Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности
статья по физкультуре

Лентюков Николай Геннадьевич

        В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описывается практика работы по данному направлению.

        В образовательную область «Физическое развитие» (ФГОС ДО ч. II п. 2.6.) наряду с другими направлениями жизнедеятельности детей включается формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. В связи с этим  в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо знакомить детей со спортивными играми и спортивными упражнениями, изучать их основные элементы, вызвать у детей желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Г. Лентюков

МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г.Чебоксары, lientiukov.nikolai@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описывается практика работы по данному направлению.

Ключевые слова: ФГОС, двигательно-познавательная деятельность, виды спорта.

Введение ФГОС дошкольного образования обусловливает переход на качественно новый уровень образования детей дошкольного возраста. Эти изменения затрагивают и организацию двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.

В образовательную область «Физическое развитие» (ФГОС ДО ч. II п. 2.6.) наряду с другими направлениями жизнедеятельности детей включается формирование начальных представлений о некоторых видах спорта [7]. В связи с этим  в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо знакомить детей со спортивными играми и спортивными упражнениями, изучать их основные элементы, вызвать у детей желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. Она требует согласованной планомерной и последовательной работы педагогов дошкольного учреждения: воспитателей, инструктора по физической культуре.

В процессе обучения спортивным играм и спортивным упражнениям чрезвычайно важно сознательное освоение дошкольниками двигательных действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. В связи с этим, обучение дошкольников спортивным играм и спортивным упражнениям неразрывно связано с необходимостью включения в двигательную деятельность познавательной информации.

Основные теоретические знания для дошкольников излагаются в форме: рассказа, беседы, диалога, рассматривания различных иллюстраций на спортивную тематику, фотографии спортсменов, показа презентации, показа видео. Познавательный материал (приобретенный теоретический опыт), ребенок закрепляет и совершенствует при практическом обучении двигательному действию.

Лишь при комплексном применении физического воспитания можно надеяться на положительный результат. Поэтому, на наш взгляд,  наиболее перспективным путем организации работы, является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников. В результате интеграции возникает принципиально новый вид деятельности – двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие [8].

При организации двигательно-познавательной деятельности исключается учебный блок или включается тезисно. При этом структура физкультурного занятия не меняется, моторная плотность деятельности не уменьшается, а дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, выполняют физические упражнения с большим интересом и старанием.

В своей работе МБДОУ «Детский сад № 166» г. Чебоксары приоритетное содержание двигательной деятельности старших дошкольников обеспечивает через реализацию программы и технологии Волошиной Л. Н., Куриловой Т. В. «Играйте на здоровье» [2]. Авторами данной программы создана целостная система знакомства с элементами спорта. Дошкольники, на доступном им уровне, знакомятся с элементами футбола, баскетбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, городков, санного и лыжного спорта. Программа и технология «Играйте на здоровье» содержит методический рекомендации и материал для бесед по каждому виду из изучаемых спортивных игр и игровых упражнений. Это облегчает подготовку педагога к проведению тематических двигательно-познавательных занятий.

Тематическое физкультурно-познавательное занятие мы выстраиваем по следующей схеме:

  1. Знакомство с темой занятия. Формирование эмоционально-положительного отношения и интереса детей к последующей двигательной деятельности через рассказ или беседу, желательно с использованием художественного слова.
  2. Разминка. Выполнение ОРУ с использованием атрибутов (инвентаря) изучаемого вида спорта.
  3. Формирование новых знаний и обучение новым физическим упражнениям или закрепление и систематизация накопленного опыта.
  4. Подвижная игра, игровое задание или эстафета с элементами видов спорта.
  5. Снятие эмоционального напряжения, рефлексия, подведение итогов занятия.

С целью формирование начальных представлений о некоторых видах спорта нами проведены тематические физкультурно-познавательные занятия: «В стране весёлых мячей», «Трус не играет в хоккей», «Юные баскетболисты», «Деревянные гонцы, словно братья-близнецы!», «Путешествие в Спортландию» и др.

Физкультурно-познавательное занятие может быть, как обычным занятием, так и развлечением, досугом, праздником, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии [8]. В детском саду  № 166 двигательная деятельность и изучение познавательного материала по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта выстроена в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ. В МБДОУ «Детский сад № 166» проводятся традиционные физкультурные мероприятия:

  1. физкультурные праздники с участием близлежащих детских садов зимние и летние «Олимпийские игры»;
  2. физкультурные развлечения «Весёлые старты», «Мы спортсмены», «Папа, мама, я – вместе дружная семья» и др.;
  3. игры-эстафеты с элементами спортивных игр и игровых упражнений;
  4. неделя зимних и летних спортивных игр и игровых упражнений (каждый день посвящён одному виду спорта);
  5. совместное физкультурное занятие детей и их родителей «Школа мяча»;
  6. целевая прогулка на школьный стадион, экскурсия в спортшколу;
  7. организованное коллективное посещение детьми и их родителями спортивных объектов г. Чебоксары (стадионы «Труд», «Энергия «Олимпийский» и др.), ледовый дворец «Чебоксары-Арена», спорткомплексы «Промтрактор», «Спартак», «Центр маунтинбайка» и др.;
  8. участие детей совместно с родителями в массовых спортивных мероприятиях «Кросс наций», «Лыжня России» «День снега», «День ходьбы», «День гимнастики», сдача норм ГТО и др.;
  9. участие детей с высоким уровнем физического развития в городских соревнованиях для дошкольников «Эстафета на призы газеты Грани», лыжные гонки «Весенняя капель», Первенство среди ДОУ по мини-футболу, спортивный фестиваль «Фитнес с мамой».

В результате целенаправленной работы по данной теме у детей расширился кругозор в области спорта. Дошкольники ознакомились с историей некоторых видов спорта, их правилами, инвентарём, спортивной экипировкой, выучили основные спортивные понятия: старт, финиш, игрок, спортсмен, судья, ворота, соревнования, Олимпийские игры [6] и т.п. Дети приобрели знания о достижениях знаменитых российских и чувашских спортсменов. У дошкольников повысился интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Дошкольники с удовольствием выполняют предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы. У ребенка появилась возможность применить освоенные знания в повседневной жизни. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.

Литература:

  1. Васильков, Г.А., От игры – к спорту / Г.А. Васильков, В.Г. Васильков. – М.: ФиС, 1985. – 190 с.
  2. Волошина, Л.Н., Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – Б.: Изд-во Белый город, 2013. – 239 с.
  3. Маханева, М.Д., Здоровый ребёнок, Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
  4. Пензулаева, Л.И., Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 112 с.
  5. Сидорова, А.И., Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа (Инструктору физического воспитания ДОУ) / А.И. Сидорова. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2011. – 178 с.
  6. Филиппова, С.О., Олимпийское образование дошкольников / Спутник руководителя физического воспитания. Метод. пособие / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство-пресс 2011. – С.143-225.
  7. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  8. Сомова, Т.В., Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://tamaris20072007.ucoz.net/publ/fizkulturno_ poznavatelnaja_dejatelnost/26-1-0-22

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...

Презентация краткосрочного проекта "Формирование начальных представлений о видах спорта".

Вид проекта: информационно-познавательный.  Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя )...

Формирование представлений о строительных профессиях у старших дошкольников посредством игр

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентно...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КУБИКА БЛУМА»

Я задалась вопросом: как же помочь маленькому ребенку развить интерес к миру природы и как сделать это интересно и познавательно? Ища ответ на вопрос, я открыла для себя один из приемов технологии кри...