«Телесно-ориентированный подход как здоровьесберегающий компонент воспитательно-образовательного процесса»
проект по физкультуре (старшая группа)

Мустафина Гульфия Салимовна

В основе телесно-ориентированного подхода лежит неразрывная связь тела и духовно-психической сферы. Способность ребенка контролировать свое поведение, свои телесные проявления, есть важный момент его социализации. Здесь и прослеживается взаимосвязь с формированием его психических процессов. Ребенок учится доверять своему телу, собственным впечатлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_telesno-orientirovannyy_podhod.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок» Подготовили: педагог – психолог Котенева Н.В., инструктор по физической культуре Мустафина Г.С. Телесно – ориентированный подход как здоровьесберегающий компонент в оспитательно-образовательного процесса

Слайд 2

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Слайд 3

Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном, и в физическом планах. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально.

Слайд 4

Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими заболеваниями и различными психосоматическими проявлениями. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. По данным исследований за последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%.

Слайд 5

Адаптация телесно-ориентированных методов применительно к детскому возрасту проводилась нейропсихологическим отделом Психолого-медико-социального центра помощи детям и подросткам СЗУО г. Москвы под руководством к.п.н. А.В. Семенович. Телесно-ориентированный подход (ТОП) можно использовать в работе с детьми 4-7 лет и старше как с нормальным психическим развитием, так и со специальными образовательными потребностями.

Слайд 6

Задачи ТОП: снять психологическое напряжение, возбужденность снять заторможенность, скованность учить саморегуляции , осознавать свое тело, его возможности Цель данного подхода заключается в создании условий для активизации развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом закономерностей детского развития. Проблемы , для решения которых можно использовать ТОП: эмоциональные (агрессия, капризность) коммуникативные (застенчивость, неуверенность) речевые (ОНР и другие)

Слайд 7

Развивающая, коррекционная и формирующая работа, основанная на телесно-ориентированном подходе, включает в себя: р астяжки и элементы Хатха -йоги; д ыхательные упражнения; г лазодвигательные упражнения; п ерекрестные телесные упражнения; у пражнения для стимуляции когнитивной сферы; у пражнения для развития коммуникативной сферы; у пражнения для развития мелкой моторики рук; и гры с правилами; м ышечную релаксацию;

Слайд 8

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Растяжки целесообразно включать в занятия физкультурой и гимнастику. Гипертонус как правило, проявляется в двигательном беспокойстве. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус обычно связан со снижением психической и двигательной активности ребенка. Он сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий .

Слайд 9

Дыхательные упражнения . Одна из важнейших целей - формирование базовой составляющей произвольной саморегуляции . Умение произвольно контролировть дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Слайд 10

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разно­направленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.

Слайд 11

Перекрестные телесные упражнения При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Слайд 12

Стимулирующие упражнения . Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды самомассажей (массаж пальцев рук, массаж ушных раковин, массаж «волшебных точек»), также стимуляцию через разнообразные постукивания, похлопывания, обминания тела. К стимулирующим упражнениям относится также ходьба по массажным дорожкам и упражнения, активизирующие способности к обучению - «Гимнастика мозга».

Слайд 13

Коммуникативные упражнения. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности («Поводырь», «Паровозик», «Гусеница»). Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его (упражнение «Сиамские близнецы»).

Слайд 14

Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Упражнения для развития мелкой моторики рук

Слайд 15

Игры с правилами . Соблюдение правил игр тесно связаны с системой наказаний и поощрений. Чем четче для ребенка определены рамки, тем легче ребенку «жить». Главным условием является то, что правила существуют и для взрослых. Правила неизменны для всех. Правил не должно быть много. Дошкольник копирует стиль поведения с тела и поступков взрослого, а не с того, что взрослый говорит. Ребенок видит и чувствует «душу» взрослого.

Слайд 16

Мышечная релаксация (снятие напряжения). Она проводится как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Упражнения по релаксации могут быть элементом занятия. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Слайд 17

Сотрудничество с родителями Родитель становится одним из центральных участников коррекционного процесса. Формы сотрудничества: д ень открытых дверей; и зготовление альбомов о ЗОЖ в семье; а нкетирование; беседы; консультации; р одительские собрания по данной теме; Для повышения компетентности родителей можно проводить тематические вечера «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы» и др.

Слайд 18

Список литературы 6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000 3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. 1. Воробьева Е.А. Роль и место телесно-ориентированных методов в работе с детьми. /Междисциплинарные проблемы психологии телесности: Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004. https://sensoricinru.wordpress.com/2011/08/04/роль-и-место-работы-телесно-ориентиро/ 2. Воробьева Е.А., Семенович А.В., Архипов Б.А. и др. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 5. Гриняк А. Б., Барба М. Ф., Кравченко М. И. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. 4. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста http://www.goroddetstva.ru/centers/article/gimnastika-mozga-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Слайд 19

Спасибо за внимание! Надеемся, это пригодится в работе и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...

Доклад на МО «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»

«Скажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню,дай мне действовать самому - и я научусь»Китайская мудрость....

«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Системно-деятельностный подход. Понятие, цель, принципы, структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода....

презентация" Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"

В презентации раскрывается организация образовательной деятельности в ДОУ на основе системно-деятельностного подхода....

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

В характерных для современной России условиях социальных преобразований образование выступает одним из важнейших ресурсов политического, культурного и социально-экономического развития государства. В ...