Классификация русских народных игр
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Соколова Вера Сергеевна

Русские народные игры учат детей- русским традициям и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_russkih_narodnyh_igr.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Русские народные игры и их классификация

Подготовила:

Инструктор по Ф.К.

Л.Н.Рыбина

Ключевые слова: 

  • русские народные игры
  • классификация
  • воспитание национального самосознания
  • историческое наследие.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Предлагая свою классификацию русских народных игр, мы постарались учесть недостатки, присущие другим классификациям народных игр, и ввели в классификацию блок, отражающий национальный аспект, а также связали все блоки основой, которой служат русские народные игры.

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков в младших классах и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.

Для нас наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.

Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры:

  • "Гуси-лебеди"
  • "Волк во рву"  
  • Волк и овцы"  
  • "Вороны и воробьи"
  • "Змейка"  
  • "Зайцы в огороде" 
  • "Пчелки и ласточки"
  • "Кошки-мышки"
  • "У медведя во бору"
  • "Коршун и наседка"
  • "Стадо"
  • " Хромая лиса"  
  • "Филин и пташки" 
  • "Лягушата"
  • "Медведь и медовый пряник"
  • "Зайки и ежи"
  • "Ящерица"
  • "Хромой цыпленок"
  • "Оса" …………..и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: 

  • "Дедушка-рожок"
  • "Домики"
  • "Ворота"
  • "Встречный бой"
  • "Заря"
  • "Корзинки"
  • "Каравай"
  • "Невод"
  • "Охотники и утки"
  • "Ловись рыбка"
  • "Птицелов"
  • "Рыбаки"
  • "Удочка",
    "Продаем горшки"
  • "Защита укрепления"
  • "Захват флага"
  • "Шишки, желуди, орехи",,,,,,,,,,, а также различные их варианты.

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: 

  • "Бабки"
  • "Городки"
  • "Горелки"
  • "Городок-бегунок"
  • "Двенадцать палочек"
  • "Жмурки", "Игровая"
  • "Кто дальше"
  • "Ловишка"
  • "Лапта"
  • "Котлы"
  • "Ляпка"
  • "Пятнашки"
  • "Платочек-летуночек",
  • "Считалки"
  • "Третий - лишний"
  • "Чижик"
  • "Чехарда"
  • "Кашевары"
  • "Отгадай, чей голосок"
  • "Веревочка под ногами" и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры:

"Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем)

  • "Тяни в круг"
  • "Бой петухов"
  • "Достань камешек"
  • "Перетяни за черту"
  • "Тяни за булавы"
  • "Борящаяся цепь"
  • "Цепи кованы"
  • "Перетягивание каната"
  • "Перетягивание прыжками"
  • "Вытолкни за круг"
  • "Защита укрепления"
  • "Сильный бросок"
  • "Каждый против каждого"
  • "Бои на бревне" и их различные варианты.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"

Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"...

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...