Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"
статья по физкультуре

Королева Лариса Анатольевна

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре.

  В группы для детей с ЗПР поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением в познавательной сфере, эмоционально-волевой, моторной сфере. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, нарушением координации, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве, слабостью мышц.

    Проведя обследование в сентябре, учитель-дефектолог выявляет уровень познавательной деятельности, уровень речевого развития, сформированность психических процессов, особенности психомоторного развития в соответствии с возрастом детей. Инструктор по физической культуре обследует уровень развития двигательных качеств, оценивает уровень владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам.

Для дальнейшего взаимодействия инструктор по физической культуре и учитель-дефектолог анализируют результаты диагностики детей и в зависимости от уровня психо-речевого, моторного и физического развития они определяют цель, задачи планирования фронтальной, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы.

Учитель-дефектолог предоставляет инструктору по физической культуре календарно-тематический план работы, согласно этому плану, в который входит речевой материал по лексическим темам, строится работа по взаимодействию специалистов, и совместно составляется комплекс материала для развития движений, координации, двигательной активности.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

-развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

-общей и мелкой моторики;

-физиологического и речевого дыхания;

-обогащения сенсорного опыта детей;

-совершенствование восприятия окружающих предметов;

-развитие конструктивного праксиса;

-обогащение и активизация словаря;

-формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

Особенности планирования совместной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входит задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ЗПР.

Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами, изучаемыми на занятиях с учителем-дефектологом. Например, при изучении темы «Защитники Отечества» инструктор по физической культуре планирует подвижную игру «Мы пока еще ребята», в которой дети развивают зрительное и слуховое внимание, ритм, интонационную выразительность речи, а также пространственное восприятие. Одновременно с этим дети упражняются в умении выполнять команды педагога, координировать речь с движением, развивают физиологическое дыхание.

Цель такого планирования:

-закреплять и расширять словарь ребенка;

-формировать основные грамматические категории;

-активизировать речь детей;

-активизировать познавательную деятельность детей.

Успешное преодоление недоразвития возможно при условии совместной работы инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Поэтому мы организовали творческую группу, которая разработала не только систему занятий по развитию речи, включающую физкультурную деятельность детей, но и систему работы с родителями, которая включает проведение совместных мероприятий, вечеров развлечений. Наиболее целесообразным мы посчитали проводить эти занятия как итоговые по изученным темам. На них закрепляются, обобщаются, систематизируются знания и умения детей, полученные за период изучения по определённой лексической теме.

Используется и сюжетная форма занятий, которая тоже способствует развитию речи. Все сюжетные занятия и игры согласовываются с учителем-дефектологом, основываясь на том этапе познавательного и речевого развития, на котором находится ребенок с ЗПР.

Ритм речи, стихов на сюжетных занятиях способствуют развитию координации, общей и мелкой моторики. В процессе занятий движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память, формируется правильная слоговая структура слов. Материал для проговаривания текста подбирает учитель-дефектолог, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре, с учетом необходимых речедвигательных навыков.

Опираясь на данные диагностики детей с ЗПР, инструктору по физической культуре зачастую приходится менять правила игры, усложнять или упрощать их.

В процессе наблюдений за детьми во время совместной деятельности мы пришли к следующему выводу: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

Таким образом, совместная деятельность специалистов детского дошкольного учреждения обеспечивает эффективность коррекционной работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду.

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре.

  В группы для детей с ЗПР поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением в познавательной сфере, эмоционально-волевой, моторной сфере. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, нарушением координации, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве, слабостью мышц.

    Проведя обследование в сентябре, учитель-дефектолог выявляет уровень познавательной деятельности, уровень речевого развития, сформированность психических процессов, особенности психомоторного развития в соответствии с возрастом детей. Инструктор по физической культуре обследует уровень развития двигательных качеств, оценивает уровень владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам.

Для дальнейшего взаимодействия инструктор по физической культуре и учитель-дефектолог анализируют результаты диагностики детей и в зависимости от уровня психо-речевого, моторного и физического развития они определяют цель, задачи планирования фронтальной, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы.

Учитель-дефектолог предоставляет инструктору по физической культуре календарно-тематический план работы, согласно этому плану, в который входит речевой материал по лексическим темам, строится работа по взаимодействию специалистов, и совместно составляется комплекс материала для развития движений, координации, двигательной активности.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

-развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

-общей и мелкой моторики;

-физиологического и речевого дыхания;

-обогащения сенсорного опыта детей;

-совершенствование восприятия окружающих предметов;

-развитие конструктивного праксиса;

-обогащение и активизация словаря;

-формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

Особенности планирования совместной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входит задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ЗПР.

Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами, изучаемыми на занятиях с учителем-дефектологом. Например, при изучении темы «Защитники Отечества» инструктор по физической культуре планирует подвижную игру «Мы пока еще ребята», в которой дети развивают зрительное и слуховое внимание, ритм, интонационную выразительность речи, а также пространственное восприятие. Одновременно с этим дети упражняются в умении выполнять команды педагога, координировать речь с движением, развивают физиологическое дыхание.

Цель такого планирования:

-закреплять и расширять словарь ребенка;

-формировать основные грамматические категории;

-активизировать речь детей;

-активизировать познавательную деятельность детей.

Успешное преодоление недоразвития возможно при условии совместной работы инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Поэтому мы организовали творческую группу, которая разработала не только систему занятий по развитию речи, включающую физкультурную деятельность детей, но и систему работы с родителями, которая включает проведение совместных мероприятий, вечеров развлечений. Наиболее целесообразным мы посчитали проводить эти занятия как итоговые по изученным темам. На них закрепляются, обобщаются, систематизируются знания и умения детей, полученные за период изучения по определённой лексической теме.

Используется и сюжетная форма занятий, которая тоже способствует развитию речи. Все сюжетные занятия и игры согласовываются с учителем-дефектологом, основываясь на том этапе познавательного и речевого развития, на котором находится ребенок с ЗПР.

Ритм речи, стихов на сюжетных занятиях способствуют развитию координации, общей и мелкой моторики. В процессе занятий движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память, формируется правильная слоговая структура слов. Материал для проговаривания текста подбирает учитель-дефектолог, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре, с учетом необходимых речедвигательных навыков.

Опираясь на данные диагностики детей с ЗПР, инструктору по физической культуре зачастую приходится менять правила игры, усложнять или упрощать их.

В процессе наблюдений за детьми во время совместной деятельности мы пришли к следующему выводу: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

Таким образом, совместная деятельность специалистов детского дошкольного учреждения обеспечивает эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

  В работе выстроена система коррекционно-развивающей работы, представлены рекомендации по составлению интегрированных занятий (или элементов этих занятий). Методические рекомендации...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...