Доклад
статья по физкультуре

Шабаева Светлана Юрьевна

Выступление с докладом на методобъединении по физо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_traditsii_v_usloviyah_dou_i_semi.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительные традиции в условиях ДОУ и Семьи.

Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Маленький – значит слабый, - считают родители. Его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают чаще всего малыша  не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет), не прыгал (как бы не ушибся), не лазал (а если упадёт?!) и, к сожалению, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей лежит в разумном физическом воспитании.

Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка. Система тесного сотрудничества с семьёй является острой необходимостью.

Для нормального роста,  развития и крепкого здоровья ребёнка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять своё здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребёнку, как нужно относиться к физической культуре и спорту на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т.е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.

ДОУ ежедневно взаимодействует с семьёй, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников. При этом мы считаем, что основная наша цель – сформировать потребность у родителей сотрудничать с нами.

Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительских собраниях. Эта форма работы позволяет педагогу лично знакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания. Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить ответ на все вопросы, поэтому я провожу анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье, выясняю занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребёнка, а так же стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

Так же немаловажной формой работы с родителями считаю проведение тематических консультаций, главной целью которых является получение ответов на все интересующие родителей вопросы.

В групповых уголках выставляются папки-передвижки знакомящие родителей с системой по оздоровлению дошкольников, информация о том чему можно научить ребёнка в определённом возрасте (здесь и рекомендуемые подвижные игры, и ОРУ, и комплексы гимнастики пробуждения, дыхательная гимнастика и т.д.).

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Отличительной особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Семейные физкультурные праздники проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора. Соревновательного задора. Обычно, они приурочены к каким либо праздничным датам. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей.

Содержание  таких праздников включает в себя эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребёнком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.

И всё-таки большая часть жизни ребёнка проходит в семье, поэтому развитие детей тесно связано с образом жизни семьи – родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Формирование физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания и создания предметно-развивающей среды.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей. Ведь всё-таки часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложиться особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Основным компонентом предметно-развивающей среды обеспечивающей физическое воспитание детей дома являются физкультурно-оздоровительные комплексы, «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

Опросы детей и родителей показали, что основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются мячи, кегли, санки, лыжи, велосипеды, оздоровительные комплексы.  

Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Поэтому в беседах и консультациях я стараюсь донести до родителей всю уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.

Также во многих семьях большое значение уделяется таким предметам как коньки, санки, лыжи, катания с горки – это в зимний период. В летний период большое внимание уделяется велосипеду, роликовым конькам, самокату.

Проводя, анкетирование я пришла к выводу, что в семьях родители уделяют немалое внимание утренней гимнастике, соблюдению режима дня, и закаливающим процедурам. Немалое значение уделяется и гигиене – это мытье рук перед едой, после прогулки, чистки зубов по утрам и перед сном, и т.д.

Также традицией многих семей являются велосипедные прогулки в парке, что оказывает немалое влияние на здоровый образ жизни, и семейные походы в лес – это летом, а зимой прогулка на лыжах, катание на коньках.

Еще родители уделяют немалое значение дополнительным занятиям физической культуры. Начиная со старшей группы, дети посещают разнообразные секции, такие как борьба, легкая атлетика, плавание – это в основном мальчики, девочки же уделяют внимание танцам  и художественной гимнастики, что тоже благотворно влияет на здоровый образ жизни и формирует традиции определенной семьи.  Во многих семьях за старшими детьми по их стопам идут младшие дети.

Мы стараемся напомнить родителям, что здоровый образ жизни влияет не только на физическое развитие детей, но также на умственное и психическое развитие. Ведь многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Я предлагаю провести небольшой опрос среди присутствующих.

Ответьте на вопросы небольшой анкеты «да» или «нет»

  • Болел ли Ваш ребенок за  последние 6-12 месяцев?
  • Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?
  • Делает ли гимнастику?
  • Зубы чистит каждый день?
  • На свежем воздухе бывает ежедневно?
  • Ест свежие фрукты и овощи ежедневно?
  • Вы одеваете его по погоде?
  • Посещает ли он кружки, связанные с двигательной активностью?
  • Есть ли в домашней библиотеке книги о здоровье, кроме «Мой Додыра»?

Если вы ответили хотя бы два раза «нет», делайте выводы. Именно родители, прежде всего ответственны за будущее ребенка, сам он не в состоянии знать, как и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Мы стараемся донести до родителей наших воспитанников три основных правила, которые являются залогом здорового образа жизни:

  1. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослый своим примером и пояснениями учат детей всем гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.
  2. Особое внимание уделяется питанию. Как правильно есть, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.п.
  3. Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт, соблюдение правил безопасности при занятии спортом – коньки, санки и т.п. Ребенок должен знать, что делать,  если случаются травмы или другие  непредвиденные ситуации.  

И еще раз хочу напомнить: важен пример привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Родители тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...