Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре
статья по физкультуре

Шевченко Олеся Александровна

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами. С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т.д. С появлением у ребенка в словаре пространственных слов: вперед, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение. При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве немаловажную роль играет двигательная деятельность, физические упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами. С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т.д. С появлением у ребенка в словаре пространственных слов: вперед, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение.

При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве немаловажную роль играет двигательная деятельность, физические упражнения. Выполнение физических упражнений включает такие пространственные характеристики, как исходное положение, положение частей тела и его частей во время выполнения упражнения, траекторию движения.

Большое значение при формировании направлений в разнообразных движениях имеют общеразвивающие упражнения, в том числе перекрестные движения рук и ног; основные виды движений; строевые упражнения; подвижные игры и игровые упражнения; являющиеся основным средством физического воспитания детей. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются достаточно быстро, т. к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами педагога. При выполнении упражнений происходит знакомство детей с многообразием движений (наклоны, повороты, вращения, махи, сгибание, разгибание, поднимание, опускание) и основными направлениями движений человеческого тела и его частей: вверх-вниз; вперед-назад; вправо-влево, а так же направлением сгибательных движений по плоскостям тела: терминами «вперед», «назад» - для движений в боковой (переднезадней) плоскости; «вправо», «влево» - для движений в лицевой плоскости; «направо», «налево» - для вращательных движений в горизонтальной плоскости. При выполнении физических упражнений необходимо указывать направление движения (действия), постоянно употребляя в речи соответствующие предлоги и наречия: «Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх, встаньте напротив и т. п.» Пояснения педагога должны способствовать не только различению пространственных отношений, но и раскрытию их смыслового содержания (друг за другом - значит так, как строимся на гимнастику, напротив - значит, лицом друг к другу и т.д.). Важно помнить, что не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернитесь к окну»). При выполнении упражнений с детьми в возрасте 3-5 лет используется зеркальный показ образца действий, который отменяется уже в старшей группе после освоения ими умения ориентироваться «от другого объекта». Эффективность выполнения любого движения увеличивается в несколько раз, если оно проводиться в игровой форме. С этой целью на физкультуре применяются игровые приемы, упражнения имитационного характера.

Использование разнообразных предметов и пособий (гимнастические палки, обручи, мячи, кубики, кольца и т.д.) при выполнении упражнений создает зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствует лучшей координации движений отдельных частей тела, помогает упражнять детей в различении и назывании рук (например, педагог предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый, или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет).

Немаловажную роль в формировании у ребенка пространственных ориентировок выполняют и основные движения: в пространстве – ориентировка в направлении движений, удаленности от местоположения предметов, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных ориентировок; ориентировка при движении в коллективе – нахождение своего места при перестроении и построении всей группы, при движении врассыпную; ориентировка в различных изменяющихся условиях совместной деятельности. Все это способствует воспитанию умения учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т.п.; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т.п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) - используются при выполнении различных физических упражнений (во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

Подвижные игры (и игровые упражнения). Игра позволяет не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно их расширять. В подвижной игре происходит взаимодействие двух компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной – мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Таким образом, развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре является перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Ориентировка в пространстве один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....

Памятка для родителей «Игры на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность. В которой...