Статья на тему: Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников
статья по физкультуре

Густайтене Екатерина Александровна

 Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников

 

Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников.

Физическое воспитание  – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение  двигательным умениям, развитие двигательных способностей, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [Вавилова,2011, с.7].

Результатом физического воспитания выступает физическая культура личности.

Под физической культурой личности понимается в данном исследовании интегративная характеристика физического развития индивида, совокупность специальных физкультурных знаний, ценностных ориентаций в сфере физического совершенствования, двигательных способностей (физических качеств) и, степень их реализации в повседневной жизни [Гончаров, 2012, с.128].

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей, которые представляют собой комплексы специально подобранных физических упражнений  для:

 - общего физического развития индивида,

- укрепления его здоровья,

- развития новых двигательных навыков,

- подготовки к более сложным двигательным действиям,

- совершенствования двигательных способностей (физических качеств).

Основу нетрадиционных средств физического воспитания составляет двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности растущего организма, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний, среди которых: ожирение, сколиоз и др.

К нетрадиционным средствам физического воспитания дошкольников относятся:

- ритмическая гимнастика,

- фитнес,

- стретчинг,

- йога [Левченкова, 2013, с.45].

Ритмическая гимнастика (аэробика) - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), которые выполняются под музыку и направлен на общее оздоровление организма и поднятие жизненного тонуса.  Выделяют такие виды аэробики как:

- фитбол-аэробика,

- степ-аэробика,

- аква-аэробика,

- зверо-аэробика,

- танцевальная аэробика [Кузьменко, 2017, с.26].

Фитбол-аэробика - занятия на специальных надувных мячах разного диаметра и конфигурации, которые проводятся под специально подобранное музыкальное сопровождение.

Степ-аэробика – занятия, на которых используется специальная платформа, называемая степом. Для детей ее размеры несколько уменьшены: высота понижена до 8 см, ширина до 25 см, длина до 40 см. Смысл занятий вертится вокруг шагов, которые дети совершают с пола на платформу и обратно.

Аква-аэробика представляет собой выполнение комплекса упражнений в бассейне.

Особенность зверо-аэробики заключается в том, что в ней все перемещения подобны движениям животных.

Танцевальная аэробика - вид аэробики, в основе которого лежат танцевальные движения, присущие разным стилям танцев.

Занятия детей среднего дошкольного возраста аэробикой способствуют:

- укреплению дыхательной системы и костной структуры тела;

- развитию выносливости, силы, быстроты, координации;

- улучшению подвижности всех суставов тела;

- улучшению общей активности и подвижности;

- формированию правильной осанки.

Продолжительность каждого занятия для детей среднего дошкольного возраста составляет 25-35 минут, количество повторений каждого упражнения 5-7 раз.

Фитнес - комплекс физических упражнений, ритмической гимнастики и занятий на тренажерах, ориентированный на общее физическое развитие детей дошкольного возраста.

Стретчинг – комплекс физических упражнений, направленных на растяжку и гибкость.

Основными характеристиками стретчинга являются:

- статичность поз и плавность движений, которые гарантируют безопасность, отсутствие травматизма;

- для начала занятий нет ограничений по возрасту или уровню физической подготовки;

- не требуется никаких дополнительных устройств и тренажеров, достаточно коврика для фитнеса;

- помимо мышц, эта система тренировок также направлена на суставы и нормализацию общего состояния организма [50].

По уровню мышечной нагрузки стретчинг разделяется на следующие виды:

 - мягкий стретчинг,

- глубокий стретчинг.

Задача мягкого стретчинга заключается в растяжении мышц до их привычной длины, чтобы поддерживать природную гибкость тела.

Глубокий стретчинг предназначен для удлинения привычного размера мышц (например, если нужно освоить шпагат).

Для этого вида предусмотрены упражнения большей продолжительности - от одной до пяти минут [50].

Способами выполнения комплекса стретчинга для детей среднего дошкольного возраста являются:

- статический (особенности: выполнение упражнений носит плавный и медленный характер, во время выполнения напрягаются определенные мышцы, ребенок ненадолго замирает и заставляет мышцы нагружаться);

- динамический (особенности: чередующиеся упражнения вначале нацелены на напряжение мышц, а затем — на их расслабление);

- изометрический (особенности: растягивание мышц осуществляется за счет противодействия, что требует физических усилий).

Занятия детей среднего дошкольного возраста стретчингом способствуют:

- улучшению подвижности всех суставов тела;

- развитию гибкости и эластичности мышц;

- улучшению общей активности и подвижности;

- формированию правильной осанки;

- развитию выносливости.

Все занятия проводятся под музыку, что создает позитивное и расслабленное настроение, и сопровождаются захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания детей.

Основными правила, которым нужно следовать на протяжении занятия, являются:

- предварительный разогрев всех групп мышц;

- медленный и плавный темп выполнения упражнений;

- обязательное исправление осанки детей;

- систематичность занятий;

- выполнение упражнений симметрично для обеих сторон тела;

-  ровное и спокойное дыхание у детей (если оно учащается или сбивается, то обязательно нужен отдых).

 Продолжительность каждого занятия для детей среднего дошкольного возраста составляет 35 минут, количество повторений каждого упражнения 5-7 раз.

Йога – система физических упражнений, которые сами по себе не предполагают движение и ориентированы на развитие гибкости, укрепление мышц.

Занятия детей йогой способствуют:

- развитию выносливости и гибкости,

- укреплению дыхательной системы,

- улучшению кровообращения,

-  укреплению мышц,

- формированию правильной осанки,

- улучшению гибкости позвоночника.

Дети среднего дошкольного возраста могут выполнять простые асаны, заниматься в игровой форме, копируя движения разных животных. 

Продолжительность занятий йогой для детей среднего дошкольного возраста составляет 30-40 минут. Занятия можно проводить до 6 раз в неделю.

Занятия с использованием нетрадиционных средств физического воспитания для детей среднего дошкольного возраста базируются на принципах:

- умеренной интенсивности и систематичности,

- имитации,

- наглядности,

- доступности,

- закрепления навыков,

- сознательности,

- индивидуально-дифференцированном подходе [42].

На важность нетрадиционных средств физического воспитания в развитии детей среднего дошкольного возраста указывали в своих трудах: М.М. Безруких, С.С. Бычкова,  Н.Н. Кожухова, М.В.Кузьменко, Т.В. Синицина, О.С. Филимонова и др.

Так, М.В. Кузьменко рассматривала нетрадиционные средства физического воспитания, в частности ритмическую гимнастику,  в качестве эффективного средства развития координационных способностей дошкольников 4-5 лет. С точки зрения ученого, данный вид гимнастики наиболее всего степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, поскольку формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво [Кузьменко, 2017, с.47].

С.С. Бычкова, отмечая роль нетрадиционных средств физического воспитания в развитии детей среднего дошкольного возраста, указывает на то, что последние способствуют развитию гибкости детей, их связок, суставов, мышц.

Интерес для исследования представляет позиция М.М. Безруких, которая указывает на то, что применение нетрадиционных средств физического воспитания обеспечивает оптимальное для дошкольного возраста и пола гармоничное развитие двигательных качеств. Применительно к рассматриваемому нами возрасту, автор указывает на возможности развития и совершенствования таких двигательных качеств как:

- гибкость,

- быстрота,

- ловкость.

О.С. Филимонова отмечает, что в дошкольном детстве, в частности в 4-5 лет, происходит формирование и совершенствование разных по структуре и характеру основных движений, среди которых: ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Эти движения широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, и являются неотъемлемой составляющей занятий с применением нетрадиционных средств физического воспитания, на которых они и усваиваются.

Воспитательные задачи таких занятий, по мнению исследователя, заключаются в том, что в большой степени они способствуют воспитанию таких структурных элементов двигательных способностей, среди которых: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость [46].

Таким образом, нетрадиционные средства физического воспитания обладают значительным потенциалом для развития двигательных качеств дошкольников, среди которых: гибкость, быстрота, ловкость, сила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников

Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников.

Физическое воспитание  – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение  двигательным умениям, развитие двигательных способностей, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [Вавилова,2011, с.7].

Результатом физического воспитания выступает физическая культура личности.

Под физической культурой личности понимается в данном исследовании интегративная характеристика физического развития индивида, совокупность специальных физкультурных знаний, ценностных ориентаций в сфере физического совершенствования, двигательных способностей (физических качеств) и, степень их реализации в повседневной жизни [Гончаров, 2012, с.128].

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей, которые представляют собой комплексы специально подобранных физических упражнений  для:

 - общего физического развития индивида,

- укрепления его здоровья,

- развития новых двигательных навыков,

- подготовки к более сложным двигательным действиям,

- совершенствования двигательных способностей (физических качеств).

Основу нетрадиционных средств физического воспитания составляет двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности растущего организма, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний, среди которых: ожирение, сколиоз и др.

К нетрадиционным средствам физического воспитания дошкольников относятся:

- ритмическая гимнастика,

- фитнес,

- стретчинг,

- йога [Левченкова, 2013, с.45].

Ритмическая гимнастика (аэробика) - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), которые выполняются под музыку и направлен на общее оздоровление организма и поднятие жизненного тонуса.  Выделяют такие виды аэробики как:

- фитбол-аэробика,

- степ-аэробика,

- аква-аэробика,

- зверо-аэробика,

- танцевальная аэробика [Кузьменко, 2017, с.26].

Фитбол-аэробика - занятия на специальных надувных мячах разного диаметра и конфигурации, которые проводятся под специально подобранное музыкальное сопровождение.

Степ-аэробика – занятия, на которых используется специальная платформа, называемая степом. Для детей ее размеры несколько уменьшены: высота понижена до 8 см, ширина до 25 см, длина до 40 см. Смысл занятий вертится вокруг шагов, которые дети совершают с пола на платформу и обратно.

Аква-аэробика представляет собой выполнение комплекса упражнений в бассейне.

Особенность зверо-аэробики заключается в том, что в ней все перемещения подобны движениям животных.

Танцевальная аэробика - вид аэробики, в основе которого лежат танцевальные движения, присущие разным стилям танцев.

Занятия детей среднего дошкольного возраста аэробикой способствуют:

- укреплению дыхательной системы и костной структуры тела;

- развитию выносливости, силы, быстроты, координации;

- улучшению подвижности всех суставов тела;

- улучшению общей активности и подвижности;

- формированию правильной осанки.

Продолжительность каждого занятия для детей среднего дошкольного возраста составляет 25-35 минут, количество повторений каждого упражнения 5-7 раз.

Фитнес - комплекс физических упражнений, ритмической гимнастики и занятий на тренажерах, ориентированный на общее физическое развитие детей дошкольного возраста.

Стретчинг – комплекс физических упражнений, направленных на растяжку и гибкость.

Основными характеристиками стретчинга являются:

- статичность поз и плавность движений, которые гарантируют безопасность, отсутствие травматизма;

- для начала занятий нет ограничений по возрасту или уровню физической подготовки;

- не требуется никаких дополнительных устройств и тренажеров, достаточно коврика для фитнеса;

- помимо мышц, эта система тренировок также направлена на суставы и нормализацию общего состояния организма [50].

По уровню мышечной нагрузки стретчинг разделяется на следующие виды:

 - мягкий стретчинг,

- глубокий стретчинг.

Задача мягкого стретчинга заключается в растяжении мышц до их привычной длины, чтобы поддерживать природную гибкость тела.

Глубокий стретчинг предназначен для удлинения привычного размера мышц (например, если нужно освоить шпагат).

Для этого вида предусмотрены упражнения большей продолжительности - от одной до пяти минут [50].

Способами выполнения комплекса стретчинга для детей среднего дошкольного возраста являются:

- статический (особенности: выполнение упражнений носит плавный и медленный характер, во время выполнения напрягаются определенные мышцы, ребенок ненадолго замирает и заставляет мышцы нагружаться);

- динамический (особенности: чередующиеся упражнения вначале нацелены на напряжение мышц, а затем — на их расслабление);

- изометрический (особенности: растягивание мышц осуществляется за счет противодействия, что требует физических усилий).

Занятия детей среднего дошкольного возраста стретчингом способствуют:

- улучшению подвижности всех суставов тела;

- развитию гибкости и эластичности мышц;

- улучшению общей активности и подвижности;

- формированию правильной осанки;

- развитию выносливости.

Все занятия проводятся под музыку, что создает позитивное и расслабленное настроение, и сопровождаются захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания детей.

Основными правила, которым нужно следовать на протяжении занятия, являются:

- предварительный разогрев всех групп мышц;

- медленный и плавный темп выполнения упражнений;

- обязательное исправление осанки детей;

- систематичность занятий;

- выполнение упражнений симметрично для обеих сторон тела;

-  ровное и спокойное дыхание у детей (если оно учащается или сбивается, то обязательно нужен отдых).

 Продолжительность каждого занятия для детей среднего дошкольного возраста составляет 35 минут, количество повторений каждого упражнения 5-7 раз.

Йога – система физических упражнений, которые сами по себе не предполагают движение и ориентированы на развитие гибкости, укрепление мышц.

Занятия детей йогой способствуют:

- развитию выносливости и гибкости,

- укреплению дыхательной системы,

- улучшению кровообращения,

-  укреплению мышц,

- формированию правильной осанки,

- улучшению гибкости позвоночника.

Дети среднего дошкольного возраста могут выполнять простые асаны, заниматься в игровой форме, копируя движения разных животных. 

Продолжительность занятий йогой для детей среднего дошкольного возраста составляет 30-40 минут. Занятия можно проводить до 6 раз в неделю.

Занятия с использованием нетрадиционных средств физического воспитания для детей среднего дошкольного возраста базируются на принципах:

- умеренной интенсивности и систематичности,

- имитации,

- наглядности,

- доступности,

- закрепления навыков,

- сознательности,

- индивидуально-дифференцированном подходе [42].

На важность нетрадиционных средств физического воспитания в развитии детей среднего дошкольного возраста указывали в своих трудах: М.М. Безруких, С.С. Бычкова,  Н.Н. Кожухова, М.В.Кузьменко, Т.В. Синицина, О.С. Филимонова и др.

Так, М.В. Кузьменко рассматривала нетрадиционные средства физического воспитания, в частности ритмическую гимнастику,  в качестве эффективного средства развития координационных способностей дошкольников 4-5 лет. С точки зрения ученого, данный вид гимнастики наиболее всего степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, поскольку формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво [Кузьменко, 2017, с.47].

С.С. Бычкова, отмечая роль нетрадиционных средств физического воспитания в развитии детей среднего дошкольного возраста, указывает на то, что последние способствуют развитию гибкости детей, их связок, суставов, мышц.

Интерес для исследования представляет позиция М.М. Безруких, которая указывает на то, что применение нетрадиционных средств физического воспитания обеспечивает оптимальное для дошкольного возраста и пола гармоничное развитие двигательных качеств. Применительно к рассматриваемому нами возрасту, автор указывает на возможности развития и совершенствования таких двигательных качеств как:

- гибкость,

- быстрота,

- ловкость.

О.С. Филимонова отмечает, что в дошкольном детстве, в частности в 4-5 лет, происходит формирование и совершенствование разных по структуре и характеру основных движений, среди которых: ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Эти движения широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, и являются неотъемлемой составляющей занятий с применением нетрадиционных средств физического воспитания, на которых они и усваиваются.

Воспитательные задачи таких занятий, по мнению исследователя, заключаются в том, что в большой степени они способствуют воспитанию таких структурных элементов двигательных способностей, среди которых: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость [46].

Таким образом, нетрадиционные средства физического воспитания обладают значительным потенциалом для развития двигательных качеств дошкольников, среди которых: гибкость, быстрота, ловкость, сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников "Йога для детей"

Для поддержания здоровья детей, а также развития их гибкости и выносливости, специалистами был разработан специальный детский вариант йоги, учитывающий все физические, физиологические и...

Нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников "Йога для детей"

Может быть, вы скажете, что это слишком сложные понятия и проблемы для маленького ребёнка? Но если человек не задумывается над этими проблемами ещё в детстве, то, став взрослы...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Консультация инструктора по физической культуре для педагогов «Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры»

Консультация   инструктора по физической культуре для педагогов«Развитие двигательных качеств старших дошкольниковчерез подвижные игры»...

Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...

Статья " Фитнес-резинки как средство развития двигательных качеств у дошкольников"

Фитнес-резинки как средство развития двгательных качеств у детей дошкольного возраста...

Консультация: "Значение физических упражнений в развитии двигательных качеств дошкольников"

В консультации подробно расписано о значении физических упражнений...