Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника ( из опыта воспитателя)
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Семенова Татьяна Владимировна

Рекомендации по физическому развитию детей через народные игры. Описание некоторых народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_podvizhnye_igry.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 Приморского района

Санкт-Петербурга.

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя).

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой. 

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих Россию, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В процессе использования русских народных игр решаются следующие задачи:

  • создание здоровьесберегающей и развивающей среды;
  • накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;
  • укрепление физического, психического и духовного здоровья;
  • повышение творческого двигательного потенциала детей;
  • формирование личностной культуры здоровья.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют   ценнейший, неповторимый   игровой фольклор.

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач. Отличное здоровье, крепкое и закалённое тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития ребёнка.

Знакомство детей с народными подвижными играми проходит в образовательной деятельности, на развлечениях, прогулках, а также во второй половине дня. При их организации можно использовать музыкальное сопровождение. Дети большее предпочтение отдают русским народным играм («Ручеек», «Салочки», «Море волнуется», «Колечко»). Особенно любимы и эффективны для детей моей группы подвижные игры, проводимые на свежем воздухе.

Не забываем мы о календарных праздниках. Ведь народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В Рождество мы играли в «Два Мороза», «Орешек», в Зимние святки – в «Слепой козел», на Масленицу – в «Гори, гори ясно», «Салки», «Ворота».

Подвижные игры имеют те же требования, что и занятия физической культурой. Организовывается начало, постепенно нарастает темп, а к концу снижается. Для некоторых игр требуются дополнительные атрибуты.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Вот сидит лохматый пёс», «Кот и мыши» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка). Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой. 

Существует множество народных подвижных игр, правила которых известны не каждому. Одна из них - «Башмачки потерялись». Для данной игры необходимо собрать команду из 5-10 человек. Смысл заключается в том, что все снимают свою обувь и кладут в общую кучу, тщательно перемешивая ее. Затем дождавшись команды, ребята должны отыскать свои башмачки. Выигрывает тот, кто первый справился с поставленной задачей. Важно, чтобы при поиске обуви дети не толкали друг друга.

Еще одна игра, которая включает в себя элементы экологического воспитания, - «Птички-невелички». Играя в нее, дети должны по очереди изобразить ту птицу, которая приходится им по душе. Она может быть, как домашней, так и городской или лесной. Остальные должны отгадать, какую птицу показывает ребенок.

«У медведя на бору» - одна из наиболее популярных игр. На роль лесного хищника выбирается один ребенок. Он, по сюжету, должен охранять свой лес. Когда к нему подкрадываются другие участники, он должен не дать зайти им за определенную черту. Из игры выбывает тот, кого словил медведь.

Все народные игры, в том числе подвижные, необычайно ценны. Важно не забывать о них. В данных играх отражаются обычаи, традиции и фольклор наших предков. Они формируют личность и развивают положительные качества ребенка. Немалую ценность они имеют и в экологическом воспитании. Благодаря таким играм улучшается также разговорная речь, формируется логика и улучшается уровень физической подготовки детей. Важно не только включать их в дошкольное образование, но и применять дома.

Литература.

1.Антонов   Ю.Е.,   Кузнецова   М.Н.    и   др.   Здоровый   дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М., 2000.

 2.Анполова Н.  Приобщение дошкольников к русской национальной     культуре. //Дошкольное воспитание №5, 6, 1992.

3.Глазырина Л. Д.  Физкультура - дошкольникам.  М., 1999.

4.Детские подвижные игры народов СССР. /Под ред. Осокиной Т. И. М.,1989.

5.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М.,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка...

Тема: «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)»

: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадост­ными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Имен­но в дошкольном детстве в резу...