Педагогический опыт. "Игровые технологии в физическом развитии дошкольников"
консультация по физкультуре

Благис Ольга Сергеевна

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности детей. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям. Развивать двигательные навыки и физические качества у детей нам помогает использование игровых технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_fizicheskom_razvitii_doshkolnikov.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1».

Педагогический опыт: «Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников».

Воспитатель соответствие

 занимаемой должности:

Благис О.С.

Черняховск 2020-2021г.

«Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников».

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления  собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает ребёнку  изменить  отношение  к  себе  и  другим,  изменить  способы  общения, психическое самочувствие.

Понятие игры как технологии условно и вызвано необходимостью научного уточнения параметров рассматриваемого явления. Рассмотрим два подхода к определению понятия «игровые технологии».

В рамках подхода Т. М. Михайленко понятие «игровые технологии» трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация должна создавать ребёнку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.

Игровая  форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей, это система деятельности, основанная на определенной  идее,  принципах  организации  и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Игровая технология имеет чёткую  последовательность действий:  

  • отбор материала;
  • разработка и подготовка игры;
  • включение детей в игровую деятельность;
  • осуществление самой игры;
  • подведение итогов.

Игровые технологии используются:  

  • для развития физических качеств;
  • обучения двигательным действиям;
  • формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений;
  • активизации и совершенствования основных психических  процессов;
  • для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой;
  • повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве занятия или его части;
  • как дополнительное образование.      

   Компоненты игровых технологий:

  • мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);
  • ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);
  • содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);
  • ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);
  • оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры).

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов. В. В. Николина выделяет следующие структурные элементы:

  • установочный элемент (предигровая ситуация, настройка, обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию, активизирующая мышление, воображение детей);
  • игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой);
  • задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой задачи превращает игру в обычное задание, упражнение);
  • правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные условия);
  • игровые действия (побуждаются игровыми мотивами, характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)
  • игровое состояние (включает в себя наличие переживания, активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности);
  • результат игры (достижение определённых целей, показатель уровня усвоения знаний и умений, норм поведения).

Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой. Характер и игровые ситуации определяются возрастными особенностями детей, их интересами.

Этапы игровых технологий:

  • Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.
  • Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.
  • Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний, формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления.  

 В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности детей. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям. Развивать двигательные навыки и физические качества у детей нам помогает использование игровых технологии.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

Мы используем игровые технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста. Для того чтобы ребёнок был физически развит необходимо соблюдать двигательный режим на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду. А для того, чтобы у ребёнка был интерес двигаться и развиваться, необходимо использовать игровые технологии.    

   Утро начинаем с зарядки. И чтобы, дети с удовольствием занимались, в водной части гимнастики, вносим игровые приёмы. Например: в начале зарядки даем установку, что сегодня мы с вами будем обезьянками;  или во время ходьбы даём команду «Цапля» ребёнок должен замереть на месте и встать на одну ногу другую сгибает в колене и поднимает как цапля; команду ходьба широким шагом заменяем на игровой приём перешагиваем через лужи и т.д. В комплекс утренней гимнастики мы включаем не обычные упражнения на дыхание. В заключительной части гимнастики дети проговаривают речевки о здоровье.

Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной. Одним из существенных средств  в борьбе за здоровье детей является регулярные физкультурные занятия с дошкольниками. При подготовке к школе детей, основным средством улучшающим функционирование всех систем организма является организованная образовательная деятельность.

Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.

Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.

Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Дружные ребята». Дети по сигналу воспитателя разбегаются по залу,  и пока звучит бубен или музыка, бегают по залу врассыпную. Как только бубен перестаёт звучать, воспитатель даёт команду: «В колонну за Сашей становись».  Дети должны быстро, соблюдая дистанцию, встать в колонну. Далее звучит бубен или музыка, дети разбегаются по залу и бегают пока звучит бубен или музыка. Далее воспитатель даёт следующую команду, и дети должны её выполнить. Перед игрой воспитатель обязательно обговаривает технику безопасности при беге по залу. Ходьба и бег со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.

В процессе таких игровых упражнений выявляются  дети , которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы, закрепить навыки выполнения упражнений.

Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.

Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.

 «Удержи мяч на парашюте»

Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.

«Перемена мест»

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.

Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!

Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.

Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.

«Мышеловка»

Ход игры:

Группа детей делится на две команды.

Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков - «мышей»

Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.

Игры с «Парашютом» положительные эмоций, радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Если сделать парашют многоцветным, то это расширяет рамки применения данного пособия для закрепления цвета, навыков счёта, для организации различных игр и развлечений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.

На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.

Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.

Благодаря подбору игровых приёмов дети, играя, выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.

Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.

На занятиях используем народные игры. («Путешественники», «Золотые ворота», «Летчики», «Гуси – лебеди»,  «Пожарные на учениях»). Так же проводим ролевые игры, которые имеют серьезные различия между и отражают особенности мужественного начала у мальчиков и женственности у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Например, в распределении ролей (девочки – пчелки, а мальчики – медведи, девочки грациозные лани, а мальчики отважные и сильные охотники). Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.

Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.

На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.

Для физического развития детей и как следствие для развития двигательных навыков практикуем такие игры, как «Кто вперёд», «На перегонки», «Мы спортсмены», дети с удовольствием выполняют эти упражнения, как настоящие спортсмены. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.

Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.

С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.

Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.

На улице имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием. Расположено оборудование по краям площадки, а большая часть ее используется для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, праздников и досугов.

Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"

В данном докладе раскрываются основы технологий  ОБЖ дошкольников...

Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»

Сообщение  из опыта работы  по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии в физическом развитии дошкольников"

Данный материал предназначен для педагогов.Консультация знакомит педагогов, с современными образовательными технологиями, применяемыми  в физическом развитии дошкольников....

"Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников"

В современном информационном мире, насыщенном техническими устройствами и гаджетами, актуальность подвижных игр очень велика.  А развитию двигательных навыков и физических качеств у детей нам пом...