Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Малахова Ирина Николаевна

Формирование представлений об организме человека и его работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_ifk_i_vospitatelya.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателей и инструктора по физической культуре в процессе формирования здоровьесберегающих компетенций

Сегодня здоровье людей относится к числу глобальных проблем. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость становления у детей ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ), овладения его элементарными нормами и правилами, формирования основ безопасного поведения в природе. Медицинская энциклопедия дает такое определение ЗОЖ: это «рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья». Разрешение обозначенных проблем осуществляется в процессе формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни является здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Формирование здоровьесберегающих компетенций  включает в себя:

  1. Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни.
  2. Мотивы, имеющие эколого – сохранную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни.
  3. Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.
  4. Творчески-преобразовательский компонент, позволяющий искать пути улучшения окружающей среды и ее положительного влияния на процесс оздоровления.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствованию в повседневной жизни.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников в работе с ними используются следующие методы:

Наблюдение.  Содержание наблюдений разнообразно. Например, для того, чтобы определить особенности строения тела человека, наличие у него разнообразных органов, индивидуальных особенностей проводятся сравнительные наблюдения “У кого какой нос”, “У кого какие глаза”,  «У кого какие ноги, спина».

Убедиться в том, что человек – живое существо помогает наблюдение за поведением человека: он дышит, растет, двигается, питается, выделяет ненужное (пот, слизь, переработанные воздух и пищу), он чувствует (слышит, видит, ощущает боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть…), имеет сходные с животными и растениями потребности в воздухе, пище, определенной температуре, свете, влаге, месте для жизни, испытывает потребность в движении и отдыхе.

Интерес у детей вызывают путаницы. Учитывая, что примерно в 3,5 года у детей появляется способность различать неточности в рисунках можно предложить им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетается 1-2 неточности, ошибки в строении человека, соответствии одежды и окружающей среды. Например: в шубе летом, в платье зимой; уха на ноге, глаза на животе; уши зайца, человек с хвостом и т. д. В веселой занимательной форме они помогают ребенку осознать, закрепить строение человека, его органов, взаимосвязь человека и природы.

Так же можно использовать прием разрешения проблемных ситуаций, который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом, где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), дети должны разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом можно не просто рассказывать историю, а одновременно рисовать (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также могут дорисовываться. Таким образом, проблема разрешается.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, кроме того, игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни используются игровые обучающие ситуации. “Айболит в гостях у ребят”, “Медвежонок сладкоежка”.

 При использовании метода игровой обучающей ситуации  часто применяется мотивация. Она позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.).

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно – печатные, словесные. Все они предназначены для систематизации и закрепления знаний детьми:

Д/и “Собери правильно”, “Какие органы потерял человек” - закрепляют представления детей об органах человека.

Д/и “Здоровье из корзинки” – формируют представления о полезных продуктах и т.д. – игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией

В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто используются беседы.

С целью получения информации на основе наблюдений исследовательской и практической деятельности детей рекомендуется использовать метод проектирования. Проекты могут быть кратковременными и долговременными. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на предметность, самостоятельность, осмысление действий. Метод проектирования используется со среднего возраста. Например, проекты, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни: “Твой город – твое здоровье”, “Помоги себе сам”, “Твой дом – твое здоровье”. Принимая участие в выполнении проектов, дети познают окружающий мир, у них формируется представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, вырабатывается активная позиция по ведению здорового образа жизни.

В работе по формированию представлений о человеке и его здоровье, воспитании привычки к ЗОЖ необходимо использовать разнообразные методы и приемы в комплексе.

Образовательная работы осуществляется в разных формах:

– на специально организуемых занятиях,

– в играх (сюжетно-ролевых, дидактических),

– на прогулках,

– в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы),

– развлечения и досуги.

Для успешного формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста существуют определенные педагогические условия. 

Первое условие, необходимо формировать у ребенка представления о себе как части природы, взаимодействии человека с природной средой, зависимости состояния здоровья от окружающей экологической среды, особенностях устройства собственного организма. Начиная с дошкольного возраста, детям необходимо показать двоякое положение человека в природе: человек как биологический организм, зависящий от других объектов живой и неживой природы, и как существо, способное регулировать воздействие антропогенного фактора на природу. При этом особенно подчеркивается зависимость качества здоровья человека от экологической обстановки. Кроме этого, необходимо формировать у дошкольников представления об устройстве организма человека, влиянии экологических и социальных факторов на функционирование его систем и органов, способах сохранения и укрепления здоровья.

Второе условие нацелено на формирование у ребенка эмоциональной отзывчивости по отношению к окружающей социальной и природной среде, бережного отношения к ней, активности, принятие дошкольником позиции субъекта здоровьесберегающей и природоохранительной деятельности. Деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций должна быть направлена на воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства веры в себя, свой организм, внимательного отношения к своему физическому и психическому здоровью.  Наличие у дошкольников устойчивых ценностных ориентаций на здоровье позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Осознание ребенком зависимости качества собственного здоровья от условий окружающей среды позволит сформировать у него ответственное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих людей,  бережное, заботливое отношение к природной среде.

Третье педагогическое условие заключается в формировании у ребенка готовности совершать действия природоохранительного и здоровьесберегающего характера, самостоятельности и активности в действиях по сохранению и укреплению здоровья. Формирование основ здоровьесберегающей компетенции у детей  дошкольного возраста должно осуществляться в процессе активной, осознанной деятельности самих воспитанников по сохранению и укреплению здоровья.

Четвертым условием является проявление элементов творчества в здоровьесберегающей и природоохранительной деятельности. Оно предусматривает формирование у ребенка способности самостоятельно замечать проблемные ситуации, связанные с сохранением и укреплением здоровья, находить новые пути их разрешения, быстро реагировать на изменяющиеся условия среды, мысленно конструировать возможные последствия собственной здоровьесберегающей и природоохранительной деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать комфортную психологическую атмосферу, позволяющую раскрыть индивидуальность каждого ребенка; окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его творческую деятельность; предоставить свободу в выборе способов работы, продолжительности занятий определенным делом и т.д.

Соблюдение обозначенных выше педагогических условий будет способствовать повышению эффективности процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у дошкольников.

Компоненты, способствующие формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье:

  1. Создание здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ.
  2. Компетентность и взаимодействие педагогов.
  3. Система работы с детьми.
  4. Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример бережного отношения к своему здоровью.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи за воспитание детей. Однако, как доказывает практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Взаимодействие с родителями,  следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую как в традиционных формах консультирования, беседы, так и в проведении совместных праздников, досугов, дней здоровья.

 Для формирования гармонично развитой, здоровой личности принципиальное значение имеет здоровьесберегающая образовательная среда. Только при ее наличии возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических и физических компонентов. Здоровьесберегающая среда представляет собой комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают психическое и физическое благополучие ребенка, комфортную моральную и бытовую среду в дошкольной образовательной организации и семье.

Исходя из этого,  формирование основ здоровьесберегающей компетенции дошкольников окажется эффективным лишь при условии применения принципа комплексности и активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, при соблюдении педагогических условий формирования основ здоровьесберегающих компетенций, при организации здоровьесберегающей образовательной среды, эти факторы будут способствовать появлению качественных изменений в состоянии здоровья как дошкольников, так и взрослых.

Здоровьесберегающая деятельность, как основа интеграции образовательных областей

Здоровьесберегающая деятельность в настоящее время становится основой для интеграции как образовательных областей, так и интеграции тематических модулей.

Можно выделить интегрированные физкультурные занятия, целью которых являются формирование у детей основ ЗОЖ, овладение необходимыми умениями и знаниями о реальных физических возможностях человека на основе усвоения принципов обеспечения безопасного образа жизнедеятельности.

Здесь происходит интеграция тематических модулей «Здоровье», «Физическая культура» и «Безопасность», которые входят в образовательную область «Физическое развитие».

Методика интегрированных физкультурных занятий включает несколько этапов работы с воспитанниками:

1-й этап – предварительный, направленный на осознание детьми ценности жизни и здоровья. Данный этап проводит воспитатель в группе в форме бесед, игр, постановки  проблемных ситуаций;

2-й этап – основной, направленный на освоение двигательных навыков в различных ситуациях и представлений о своих физических и двигательных возможностях. Решается поставленная задача путем проб, выдвижения различных гипотез и проверка их на собственном опыте. Обязательно ставятся вопросы, нацеливающие внимание детей на осознанное выполнение ими двигательных действий: «Какое движение выполняешь?», «Зачем мы тренируемся в беге, прыжках?», «Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше?», «Почему мы приземляемся на полусогнутые ноги?». Данный этап проводится инструктором по физической культуре в физкультурном зале и на улице;

3-й этап – заключительный, направленный на формирование самосознания, потенциального и реального образа себя. Проводится совместно воспитателем и инструктором по физической культуре. Подведение итогов, различение понятий «опасно-безопасно», «возможно-невозможно», «могу-не могу».

При интеграции областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» возможна оптимизация процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду. Это возможно на основе применения технологии кинезотерапии.

Кинезотерапия, как одно из направлений психотерапии, означает «терапию движением», она выступает как важнейший фактор физического и психического развития ребенка. Это связано с тем, что здоровый ребенок стремится к движениям, активной деятельности: в этом он находит источник живой радости, что является сильным, мощным эмоциональным зарядом для того, чтобы выплеснуть в движении свои эмоции.

В рамках кинезотерапии используются игры и игровые упражнения, предполагающие чередование разных видов двигательной активности, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («давайте познакомимся», «лови-лови», «кто в домике живет?», «расскажи стихи руками»). Во время этих игр дети знакомятся и запоминают имена друг друга.

Кинезиологические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, позволяют активизировать межполушарное взаимодействие (развивают мозолистое тело)., что положительно влияет на развитие речи, таким образом осуществляется интеграция областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие».

Упражнения необходимо проводить ежедневно.

Интеграция тематических модулей «Здоровье» и «Социализация» может происходить на основе коррекционно-развивающих игровых технологий. При организации произвольного двигательного поведения детей с синдромом гиперактивности можно предложить следующие игры:

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль за импульсивностью

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Внимание и контроль за двигательной активностью

«Колпак», «Расставь посты», «Замри»

Контроль за импульсивностью и двигательной активностью

«Час тишины и час можно»

Внимание, контроль за импульсивностью и двигательной активностью

«Слушай команду», «Слушай хлопки», «Морские волны»

 

Классификация здоровьесберегающих технологий

Принцип интеграции образовательных областей становится основой для формирования системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей и определения здоровьесберегающих технологий. По классификации А.М. Сивцовой выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в условиях современного детского сада.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж, биологически обратная связь (БОС).
  3. Коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказко-, цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.

К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий можно отнести:

  1. Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Интеграцию данных физических упражнений  и приемов  здоровьесбережения в другие режимные моменты;
  3. Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизни и осуществления разных видов двигательной активности

Здоровьесберегающие технологии, используемые воспитателями и инструктором по физической культуре

 в  ДОУ

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковые игры
  • Упражнения для профилактики нарушений осанки
  • Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия
  • Физкультминутки
  • Динамические паузы
  • Игровой самомассаж
  • Активная прогулка

Утренняя гимнастика

Комплексы составляет инструктор по физической культуре, в них входят упражнения из комплексов ОРУ, используемых на физкультурных занятиях:

1.Упражнения-потягивания;

2.Упражнения для различных мышечных групп в положении стоя, сидя, лежа на спине и на животе;

3.Упражнения для ССС (сердечно-сосудистой системы);

4.Упражнения выполняются как по-одному, так и в парах.

Инструктор по фк

Обучает правильному выполнению упражнения,объясняет какая группа мышц работает, что укрепляем

Воспитатель

Совершенствует выполнение упражнения, спрашивает у детей что они укрепляют при выполнении того или иного упражнения

Что узнают дети

Какие упражнения выполнять для укрепления мышц спины, живота, рук, ног.

Как эти упражнения влияют на формирование правильной осанки.

Какими упражнениями укреплять сердечно-сосудистую систему.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 Обучаются правильному выполнению

  •  В заключительной части физкультурного занятия

Тренируют дыхательную систему

  •  В конце утренней гимнастики
  •  На прогулке
  •  После дневного сна

Что узнают дети:

  •  Строение дыхательной системы
  •  Виды дыхания
  •  Важность свежего воздуха, прогулок, проветривания помещений

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Физкультминутки позволяют снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей.

Что узнают дети:

  •  Об утомлении
  •  О нарушениях осанки при длительной сидячей работе
  •  О пользе двигательной разминки

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Что узнают дети:

  •  О профилактике нарушения зрения
  •  Развитии подвижности глаз, укрепление глазодвигательных мышц
  • О важности снятии утомления с глаз, расслаблении зрительной системы

Гимнастика для глаз используется

  •  в подготовительной и заключительной частях физкультурного занятия
  •  в режимных моментах в группе

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

1. Коррекция и профилактика плоскостопия

2. Коррекция и формирование правильной осанки

Что узнают дети:

  • Строение стопы
  • Виды нарушений стопы
  • Упражнения для укрепления стопы

Упражнения выполняются:

  1. На специально организованных занятиях
  2. В подготовительной и заключительной части физкультурного

занятия

  1. В режимных моментах в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)

quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Выступление на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре по теме: « Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»

Невозможно представить себе жизнь  ребенка в детском саду без веселых  и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей&raqu...

Представление опыта работы «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»

Представление опыта работы. «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»...