Формирование основ патриотизма средствами физической культуры в условиях ФГОС
статья по физкультуре

Кузнецова Юлия Юрьевна

В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры, обозначаются формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Ю.Ю.,

Инструктор по физической культуре

МАДОУ ЦРР – детский сад

ГО Красноуфимск

«Формирование основ патриотизма средствами

физической  культуры в условиях ФГОС»

Большой патриотизм начинается

с любви к тому, где живешь.

Л. М. Леонов

Аннотация:  в статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры, обозначаются формы работы.

Ключевые слова: патриотизм, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, спортивно – патриотическое воспитание.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь  детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет образовательная область «физическая культура». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.

Спортивно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.

В своей работе п физическому воспитанию организую строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

В нашем детском саду проходят такие мероприятия и праздники, как: «Морские эстафеты», «День космонавтики», «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…», «День Победы», «День России»,  «Масленница», «День Города», «Мама, папа, я – спортивная семья»  и многие другие. Данные  праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно – развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.  

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Используем игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики» для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е.  качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Учитывается интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Игры используются для воспитания таких качеств, как смелость, ловкость, дисциплинированность. Дети усваивают, что наша армия стоит на страже мира.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

 Знакомить  детей с народной подвижной игрой в нашем детском саду начинают  ещё с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «У медведя во бору…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

В старшем возрасте уже сами  проводят простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого:  «Платочек», «Горелки»,  «Пятнашки», «Продавец красок», «Челнок», «Липкие пеньки». Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

В работе с детьми используем такие приемы как составление семейных альбомов, рисунках о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта. Например, «Спортивные выходные нашей семьи», «Активный отдых семьи летом, зимой». Считаю, что семья – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным будет расширяться, и переноситься на других людей. Использование данных подходов позволили формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников.

Библиографический список:

1. Знакомим дошкольников с родным городом. – Москва: ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.

2. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2. – 2017; № 5, № 8. – 2020.

3. Литвинова, Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 2015 г.

4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс – Москва, 2007. – 416 c.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

Презентация на тему "Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников...