ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА
статья по физкультуре

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время значительно сокращена двигательная деятельность детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате малоподвижности:

  • увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
  • снижается сила и работоспособность мускулатуры;
  • нарушаются функции организма.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников утверждают, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Наш детский сад с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагоги детского сада проводят с детьми оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника.

В своей работе мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время значительно сокращена двигательная деятельность детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате малоподвижности:

  • увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
  • снижается сила и работоспособность мускулатуры;
  • нарушаются функции организма.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников утверждают, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Наш детский сад с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагоги детского сада проводят с детьми оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника.

В своей работе мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным. На эффективность проведения физкультурно-оздоровительной работы влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт внесения нового нестандартного оборудования.

Футляры от  «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, крышки, пуговицы, старые карандаши, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д могут обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Понятие «нестандартный» - несоответствующий стандарту, неизбитый, нешаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов.  В нашем детском саду мы периодически проводим мастер-классы по изготовлению нестандартного оборудования, где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание снова и снова применять его на занятиях и играх.

Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:

  • обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности;
  • приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
  • приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
  • пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

 Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

  • повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
  • способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  • чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
  • повысить моторную плотность физкультурных занятий;
  •  развивать чувство цвета и формы;
  • развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и многофункциональным, его довольно сложно классифицировать.  Поэтому,  с точки зрения эффективного его применения в работе педагога, мы разработали примерную картотеку с подробной характеристикой данного оборудования. В качестве примера, предлагаем рассмотреть несколько вариантов пособий.

1

«Цветные палочки»

C:\Users\Annapc\Desktop\Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-«Pauchok»-«Zmejka»-«Korregirujushhie-dorozhki»-«Kolechki»-«Cvetnye-palochki»-«Stojki-–-lovishki»-«Massazhnye-dorozhki»7.jpg

Описание: Пластиковые трубки, покрашенные яркой краской.

Развитие: Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.

Применение: ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.

2

«Пенёчки»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/01/chudo-lyzhi-raznocvetnye-penyochki-volshebnye-shariki-snezhinki-i-kosichki-banochki-shumelochki-nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami2.jpg

Описание: Вёдра из-под майонеза, обклеенные цветной плёнкой.

Развитие: Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

Применение: Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД.

3

«Парашют»

C:\Users\Annapc\Desktop\МАМА\работа\конкурс учитель года\IMG_20150311_100522.jpg

Описание: Круг из ткани, состоящий из нескольких цветных секторов. Диаметр этого пособия может быть абсолютно любым, от 1 метра и далее, всё зависит от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре.

Развитие: Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость

Применение: Подвижные игры

4

«Эспандер – Силачи»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2015/02/nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-kosichki-lyzhi-massazher-skakalka-espander-12.png

Описание: Шнуровая резинка, капсулы от «киндер-сюрприза», капсулы от бахил, пластмассовые цветные кольца.

Развитие: Развивает мускулатуру рук

Применение: Тренажёр для рук, ОРУ, массажёр.

5

«Забавные ворота»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_080455.jpg

Описание: Обруч, цветная клейкая плёнка, супер клей, пластиковые бутылки, песок, плотный картон.

Развитие: Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках.

Применение: Применяется в ОВД, эстафетах, соревнованиях, спортивных играх.

6

«Ягодки. Грибочки»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_081900.jpg

Описание: Корзинки изготовлены из пластиковых бутылок (5 л.) и украшены цветной клейкой плёнкой. Ягодки и грибочки связаны крючком и наполнены горохом.

Развитие: Меткости, глазомера, ловкости, силы рук

Применение: ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель, подвижные игры.

7

«Лыжи-скороходы»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/01/chudo-lyzhi-raznocvetnye-penyochki-volshebnye-shariki-snezhinki-i-kosichki-banochki-shumelochki-nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami1.jpg

Описание: Пластиковые бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной клейкой плёнкой.

Развитие: Развивает  мышцы ног, координацию движений

Применение: Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе», «Весёлые лыжники», отработка лыжного шага

8

«Шапочки-маски»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_082617.jpg

Описание: Шапочки связаны крючком и яркой детской пряжи.

Развитие: Развивает творчество, артистизм (умение имитировать повадки животных), способствует раскрепощению в момент игры

Применение: Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет

9

«Мягкий бильярд»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\IMG_0208.JPG

Описание: Плотная ткань с отверстиями для мяча разного диаметра.

Развитие: Развитие ловкости, меткости, быстроты реакции, координации движений, согласованность в действии, умение работать в группе.

Применение: Физкультурные занятия, свободная игровая деятельность.

10

«Хоккейные ворота»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\19.jpg

Описание: Проволока, капсулы от «киндер-сюрприза», цветная клейкая лента, пластиковый плинтус.

Развитие: Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках, меткость.

Применение: Применяется в ОВД, эстафетах, соревнованиях, спортивных играх.

11

«Скакалка-радуга»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\26.jpg

Описание: Шнур, крышки разного цвета от пластиковых бутылок.

Развитие: Прыгучесть, ловкость, координация движений, профилактика плоскостопия.

Применение: Прыжки, мишень для метания, игры, соревнования, ограничитель, ориентир, массажёр.

12

«Ходунки»

C:\Users\Annapc\Desktop\2.jpg

Описание: Банки из-под майонеза, шнур, цветная клейкая плёнка.

Развитие: Координация движений, равновесие, укрепление мышц ног.

Применение: ОВД, самостоятельная двигательная деятельность, соревнования, праздники, эстафеты.

13

«Моталочки»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-293997-1421938656.jpg

Описание: Обруч, шнур, пластмассовые палочки, игрушка-паук.

Развитие: Мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, умение работать в команде.

Применение: Самостоятельная деятельность, игры, соревнования.

14

«Боулинг»

C:\Users\Annapc\Desktop\Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-tir-«Metkij-strelok»-«CHernomorec»-«Sorokonozhka»-«Bouling-klub»-«Slon-Sportsmen»3.jpg

Описание: Кегли: пластиковые бутылки, украшенные цветной плёнкой и пронумерованы; целлофановая дорожка с аппликацией и рисунком. На обруч нашиты атласные ленты.

Развитие: Координация движений, ловкость, глазомер, меткость

Применение: Соревнования, спортивные праздники, свободная игровая деятельность.

15

«Мягкая мишень»

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Описание: Три обруча, два из которых обшиты тканью с отверстиями для мяча.

Развитие: Применяется в эстафетах, ОВД, играх, метание в цель.

Применение: Глазомер, меткость, ловкость.

16

«Спортивные кубики»

Тактильный массажер для детей

Описание: Коробки из плотного картона, обклеены цветной бумагой. На каждой стороне кубика наклеены картинки (спортивный инвентарь, спортивные упражнения)

Развитие: Укрепление мышц тела, развитие ОРУ, внимания, координации движений, быстрота реакции.

Применение: Самостоятельная игровая деятельность, организованная образовательная деятельность, работа дома с родителями.

В заключении хочется отметить, что использование нетрадиционного оборудования имеет огромную вариативность и интегративность. Оно выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей и способствует повышению настроения, снимает напряжение. А играть с таким оборудованием – одно удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....

Консультация «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников...

Использование нестандартного оборудования в формировании представлений дошкольников об овощных культурах

Использование разнообразных наглядных средств, таких, как Книжки-малышки, Театр овощей, позволяет формировать у дошкольников представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке их на зиму, о пользе д...

Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движения

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первоосноваего полноценного развития....

Фототчет о мастер-классе "Использование нестандартного оборудования для укрепления здоровья дошкольников"

28 января 2021года в нашем ДОУ прошел мастер-класс для педагогов по теме: «Использование нестандартного   оборудования для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников».Подг...