Консультация для педагогов "Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста"
консультация по физкультуре

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ наработан определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи, обозначенные ФГОС ДО. Для того, чтобы не возник дефицит движения, мы должны рационально использовать режимные моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение двигательной активности для детей

дошкольного возраста

Консультация для педагогов

Инструктор по ФК Пчелина Ольга Ивановна

высшая квалификационная категория

 Муниципального казённого дошкольного

образовательного учреждения

 детский сад «Тополек» комбинированного вида

           Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

            Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ наработан определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи, обозначенные ФГОС ДО.

             Физкультура в детском саду способствует повышению устойчивости детей к различным заболеваниям, активизации иммунитета и защитных сил организма. А также происходит всестороннее развитие умственных способностей, внимания, мышления, восприятия, временных и пространственных представлений.

Физическая культура помогает улучшить питание тканей организма, участвует в формировании скелета и его крепости, правильной осанки.

 Можно сказать, что движение, физкультура в детском саду и здоровый образ жизни является залогом здоровья детей.

 Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма.

 Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего - частые простуды, вялость, раздражительность.

Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.

Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре не только через целенаправленное физическое воспитание, но и в любой образовательной и совместной деятельности.

 Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы должны рационально использовать все режимные моменты, не только утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, но и гимнастику при пробуждении, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры различной степени активности, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковые игры и самостоятельную двигательную деятельность.

   Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе. На каждом занятии решатся комплекс образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и создается оптимальный режим двигательной активности каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей детей.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников.

         Физическая культура в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяет двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя.

 В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

 Приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков может быть достигнуто при целенаправленном правильно организованном режиме двигательной активности.

      Двигательная активность бывает: - регламентируемой (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, динамические паузы, ритмика, бодрящая гимнастика.)

- частично-регламентируемой (спортивные праздники, игры, подвижные игры дни здоровья, спортивные досуги, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом уровня здоровья).

- нерегламентированная деятельность (самостоятельная деятельность детей в помещении и на улице).

     Степень подвижности детей можно разделить на 3 основные подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.        

     Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей, обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

        Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр, необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака, если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, художественная деятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности.

      Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
        Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики

- Утренняя гимнастика в игровой форме

- С использованием полосы препятствий

- С включением оздоровительных пробежек

- С использованием простейших тренажеров.

     Большую роль играет в двигательном режиме самостоятельная деятельность (без явного вмешательства педагога). При этом необходимо   чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие двигательную деятельность: физкультурный уголок, маски для подвижные игры, коврики для профилактики плоскостопия, спортивные атрибуты для прогулки: клюшки, велосипеды, самокаты, скакалки.

      В течение дня реализуются следующие технологии оздоровления: упражнения на коррекцию осанки, пальчиковая гимнастика (проводится 2 раза в день), дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз.

        

           Двигательная разминка, проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе НОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала. Разминка состоит из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Удочка», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

        Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

       Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

     Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

     Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между НОД, а также в процессе самого НОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого НОД может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут.            Физкультминутка между двумя НОД может проводиться в виде подвижной игры и упражнений.

Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна, если позволяют погодные условия). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься и предлагает спокойно занять свои места.

        Особое место уделяется двигательной активности на прогулке. Начинается прогулка со спокойной ходьбы к участку, после чего организуется подвижная игра (8-15минут). Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений.                                          Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

       Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче.

Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

    Большую роль играет самостоятельная деятельность на прогулке. Физическая активность направлена не на результат, а на получение удовольствия от состояния движения. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.

       Одной из главной особенности нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое, именно поэтому после дневного сна необходимо провести бодрящую гимнастику, которая позволяет постепенно перейти к бодрому состоянию.                                Необходимо помнить, что темп пробуждения у детей разный и разная степень выраженности эмоционального реагирования. Воспитатель должен чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен.

     Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
     В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

 Огромное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

       Таким образом, физкультура с детьми, проводимая в детском саду будет залогом того, что дети вырастут здоровыми психически и физически, меньше будут подвержены заболеваниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

Консультация для родителей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»

Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок дошкольног...

Консультация для родителей "Двигательная активность младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....