Физкультурные досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Физкультурные  досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурные  досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.

Темп современной жизни требует от ребенка проявления воли, находчивости, способности к переключению и концентрации внимания на важнейшие для ребенка ситуации и быстрому освоению в меняющихся условиях. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

        Известные педагоги считают, что создавать условия для воспитания у дошкольников устойчивого интереса, а так же потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни, необходимо с самого раннего детства.

   С изменением условий жизни, с появлением техники (телефоны, планшеты, разнообразные игрушки) наблюдается хронический дефицит двигательной активности детей, что тормозит их нормальное физическое развитие, угрожая здоровью. Важная задача физического воспитания это развитие быстроты движения.

     Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.

     Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения).

    Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. Таким образом, мы пришли к выводу, что  воспитание физических качеств является важной задачей в физическом воспитании дошкольников.

 Что бы для детей физическое развитие было в радость, мы выбрали форму досуговой деятельности. Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества.

   Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. 

   Физкультурные досуги являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показывает значимость досугов в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению.

    Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. 

   Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовывать 1–2 раза в месяц, длительностью по 30 - 40  минут. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением. 

    Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  Достижение этой цели включает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

   К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения. 

   Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры. 

   Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни. 

   Спортивные праздники, развлечения, досуги – основные формы активного отдыха в нашем саду. При их планировании педагог подбирает упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты, строго дозируя нагрузку.

   В схематическом плане спортивного развлекательного мероприятия можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную. 

   Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность – пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы. 

   В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей. 

   Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения). 

   Содержание подготовительной части составляют общеразвивающие упражнения, чтобы подготовить организм к предстоящей нагрузке. Упражнения группируются в комплексы на каждую группу мышц, по принципу сверху вниз, а также на основе использования гимнастических предметов. При составлении комплексов необходимо учитывать возрастные особенности детей.

 Содержание основной части разнообразно – это и ранее изученные движения, эстафеты, подвижные игры, встречи со сказочными героями, зрелищные спортивные номера, хороводы, стихи, загадки, викторины по теме досуга, праздника. Подвижные игры, эстафеты особенно любимы детьми, требуют находчивости, смекалки, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки.

    В играх-эстафетах команды состязаются в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Действия отдельных игроков починены интересам команды. Дети учатся думать не только о своих результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

    В содержание заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочным персонажем, подведение итогов, при этом поощряют правильное выполнение заданий, четкие действия, честность в спортивной борьбе. При оценке коллективных упражнений в играх-эстафетах необходимо отметить успехи всех команд и стремление каждого участника внести вклад в общую победу. Это необходимо для воспитания чувств товарищества, ответственности, дружелюбия. Длительность досуга определяется возрастом дошкольников: 30 - 40 минут для детей 5 -6 лет.

   Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов.

    Первый вариант. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности типа «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеек» и др. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию. 

    Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме. Так, детям предлагают игры-упражнения на равновесие – «Пройди, не упади» - и на внимание – «Помни имя свое», «Собери предметы парами», игры-упражнения на быстроту реакции, движения и развитие ловкости – «Займи свой домик»,  «Догони меня».

    После небольшого отдыха (в течение 4-5 минут) детям предлагаются игры меньшей степени интенсивности – например, «Узнай по голосу», «Карусель», народные игры.

 Второй вариант. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. 

   Третий вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

   Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям.   Игры-эстафеты различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Это - лучший путь развития быстроты движений у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Можно применять в старшем дошкольном возрасте различные виды эстафет:

- линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;

- встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;

- круговые – команды становятся по кругу.

Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки.

    Пятый вариант. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость.  Вначале дети выполняют произвольные движения с атрибутами (рули, ленты – крылья летящих птиц) под музыку. Через 10-15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – воспитатель с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку, называя какое-либо имя. Если это имя ребенка, то он ловит мяч и встает на место воспитателя, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры воспитатель предлагает послушать  музыку, ассоциирующуюся с шумом ветра, метели. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать  разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку, изменяя темп движения.

В нашем ДОУ составлены конспекты досугов, картотека игр-эстафет, игровых упражнений которые могут использовать педагоги в процессе организации работы с детьми на занятиях, при проведении досугов  и в повседневной жизни. Также работой могут пользоваться  родители при организации досуга своих детей.

          Таким образом, физкультурные праздники и досуги являются одними из самых любимых видов отдыха в нашем детском саду. Потому что не только воспитатели, но и родители принимают активное участие в их проведении. А совместная работа детского сада и семьи всегда дает отличный результат в развитии наших детей, как физическом, так и духовном. Правильно подобранный педагогом вариант досуга поможет каждому ребенку в совершенствовании его двигательной активности, что является одним из важнейших факторов его дальнейшего благополучия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду.
  3. Алексеева Л. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство «Феникс», 2005 г.
  4. Бабаева Т.И. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. – 217с. - (Методический комплект программы "Детство")
  5. Бренштейн Н.А. «О ловкости и ее развитии» И«Физкультура и спорт» М.:1991
  6. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. «Играйте на здоровье»
  7. Голицына Г. «Нетрадиционные физкультурные занятия в ДОУ»издательство Скрипторий 2003
  8. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007
  9. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001
  10. Желобкович Е.Ф.Физкультурный досуг в учреждении образования., М. «Белый ветер» - 2014г.
  11. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  12. Иванова Л. Ю. Вопрос об актуальности развития ловкости детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 605-607.
  13. Крылова Н.Б.»Очерки понимающей педагогики». М., 2003.
  14. Куаншкалиева А.Р.Физкультурные праздники для дошкольников. М. Владос.2008
  15. Марина Асташина: Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет. М. Учитель, 2016 г.
  16. Ноткина  Н.А., Казьмина Л.И. «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» СПб, 1995
  17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1986.—304с.
  18. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа»
  19. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.; Мозаика-Синтез, 2014)
  20. Ромашин Г.Н. Подвижные игры: Методическое пособие/ Г.Н. Ромашин. – Краснодар: КГАФК, 1999
  21.  Соломенникова Н.: Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет. М. Учитель, 2014 г.
  22. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка  2006. — 368 с.
  23. Токаева Т.Е. «Будь здоров, старший дошкольник на пороге школы!»
  24. ХухлаеваД.В., "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему "Педагогические условия развития быстроты у старших дошкольников"...

Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников.

«Как разработать такую систему физического воспитания, которая не заорганизовывала бы детей, а решала бы задачи целого эмоционально – интеллектуально – физического комплекса и просто нравилась детям?»...

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки...

«Степ – аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»

Проект«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»...

Мастер- класс «Степ- аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи спе...