«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».
статья по физкультуре

Кочкурова Екатерина Александровна

             «Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

 так и нельзя их уравнивать»

                                                                                                                            Ж. Руссо

Гендерное  воспитание  – это  организация   педагогического  процесса  с  учётом  половой   идентичности,  особенностей  развития  детей   в  ходе  полоролевой  социализации.  Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого  поведения рёбенка, так как в этот период закладывается  фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных  систем  и  функций  организма,  развиваются  его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения,  осанка,  приобретаются  физические  качества, привычки, черты   характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gender.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

             «Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

 так и нельзя их уравнивать»

                                                                                                                            Ж. Руссо

Гендерное  воспитание  – это  организация   педагогического  процесса  с  учётом  половой   идентичности,  особенностей  развития  детей   в  ходе  полоролевой  социализации.  Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого  поведения рёбенка, так как в этот период закладывается  фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных  систем  и  функций  организма,  развиваются  его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения,  осанка,  приобретаются  физические  качества, привычки, черты   характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. В связи с этим на первое место поднимается проблема учёта гендерных особенностей воспитанников. 

Учёт гендерных особенностей̆ в физическом развитии – это обеспечение  нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности  в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры  исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.

Педагоги ДОУ на протяжении многих лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола. В большинстве ДОУ физическое воспитание детей, как и всё дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребёнка, а не разделено по половому признаку: те же упражнения, та же нагрузка и методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на различных функциях, которые в будущем им предстояло выполнять. Современные исследователи полагают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного. Иначе при формировании личности неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию, а в дальнейшем  препятствующие  выполнению семейной и общественной функции.

Исследование, проведённое Н.Е. Татаринцевой, показало, что уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ в области воспитания детей разного пола. Среда дошкольного учреждения, как правило, не содействует полоролевой социализации мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских или женских качеств.

Обращает внимание на этот факт Т.Г. Кукулите, отмечая, что мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать —воспитательница — учительница).Требования к мужественности приобрели декларативный характер: сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен быть мужчина, он воспитывается как «удобный» для женщин. В поведении девочек всё больше встречаются маскулинные стереотипы взрослых женщин.

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых  исследовала Е.Г. Леви- Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений. Дальнейшие исследования разных авторов также показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают результаты девочек. Девочки же, лучше мальчиков, выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием для того, чтобы в большинство учебно-методических пособий по физической культуре были включены нормативы физической готовности для девочек и мальчиков. Возникает необходимость учитывать тип конституции дошкольников при оценке их двигательных возможностей. В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается её зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, уровня постановки физического воспитания в ДОУ.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников специфична в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, т.е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удаётся и в которой ярко проявляются их особенности.

Последние годы специалисты активно обсуждают вопросы полоролевого воспитания, а ряд  ДОУ попытался организовать раздельное воспитание девочек и мальчиков.

Исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. В.И. Гарбузов указывает, что многие уверены в необходимости совместных игр мальчиков и девочек, но не для того, чтобы быть одинаковыми, а как раз для того, чтобы подчеркнуть разницу. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол «от противного». Вопрос о дифференцированном подходе в процессе занятий физическими упражнениями, поставленный ещё в 70-е гг. XX в., и сегодня не имеет однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чём должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий — до конца не определено.

 Большинство педагогов 95% считают целесообразным дифференцированный подход к девочкам и мальчикам на физкультурных занятиях. В то же время 5% опрошенных дали отрицательный ответ, аргументируя сложностью организации подобных занятий. У респондентов, давших положительные ответы, мнение об организации этих занятий тоже не было однозначным. Самое большое количество голосов, 45%, было отдано за совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе, при этом педагог учитывает разный характер движений и физическую нагрузку для девочек и мальчиков. Достаточно большая часть респондентов, 35%, указывает на необходимость проводить часть занятий совместно, часть раздельно; 15% опрошенных полагают, что нужно оставить совместные занятия, но часть заданий для девочек и мальчиков должны быть различными. Опрос выявил также, что выбор педагогами способов организации занятий, основанный на учёте половых особенностей дошкольников, не всегда подкреплен собственным опытом. Из числа опрошенных менее половины, 46,7% проводили раздельные занятия для девочек и мальчиков. Часть респондентов, не имеющих такого опыта, не пытались его приобрести, так как считают, что важнее учитывать индивидуальные особенности детей, нежели половые.

Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями ведётся по нескольким направлениям:

  • подбор упражнений; (только для мальчиков, которые работают на рукоходе, или только для девочек, работа с лентами);
  • нормирование физической нагрузки; ( девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз; девочки прыгают на скакалке 1 минуту, мальчики 1,5 минуты);
  • методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство такой деятельностью; (некоторыми упражнениями мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они требуют большего времени для овладения);
  • участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения;

(мальчики — медведи, а девочки — пчелки)

  • взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений;
  • система поощрений и наказаний; (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как);
  • требования к качеству выполнения заданий; (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений)
  • инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов; (девочки расставляют и убирают мелкий, легкий̆ инвентарь, а мальчики - крупнее).
  • диагностика физического состояния.

Всё это позволило сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников на занятиях физической культурой.

Физкультурное занятие даёт большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку.

В результате дифференцированного подхода к физическому воспитанию с учётом пола ребёнка удастся воспитать здоровое, физически развитое подрастающее поколение — это жизненно необходимая и основная задача родителей и педагогов  ДОУ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек....

Гендерный подход в физическом развитии дошкольников

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»...