статья «Физические упражнения (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста»
статья по физкультуре (старшая группа)

Кочкурова Екатерина Александровна

Аннотация. Целью статьи является актуализация знаний педагогов использованию физических упражнении (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста

 

Ключевые слова: развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, гибким сильным, смелым.

 

Лишь в коллективе

 личность ребенка

может наиболее полно

и всесторонне развиваться.

Крупская Н. К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Физические упражнения (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста»

Попова Екатерина Александровна

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, город Чебоксары, Чувашская республика, Россия

Аннотация. Целью статьи является актуализация знаний педагогов использованию физических упражнении (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста

Ключевые слова: развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, гибким сильным, смелым.

Лишь в коллективе

 личность ребенка

может наиболее полно

и всесторонне развиваться.

Крупская Н. К.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сенситивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Современные ученые и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимальное, полное физическое развитие.

Дошкольный возраст особенно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Известно, что к началу школьного обучения наблюдается ухудшения здоровья детей, которые к этому моменту приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование ер функций ер организма, ер черт ер характера ер играющих.

В настоящее  время проблема  состояния  здоровья  и  физического  развития  дошкольников приобрела  особую  актуальность  и  социальную  значимость. Анализ ер исследований  по  вопросам ер развития  двигательных  способностей  и  качеств  детей  Е.Н.  Вавилова, Н.А.  Ноткина, свидетельствует, что почти у 40%  старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Авторы ныне существующих программ по физическому воспитанию говорят необходимости воспитания психофизических качеств, но как отмечают исследователи ер задачи по воспитанию ловкости не решаются. В практике работы дошкольных учреждений по воспитанию ловкости также не уделяется достаточного внимания. По ер ер мнению В.М. Зациорского специфичность ловкости определяется качественно отличными навыками в различных видах деятельности человека, поэтому развитию данного вида ер качества способствуют разнообразные физические упражнения.

Проблема исследования. Назревает проблема поиска путей эффективных средств: развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной ер потребности быть ловким, гибким сильным, смелым. Решение данной проблемы мы видим в использовании подвижных игр. Противоречия исследования. Необходимость широкого использования подвижных игр в организации и содержании процесса развитии физических качеств подтверждается изучением и наблюдением практики работы дошкольных учреждений, которое показало - элементарных подвижных игр для решения конкретных задач, с акцентом на развитие ловкости и гибкости проводится недостаточное количество, когда как высокий интерес детей к играм обусловлен биологически и связан с качественными изменениями организма ребенка.

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие ер дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств—силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Значение подвижных  игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Процессы социализации и индивидуализации входе подвижной игровой деятельности   успешно формируются и развиваются, приобретают высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает  развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность,  делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности.

Таким образом, подвижные игры создавая атмосферу радости, делают  наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Список литературы

1.        Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева.–СПб.: ВВМ, 2014. - С.331-332.

2.        Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова.–М.: Просвещение, 2017–96 с.

3.        Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2012.–240 с.

4.        Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина,  В.А.Овсянкин.  -  М.: Владос, 2014. - 262 с.

5.        Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 2013. Т-1. С. 230-232.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Продуктивная деятельность стоит на позициях развивающего обучения,  помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Поиск путей эффективности процесса ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....

Статья в журнале "Работа с родителями как успешное условие социализации детей дошкольного возраста"

Статья "Работа с родителями как успешное условие социализации детей дошкольного возраста"  в журнале "Актуальные вопросы регионального образования" [[{"type":"media"...

Народные подвижные игры как средство социализации детей дошкольного возраста

Значение народные подвижных игр для социализации детей дошкольного возраста...

Методическая разработка" Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста".

В разработке затронута актуальность данной проблемы, рассматривается подвижная игра , способствующая успешной социализации дошкольников....