Альтернативные формы проведения физкультурных занятий
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Варганова Надежда Викторовна

Альтернативные формы проведения физкультурных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netr._f.z.odt27.06 КБ

Предварительный просмотр:

"Альтернативные формы проведения физкультурных занятий

в ДОУ"

     Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека, без которых невозможен здоровый образ жизни.

      В контексте новых Стандартов перед педагогами  стоит  задача - избежать    упрощения  образовательной деятельности, при этом обеспечить решение важнейшей задачи ФГОС - разгрузку ребенка-дошкольника. Это возможно не за счет примитивизации  содержательной стороны образовательного процесса, а за счет совершенствования формы этого процесса.

    Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.

      Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не всегда полноценно решаются эти задачи: педагоги формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные.

           Я считаю, что использование альтернативных форм проведения НОД открывает новые возможности в работе с детьми, улучшает качество образовательного процесса, увеличивает интерес к  физической культуре, повышает двигательную активность, эмоционально раскрепощает детей. 

  В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно-ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта.

          Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.

      Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.

   С детьми занятия по физической культуре можно проводить с  использованием тренажеров, как простейшего, так и сложного устройства.

     Занятия с тренажерами направлены  на удовлетворение естественной потребности ребенка в движении.

       Физкультурно-оздоровительные тренажеры должны  быть доступными детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого) и соответствовать ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

   Дизайн и конструкция тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях – их можно размещать в физкультурном и тренажерном залах площадью не менее 18 кв. м в соответствии с требованиями методики проведения занятий по физической культуре и с предупреждением травматизма среди детей.

       Занятия на тренажерах мы проводим раз в неделю, начиная  со средней групп, вместо гимнастики после дневного сна.

   Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода    следует распределить на две подгруппы, учитывая три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и уровень двигательной активности.

       Упражнения на тренажерах выполняют подгруппами (5 – 7 детей), составленными с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. В процессе обучения действиям на тренажерах педагог объясняет задания, дает указания, отмечает ошибки и поощряет детей. Через минуту работы на тренажере дети 30 – 40 секунд отдыхают: выполняют упражнения на расслабление мышц, на дыхание, делают самомассаж  с помощью массажных мячей.

     Общая длительность работы на одном тренажере составляет 3 – 5 минут (с учетом времени отдыха) – в зависимости от функциональных возможностей детей, а также от количества тренажеров.

      Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

       Гимнастические мячи являются травмоопасным оборудованием и адаптация детей к ним сложна. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможно более полно получить представление о предмете и чувство безопасности в общении с ним. Для этого детям нужно самостоятельно поиграть с мячами. Поэтому в групповых спортивных уголках мы размещаем по 1-2 мяча. Обучение положению и поддержанию равновесия на мяче проходит индивидуально. Страховка осуществляется воспитателем сбоку или сзади.

     Упражнения на мячах сначала включаются в какую-то часть занятия, в дальнейшем все занятие можно проводить на мячах.

      Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом.

    На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

      Занятие на одном движении. Для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание). Дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании под дуги и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц.

       Занятие с одним пособием интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии).

      На подвижных играх. Форму проведения занятия  на подвижных играх мы используем для снятия напряжения после НОД с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности.

     Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм и элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения.

        Занятия в форме эстафет и соревнований

Варианты:

а) наличие элементов соревнования в игровых упражнениях;

б) наличие  элементов эстафет в игровых упражнениях;

в) элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия;

г) «Веселые старты» – занятие проводится в форме эстафет и соревнований;

д) занятие типа КВН, построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (преодоление препятствий, выход из проблемных ситуаций).

е) соревнование по одному виду движения или спорта, например лыжи и т. д.

        Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.  

   Занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям. 

   Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель – научить правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формы проведения физкультурных занятий"

В статье описаны варианты проведения сюжетных физкультурных занятий...

Нетрадиционная форма проведения физкультурного занятия в старшей группе "Необитаемый остров"

Задачи" закреплять навыки выполнения ритмическои гимнастики, совершенствовать навыки выполнения заданий на гимнастической скамейке: ползание, ходьба; продолжат учить детей лазанью по канату, закрепить...

Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста

Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....

Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольник...

«Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»

Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения зан...

«Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей»

Мастер классУважаемые коллеги!Тема моего выступления: «Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей...