ.культуре, медсестра

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ мы используем следующие формы физического воспитания:

Задачи

Формы физического воспитания

Организатор проведения

1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.

Ежедневно:  гимнастика после дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.), контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Воспитатель,
инструктор по физкультуре

2. Гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Индивидуальная работа,
прогулки, походы, оздоровительный бег

Инструктор по физкультуре, воспитатель

3. Развитие гибкости

Физкультурные занятия
(2 раза в неделю), индивидуальная работа

Инструктор по физкультуре, воспитатель

4. Формирование навыка рационального дыхания и совершенствование возможностей дыхательной системы.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию (2 раза в неделю),  гимнастика после дневного сна, прогулки, дозированный оздоровительный бег, дозированная ходьба, походы.

Инструктор по физкультуре, воспитатель

5. Нормализация эмоционального статуса.

Психогимнастика (снижение уровня тревожности)

Педагог-психолог

6. Коррекция функциональных
отклонений со стороны ОДА.

Плавание, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой
(2 раза в неделю, одно занятие – в зале, другое занятие – в бассейне), домашние задания (комплекс спец. упр.)

Инструктор по физкультуре, медсестра, родители

Учебно – тематический план по плаванию для подготовительной группы

Этапы

Тема

Название темы

Подготовительная группа

  1. Предупредительный этап

№1

Основы гигиены

1

№ 2

Правила поведения на воде

1

№ 3

Закаливание и режим питания

1

  1. Подготовительный этап

№ 4

Ориентация на воде

2

  1. Этап подготовительного обучения: умение уверенно держаться на воде

№5

Ныряние

6

№ 6

Прыжки в воду

2

№ 7

Скольжение

4

№ 8

 Дыхание

7

  1. Этап начального обучения: умение проплыть 5-7 метров по мелкой воде с согласованием рук, ног, дыхания

№ 9

Продвижение по воде вперёд

14

  1. Этап начального обучения: усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов

№ 10

Техника спортивных способов плавания:

32

техника кроля

10

техника плавания на спине

10

элементы техники брасса

6

элементы техники дельфин

6

Количество занятий

70

Так как на занятиях по плаванию мы добавили элементы оздоровительного плавания, то мы можем также проследить динамику улучшения или ухудшения состояния здоровья детей.

В работе с детьми основным и главным средством  обучения используется игровая деятельность, все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игры и развлечения являются обязательной частью занятия. При обучении дошкольников плаванию  используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Также, в игровой форме, перед занятием проводится разминка (определенные упражнения, выполняемые на суше). Очень важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. 

 В течение года мы проводим открытые занятия, для того чтобы привлечь родителей и показать им чего достигли их дети. Такие открытые занятия можно назвать праздником на воде, так как в них используются различные герои,  игры, эстафеты. Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

План физкультурно-оздоровительных мероприятий в бассейне.

Работа с родителями

  • Родительские собрания (сентябрь, апрель) проводятся по группам
  • Консультации для родителей (ежемесячно) проводятся по группам
  • Открытые занятия для родителей (1 раз в квартал) проводятся в бассейне

Работа с педагогическими кадрами

  • Консультации для воспитателей (по запросу) (ежемесячно) проводятся по группам, в методическом кабинете
  • Консультация (октябрь)
  • Мастер-класс (апрель)

Работа с детьми

  • Составление диагностических карт (декабрь, май) проводится в бассейне
  • Тестирование плавательных навыков (октябрь, апрель) проводится в бассейне
  • День здоровья на воде (январь, апрель) проводится в бассейне
  • Досуги и развлечения (ежемесячно) проводится в бассейне
  • Спортивные праздники (февраль, апрель) проводится в бассейне

Используемый инвентарь: плавательные доски, тонущие игрушки -  (кольца, «черепашки», резиновые морские жители, палочки), обруч, мячи различных размеров, не тонущие игрушки, ласты.

 

На занятиях по плаванию мною используются из нестандартного инвентаря следующие предметы:

·         гантели –  усиливающее нагрузку оборудование, используемое, в основном в оздоровительном плавании;

·         тонущие палочки – используются как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде.

        

Оценка проекта

    Наш проект проводился в три этапа.

На первом этапе (предварительном) –октябрь-декабрь 2018 года были обоснованы цели и задачи проекта, проведены анализ обработка данных научно – методической литературы, выявление детей с нарушением осанки.

На втором этапе - январь-март 2018 года с целью коррекции нарушения осанки  у исследуемого ребёнка и определения эффективности комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях по плаванию.

На третьем этапе – апрель-май 2019 года проводилась обработка результатов нашего проекта.

        Результаты оценки у детей, посещающих занятия по оздоровительному плаванию в ГБДОУ №89 на период 2018-2019 года, позволили отметить, положительную динамику в оценке здоровья детей. Из этого мы делаем вывод, что использование коррекционно-профилактической работы по плаванию укрепила опорно-двигательный аппарат ребёнка, что привело к оздоровлению.

Список  литературы

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология 21 века» - М., 2000 г.
  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. «Психофизиология ребёнка» - М.: ГИЦ «Владос», 2000 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растём здоровыми» - М. «Просвещение» 2003 г.
  4. Змановский Ю.Ф. «Расти здоровым малыш. К здоровью без лекарств». – М., 1997 г.
  5. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребёнка» - М., 2000 г.
  6. Осокин Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. « Обучение плаванию в детском саду» - М., 1985.
  7. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать» - М., «Просвещение» 1985 г.
  8. Протченко Т.А., Семёнов Ю.А. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников»: Практическое пособие. – М., пресс, 2003 г.
  9. Степанкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» - М., 2001 г.
  10. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Зманского «Здоровый дошкольник» под ред. Кузнецова М.Н. –М., 2001 г.
  11.  Яных Е.А., Захаркина В.А. «Аквааэробика» - М., АСТ; Донецк: Сталкер, 2006 г.
  12. Хайрутдинов Ш.В. «Азбука плаваня» 1998 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АКВААЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕВОЧЕК дошкольного ВОЗРАСТА Докладчик: Бойко Алла Борисовна

Слайд 2

Отрицательное влияние на процесс формирования правильной осанки оказывают периоды активного роста тела в длину, в результате которого часто наблюдается асинхронное развитие костного, суставно –связочного аппаратов и мышечной системы.

Слайд 3

В младшем возрасте осанка имеет неустойчивый характер. С позиции физиологических закономерностей является динамическим стереотипом. Важно учитывать, что исправление осанки − предполагает восстановление нормальных соотношений тонуса различных мышечных групп, влияющих на физиологические изгибы позвоночника, укрепление мышечного корсета и восстановление эластичности мышц.

Слайд 4

В условиях развития современного сада , следует использовать все многообразие средств физического воспитания. Одним из таких средств может стать аэробика и возможность ее внедрения в процесс физического воспитания дошкольников.

Слайд 5

аэробика – это упражнения, которые задействуют все группы мышц, в первую очередь, мышцы спины и брюшного пресса, оказывающие воздействие укрепляющего характера . .

Слайд 6

Целью исследования стало разработка комплекса аэробики, используя который можно предупредить нарушения осанки у девочек младшего возраста.(5-7 лет)

Слайд 7

Задачи: 1. Выявить нарушения в осанке и определить основные признаки у девочек 5 - 7 лет ; 2. Составить комплекс средств аквааэробики по профилактике нарушений осанки и внедрить его в процесс физического воспитания школьниц.

Слайд 8

В исследовании использовались такие методы : 1. Анализ научно-методической литературы и нормативных документов; 2. Метод теневой Муаровой топографии; 3. Педагогический эксперимент; 4. Методы математической статистики.

Слайд 9

I этап - изучение научно-методический литературы и учебных программ начальной школы по физическому воспитания в условиях реализации ФГОС. Исследования типичных нарушений осанки девочек средней и старшей группы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 48 Калининского района Санкт-Петербурга с помощью Муаровой топографии. II этап - разработка комплекса упражнений по аквааэробики и внедрение его в процесс физического воспитания девочек 5-7 лет. Провидение педагогического эксперимента. III этап - обработка результатов исследования методами математической статистики и оформление выводов. Организация исследования

Слайд 10

На первом этапе исследования с помощью метода теневой Муаровой топографии проводилась диагностика состояния позвоночника у девочек

Слайд 11

Рис.1. Показатели нарушений осанки у девочек начало года конец года

Слайд 12

На втором этапе исследования был разработан комплекс аквааэробики и внедрен в процесс физического воспитания девочек в объеме часов отведенных на внеурочную деятельность предусмотренных ФГОС дошкольного образования.

Слайд 13

Экспериментальная группа была сформирована из девочек посещающих занятия – «Плавание», имеющие слабую физическую подготовку, нарушения в осанке и с трудом овладевающие способами плавания. Занятия плаванием для данной группы отличались тем, что обычная разминка на суше была заменена разминкой в воде с использованием элементов аквааэробики и занимала 15-18 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45минут. Контрольная группа состояла из девочек данного возраста, занимающиеся плаванием, но более подготовленных .

Слайд 14

Рис. 3. Показатели при проведении I -го тест - «мостик».

Слайд 15

Рис. 4. Показатели II тест – время удержания туловища прогнувшись назад, из положения лежа на груди.

Слайд 16

Рис.5. Показатели III тест – количество подниманий туловища из положения лежа на спине, за 30 секунд.

Слайд 17

Проведенное исследование показало, что включая элементы аэробики в занятия, будет оказан положительный эффект в снятие излишнего напряжения с мышц спины и верхнего плечевого пояса, за счет укрепления слабых мышц формируется «мышечный корсет», нормализуется физическое развитие девочек, а значить профилактика нарушений осанки достигнута.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Профилактика и коррекция нарушения осанки удетей дошкольного возраста(рекомендации для родителей)...

Горизонтальный пластический балет Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников

quot;Горизонтальный пластический балет"Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников...

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста

О пользе занятий по плаванию для позвоночника. Какие упражнения принменяются на занятие....

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...