Дыхательная гимнастик для детей
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Артемьева Ира

Дыхательные упражнения и веселые стишки для дыхательной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhat_gimnastika_ira.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна дыхательная гимнастика:

  1. развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений— повышает иммунитет;
  2. восстанавливает дыхательную систему после заболеваний;
  3. предотвращает частые простудные заболевания;
  4. гиперактивных детей учит расслабляться и успокаиваться.

Правила выполнения упражнений:

1. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. 

2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными, чтобы щёки ребёнка не раздувались.

3. Не допускайте симптомов гипервентиляции у ребёнка: при резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнёт покалывать в конечностях, может закружиться голова. Что делать: для снятия указанных симптомов ручки ребёнка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко и спокойно подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. 

4. Перед началом дыхательной гимнастики рекомендуется проветривание помещения. 

5. Не нужно делать все упражнения. Достаточно выбрать несколько, включающих разные элементы: с произнесением звуков на выдохе и без, с поднятием рук и без, с надутием животика и без. Каждое упражнение можно повторять до 5 раз.

Игровая дыхательная гимнастика

  • «Пузырь». Дети вдыхают воздух через нос, после надувают щеки (словно пузырьки) и делают выдох.

  • «Насосы». На вдохе приседают, а на выдохе возвращаются в исходное положение.

  • «Рубим дрова» И.п. – стоя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе вытягиваются вперед, как будто рубят дрова.

  • «Трубач». И.п. – стоя либо сидя, ручки сложены в виде трубочки у рта. Дети глубоко вдыхают воздух, а когда выдыхают, громко говорят  «п-ф-ффф».

  • «Паровозик». Дошкольники ходят по группе друг за дружкой и имитируют движение колес паровоза. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух-чух».

  • «На воздушном шаре». Дети лежат на ковре, у каждого на животе находиться мягкая игрушка. Ее нужно покатать на «воздушном шарике»: на вдохе животик с игрушкой поднимается, а на выдохе опускается.

  • «Часы». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Дети делают махи руками, приговаривая «тик-так».

  • «Петушки». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. На вдохе малыши поднимают руки вверх, на выдохе опуская имитирую взмахи крыльев и приговаривая «ку-ка-ре-ку».

  • «Заблудились в лесу». Дети представили, что оказались в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ауууу», слова сопровождаются поворотами головы влево и вправо.

  • «Веселая пчелка». На выдохе дети жужжат как пчелки «з-з-з-з». каждый раз взгляд направляется на ту часть тела, куда села пчелка.

  • «Листопад». На ладошках у детей бумажные листочки, дуем на них, устраиваем листопад.

  • «Снегопад». Аналогично как «листопад».

Стихотворения для дыхательной гимнастики.

«Самолет»

Самолетик-самолет (Развести руки в стороны с ладошками вверх, поднять голову вверх)

Отправляется в полет. (Задержать дыхание)

Жу-жу-жу (поворот направо)

Жу-жу-жу (Выдох, произнести жжжж)

Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднять голову вверх, вдох)

Жу-жу-жу (поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки)

«Бегемотики»

Бегемотки лежали,

Бегемотики дышали (Лечь на пол и глубоко дышать)

То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (выдох)

Сели бегемотики,

Потрогали животики (Сесть на пол, ноги вытянуть, руки упираются сзади в пол))

То животик поднимается

То животик опускается.

«Ромашки»

Ромашки нюхает Катюшка, 

Их так много на опушке. 

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.

Другой стишок для этого упражнения:

Пришли в цветочный магазин 

Алёнка, Маша и Василий. 

Вдохнули нежный аромат 

Сирени, хризантем и лилий. 

«Море»

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот. 

А теперь ты выдыхай 

И кораблик опускай. 

«Машина»

Зашипела грустно шина, 

И стоит теперь машина. 

Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...»

«Упражнение с куклой»

Мы на мяч посадим Машу,

Покатаем куклу нашу.

Выполняется лёжа. 

На область диафрагмы посадить куклу. 

Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая куклу. 

Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается — кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...».

«Свечка»

Дует Таня на свечу, 

И я тоже так хочу!

Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «ф-у-у...».

Другие стишки для этого упражнения:

Сегодня Алисоньке ровно пять лет. 

Подружек она позвала на обед. 

На торте горят пять весёлых свечей. 

И гости кричат: 

«Дуй, Алиса, сильней»!

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. 

Я на варежку подую,

Все снежинки с неё сдую.

«Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк, 

Надул мыльный пузырёк. 

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

«Гуси»

Гуси высоко летят. На детей они глядят. На вдохе руки поднять в стороны. Медленный выдох со звуком «гу-у-у», на выдохе руки опустить.

«Маятник»

Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнём сначала. Руки на поясе, вдох. Наклон влево — выдох. При подъёме — вдох. При наклоне вправо — опять выдох.

«Ежик»

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

Поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом. 

Поворот головы влево — фиксированных выдох: выдох через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф-пф».

«Регулировщик»

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

Правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох. Меняем руки местами — выдох. 

«Лягушка»

Лягушка открывает рот

И шумно выдыхает... Вот!

На вдохе поднять вверх руки. На слове «Вот» — выдох со звуком «ф-ф-ф» и одновременно руки опускаем через стороны.

«Я расту!»

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

На вдохе поднять руки вверх, потянуться вверх, встать на носочки. На выдохе опуститься со звуком «У-у-ух».

«Насос»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Медленный вдох. Наклон вправо с фиксированным выдохом: выдох через почти сомкнутые губы с произнесением «с-с-с». Руки при наклоне свободно скользят вдоль тела. На вдохен поднимаемся. Повторяем всё в другую сторону.

«Собачка»

Носом дёргает собачка: Фу! 

Невкусно пахнет жвачка. 

Глубокий вдох: следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Затем резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей. Можно повторить упражнение, выпуская воздух не одним, а несколькими резкими отрывистыми выдохами.

«Аист»

Сделай вдох одной ноздрёй.

Выдохни, вдохни другой.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй не спеша сделать вдох и выдох. Повторить всё с левой ноздрёй. После дыхательного упражнения добавить стояние на одной ноге (до 5 секунд) под продолжение стишка:

На одной ноге постой. 

А теперь — на второй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...