Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Залялова Марина Владимировна

В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развтия гибкости у детей старшего дошкольного возрата, а также комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы педагогами ДОУ для организации работы по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_zalyalova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №144" города Магнитогорска

Физические упражнения как средство

развития гибкости у детей

старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для воспитателей ДОУ

Магнитогорск 2019

Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – составитель: Залялова М.В.

Рецензент: Путенихина Н.А., преподаватель ГБПОУ  «Магнитогорский педагогический колледж».

В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развития гибкости у  детей старшего дошкольного возраста, а так же комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы педагогами ДОУ для организации работы по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………..4

Методы диагностики уровня развития гибкости старших дошкольников ……………….............................................6

Рекомендации для воспитателя на развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста………………...10

Список использованной литературы…………………...12


Пояснительная записка.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придается физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях дошкольника.

Физическая культура в отличие от других видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функции видов культуры. С другой стороны выполняет только свою функцию – физическое совершенствование, куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основных физических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков. Наряду с формированием различных двигательных умений и навыков одним из наиболее сложных является обучение детей физических упражнений на развитие гибкости.

        Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния ребенка, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений и т.д.

        

Методы диагностики уровня развития гибкости старших дошкольников.

Методика Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова.

1. Наклон вперёд из положения, стоя на гимнастической скамейке: ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «+», ниже - знаком «-».

2. Наклон вперёд из положения, сидя на полу.

На полу обозначена центральная и перпендикулярная линия. Сидя на полу ступни ног, касаются перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20- 30 см. Выполняется 3 наклона вперед, на 4-ом задерживается дыхание на 2 сек. И фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании ее кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибать ноги в коленях нельзя.

Критерии оценки:

3 балла - наклон вперед 6 - 12 см

 2 балла - наклон вперед 3- 6 см

 1 балл наклон вперед  2 - 0 см и меньше.

3. Подвижность позвоночника назад определяется также из исходного положения стоя. Сначала измеряется расстояние от седьмого шейного позвонка до границы крестца и копчика в прямом положении. Затем, измерение этого же расстояния производится при прогибании туловища назад (ноги в коленях прямые). Разница в сантиметрах показывает степень подвижности позвоночника назад.

При нормальной подвижности разница измерений у детей составляет 6 – 8 см. (2 балла - средний уровень). Меньше указанного результата говорит о низком уровне (1 балл). Разница более 10 - 12 см говорит о чрезмерной подвижности позвоночного столба (3 балла - высокий уровень).

4. Гибкость в плечевом суставе можно определить по выполнению следующего задания: поднять одну руку вверх, согнуть её в локте и отвести назад, а другую руку отвести назад, согнуть её в локте за спиной и сцепить руки сзади за спиной. Если это сделать удаётся, то подвижность в суставе нормальная, а если не удаётся, то подвижность ограничена. Упражнение следует повторить, поменяв положение рук.

Критерии оценки:

«+» - ребёнок справился с заданием,

«–» - ребёнок не справился с заданием.

5. Подвижность в тазобедренном суставе определяется в угловых измерениях. Ребёнку предлагается встать боком к гимнастической стенке и взяться рукой за одну из реек. Необходимо поднять выпрямленную ногу, носок оттянуть под прямым углом и выше, а другая нога при этом прямая (опорная нога). Затем встать другим, боком и проделать это движение другой ногой. Если ребёнок не может выполнить данное задание, то это говорит об ограничении подвижности.

Критерии оценки:

«+» - ребёнок справился с заданием,

«–» - ребёнок не справился с заданием.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила:

 - исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке;

- одежда детей облегчённая;

- в день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально;

- перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов;

- необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Рекомендации для воспитателя по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Процесс развития гибкости осуществляется постепенно и непрерывно.
  2. Количество упражнений, направленных на развитие гибкости, должно быть небольшим, но применяемым регулярно, на каждом занятии.
  3. Положительный эффект даёт использование метода домашних заданий. Дети выполняют дома упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных        и голеностопных суставов, подколенных связок.
  4. Систематическое выполнение упражнений на гибкость позволяет быстро получить ожидаемый результат. Простыми и понятными являются тесты для определения гибкости:        «шпагат», «мост», «выкрут».
  5. Прежде, чем приступить к упражнениям на повышение подвижности в суставах, проводится разогревающая разминка.
  6. При разучивании новых упражнений не нужно торопиться. Количество новых упражнений должно быть небольшим. Хорошо разучивание проводить под счёт.
  7. Детям очень нравится, когда каждое новое упражнение имеет интересное, уже известное им название, например: «часики», «лягушка», «грибок» и т.д.
  8. Эффективно использование музыкального сопровождения во время занятий. Оно позволяет снять психическое и эмоциональное напряжение, способствует более быстрому закреплению изучаемых упражнений.
  9. Основными средствами развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста являются упражнения на растягивание динамического и статического характера. Нагрузка в таких упражнениях плавно увеличивается в течение учебного года за счёт увеличения количества упражнений и числа повторений от занятия к занятию. Выделяются сложные упражнения, изучение которых требует не группового, а индивидуального метода организации работы.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный   закон    «Об   Образовании»:   2013 г.   [Электронный ресурс]  –   Режим доступа:  URL: http:// Минобрнауки.рф.pdf  
  2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с
  3. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. - М Просвещение, 2013. – 175 с.
  4. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста учеб. пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 271 с.
  5. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях // Физическая культура. - 1999. - №1. - С.5-10
  6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...