ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры (5-7 лет)»
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логические игры (5-7 лет)" направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим и культурным ценностям через обучение игре в шашки и шахматы. Программа адаптирована к уровню дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

_____________________________________________________________________________

Радужная ул., д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: +7 (495) 471-28-55; + 7(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                        Заместитель директора  ГБОУ Школа № 281                                                ГБОУ Школа № 281                                                                                               ___________________                                              

Протокол № ___________                                  Юрчикова Е.В.

«___»______________2021 г.                          «___»____________2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Логические игры (5-7 лет)»

направленность: социально-педагогическая,

уровень программы: ознакомительный

                             

                     

                                                        Автор-составитель программы:                                                                      Шкилькова Н.В., педагог

                                                                 дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Срок реализации: 7 месяцев.

Объём программы: 56 часов.

Москва, 2021 г.

 


РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением

(название)

ГБОУ Школа № 281

Протокол № ________________

от «___»_____________2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Целевой раздел                                                

  1. Пояснительная записка………………………………………        стр.4
  2. Цель и задачи программы……………………………………        стр.5
  3. Планируемые результаты…………………………………….        стр.6
  4. Система оценки достижения планируемых результатов…..        стр.7

Раздел 2.

Содержательный раздел                                                        

  1. Содержание  обучения……………………………………….        стр.8

Раздел 3.

Организационный раздел

  1. Учебный план…………………………...…………………….        стр.9
  2. Учебно-тематический план…………………………………..        стр.9
  3. Методическое обеспечение программы…………………….        стр.9
  4. Условия реализации программы…………………………….        стр.10
  5. Оценочные материалы……………….………………………        стр.11
  6. Информационное обеспечение программы…………………        стр.12

Приложения:

  1. Примерный календарно-тематический график………………...        стр.13
  2. Календарно-тематический план………………………………...        стр.15

Раздел 1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 

Направленность программы — социально-педагогическая.

Уровень программы - ознакомительный.         

Актуальность программы. Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в группах старшего дошкольного возраста.

В связи с этим была разработана дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки, отвечающая психофизиологическим требованиям и возможностям детей дошкольного возраста. Программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «ШАХМАТЫ» Давлетова Д.А., комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, В.К.Погребного, В.Я Юзюк, В. Касаткиной.

Отличительные особенности. Программа адаптирована для детей 5-7 лет. В отличие от программ спортивных секций эта программа значительно упрощена для того, чтобы дать детям понятие об игре в шашки и шахматы на любительском уровне.

Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 5-7 лет.

Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 7 месяцев одного учебного года.

Объём программы: 56 часов.

Принцип комплектования групп. Дети по желанию родителей могут посещать занятия без отбора.

Форма обучения – очная.

Методы обучения: обучение проходит в форме игры с контролем выполнения заданий.

Формы и виды занятий: групповые.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю 2 занятия по 30 минут. Время занятий включает в себя обязательные 5-тиминутные перерывы каждые 10-12 минут.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - через обучение игре в шашки и шахматы гармонично развить личность ребенка и его творческие способности и приобщить его к общечеловеческим и культурным ценностям.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач.

Задачи программы.

  1. Обучающие задачи.
  • Научить детей играть в шашки и шахматы.
  • Дать учащимся теоретические и практические знания по шашечной и шахматной игре.
  • Узнать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Способствовать овладению ребятами основами теории, тактикой игры и техникой расчета вариантов.
  1. Развивающие задачи.
  • Развивать образное и ассоциативное мышление.
  • Обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
  • Развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
  • Ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
  • Организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шашки и шахматы.
  • Развивать способность к самооценке и самоконтролю.
  • Расширить кругозор ребенка.
  1. Воспитывающие задачи.
  • Привить любовь и интерес к игре в шашки и шахматы.
  • Научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное.
  • Планировать свою деятельность, работать самостоятельно.
  • Научить уважать соперника.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы представлены ниже.

  1. Предметные.

По результатам освоения программы дети должны приобрести следующие знания.

  • Знать цель игры в шашках и шахматах.
  • Знать термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка.
  • Правильно располагать шашечную (шахматную) доску.
  • Знать правила расстановки фигур.
  • Знать правила ходов в шашках и шахматах.
  • Наносить простейшие тактические удары.
  • Знать правила проведения турниров.
  1. Личностные.

Дети должны приобрести нижеприведенные навыки.

  • Соблюдать правила игры.
  • Контролировать свое поведение.
  • Научиться самостоятельно принимать решение.
  • Анализировать свои и чужие ходы и из множества вариантов выбирать варианты ходов для достижения выигрыша.
  • Уважать соперника.
  • Правильно реагировать на проигрыш.
  • Организовывать полноценный досуг, играя в шашки и шахматы.
  1. Метапредметные.

Метапредметные результаты приведены ниже.

  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности.
  • Умение сосредоточиться для достижения цели.
  • Умение планировать свою деятельность.

В течение обучения проводится отбор наиболее успешных детей для участия во внутрисадовском турнире и других турнирах между образовательными комплексами.

  1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Показатель

Форма контроля/аттестации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Внимание

Наблюдение

Всегда точно запоминает задание

Какие-то задания выполняет неточно

Путается с выполнением задания

Память

Проверка выполнения задания

Запоминает информацию

Некоторую информацию приходится повторять

Все время надо повторять задания

Логика

Проверка выполнения задания

Уверенно составляет логические цепочки

Бывают сбои в составлении логических цепочек

Трудности с составлением логических цепочек

Раздел 2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

  • Вводное занятие (1 час).

Теория: знакомство детей с игрой в шашки, история возникновения игры.
Практика: пробные игры.

Формы контроля: наблюдение.

  • Начальные сведения об игре в шашки. (35 часов).

Теория: знакомство с правилами игры в шашки.
Практика: игры между детьми.

Формы контроля: наблюдение, шашечный турнир, оценка.

  • Знакомство с шахматами.   (18 часов).

Теория: знакомство с правилами игры в шахматы.
Практика: игры между детьми.

Формы контроля: наблюдение, шахматный турнир, оценка.

  • Итоговое занятие. Тестирование. (2 часа)

Теория: постановка задачи.

Практика: выполнение заданий.

Формы контроля: наблюдение, тестирование, оценка.

Раздел 3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Образовательная программа, предмет (дисциплина)

Направленность программы

Уровень программы

Срок реализации программы

Возраст детей по программе

Количество учебных часов в неделю/в год по годам обучения

Количество учебных часов по программе всего

Форма промежуточной аттестации

I

II

III

IV

Логические игры

(5-7 лет)

социально-педагогическая

ознакомительный

1 год

5-7 лет

1/56

56

тестирование

3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

-

2

Начальные сведения об игре в шашки.

35

5

30

Текущий

7

Знакомство с шахматами.

18

3

15

Текущий

11

Итоговое занятие

2

0

2

Промежуточная аттестация

Итого:

56

8,5

47,5

3.3.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей правилам игры, элементарной технике реализации перевеса.

В первом случае объясняются правила игры, во втором – алгоритмы выигрыша. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до автоматизма.

В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные способности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме.

Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах партии, но их конкретная реализация является объектом творчества ребенка. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок должен овладеть тактическим арсеналом. У него происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчет – ход.

Метод проблемного обучения используется на всех этапах программы. Разбор партий, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.

3.4.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

Место и оборудование для занятий:

  • помещение площадью 25 м2 с окном,
  • наличие достаточного освещения,
  • удобные столы и стулья,
  • шкаф для хранения шахмат, шашек, книг,
  • демонстрационная магнитная шахматная доска,
  • шахматы, шашки и доски.

Для занятий от преподавателя требуются:

  • библиотека необходимой литературы, шахматные и шашечные справочники и книги,
  • наглядная агитация,
  • турнирные таблицы.

3.5.   ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В связи с тем, что на занятия могут приходить все желающие дети, первичная диагностика не производится. После знакомства с детьми педагог отслеживает работу каждого ребенка и исправляет его ошибки при необходимости. Педагог наблюдает за всеми детьми, задает вопросы, чтобы понять, насколько ребенок усвоил материал. В некоторых случаях дети самостоятельно проверяют, правильно ли выполнено задание.

В феврале проводится шашечный турнир, в апреле – шахматный. Дети подготовительной группы предположительно войдут в команду детского сада для шашечного турнира среди дошкольных отделений комплекса в ноябре.

Усвоение знаний оценивается по правильности ходов, задумке комбинаций, выигрышах в партиях. Если дети выиграли больше 50 % матчей, можно говорить о высоком уровне усвоения материала. В случае выигрышей в 25 % матчей можно говорить о среднем уровне усвоения. Для низкого уровня усвоения достаточно совершать правильные ходы, уметь ориентироваться на доске, уметь побеждать с ограниченным набором фигур (шашек).

Кроме того, на занятиях постоянно используются похвала и поощрение, которые способствуют выработке интереса к шахматам и шашкам.

В процессе практической работы используются следующие способы отслеживания результатов:

  • - просмотр и исправление ошибок педагогом,
  • - оценка качества выполненного задания,
  • - участие и занятые места в турнирах.

Поскольку шахматы и шашки по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определенным результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности и освоения материала является успешная игра.

Методы диагностики результатов:

  • разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры);
  • конкурс «угадай ход»,
  • турниры.

3.6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы для детей и родителей

Боголюбов Е.Д. Шахматная школа для начинающих. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,2011, 120с.

Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник, 1 год. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,2016, 96с.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991, 24с.

В.К.Погрибной, В.Я Юзюк «Шашки для детей» Издание пятое - Ростов-на Дону; Феникс, 2015,140с.

В.Касаткина «Шахматная тетрадь». – г.Архангельск: ООО «Дайв», 2015,12с.

Журнал «Шахматы. Гарри Поттер». – М.: ООО «Де Агостини», 2008

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Список литературы для педагогов

Дополнительная общеразвивающая программа «ШАХМАТЫ» Давлетова Д.А.

Приложение 1

Примерный календарно-тематический   график

№ занятия п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

    Октябрь (8 часов)

1-2

Вводное занятие. Шашечная доска.

1

групповая

наблюдение

2

Таблица. Столбик. Строка. Клетка.

1

групповая

наблюдение

3

Цели игры и определение результата партии.

1

групповая

наблюдение

4

Горизонтальные и вертикальные ряды.

1

групповая

наблюдение

5

Большие диагонали. Двойники. Тройники. Бортовые поля, бортовые шашки. Центр.

1

групповая

наблюдение

6

Бортовые поля, бортовые шашки. Центр.

1

групповая

наблюдение

7

Расположение шашек в начале игры.

1

групповая

наблюдение

8

Ходы шашек.

1

групповая

наблюдение

Ноябрь (8 часов)

9-10

Расположение полей дамок. Переход шашки в дамки в процессе игры.

2

групповая

наблюдение

11-12

Особенные движения дамок.

2

групповая

наблюдение

13-14

Позиционный элемент «оппозиция».

2

групповая

наблюдение

15-16

Тактический прием «размен». Жертва.

2

групповая

наблюдение

                                                         Декабрь (8 часов)

17-18

Темп игры. Связка шашек.

2

групповая

наблюдение

19-20

Тактический прием «запирание».

2

групповая

наблюдение

21-22

«Рожон» как элемент позиционной борьбы.

2

групповая

наблюдение

23-24

Сильные шашки. Позиционный прием «угроза».

2

групповая

наблюдение

Январь (8 часов)

25-26

Позиционный прием «угроза». Простые комбинации.

2

групповая

наблюдение

27-28

Простые комбинации.

2

групповая

наблюдение

29-30

Основы позиционной игры.

2

групповая

наблюдение

31-32

Различные виды ничьей. Теория окончания игры.

2

групповая

наблюдение

   Февраль (8 часов)

33-34

3 дамки против одной. Треугольник Петрова.

2

групповая

наблюдение

35-36

Теория окончаний. Двойная петля (4 дамки против 1).

2

групповая

наблюдение

37-38

Шашечный турнир.

2

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

39-40

Шахматы. История возникновения игры. Знакомство с шахматными фигурами.

2

групповая

наблюдение

      Март (8 часов)

41-42

Начальное положение. Король.

2

групповая

наблюдение

43-44

Рокировка.

2

групповая

наблюдение

45-46

Шах и мат. Пат и ничья.

2

групповая

наблюдение

47-48

Проходные пешки.

2

групповая

наблюдение

         Апрель (8 часов)

49-50

Проходные пешки.

2

групповая

наблюдение

51-52

Решение шахматных задач.

2

групповая

наблюдение

53-56

Шахматный турнир.

4

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

Всего:

56

Приложение 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

программы «Логические игры (5-7 лет)» 

на 2020/2021 учебный год

количество часов 56

Педагог дополнительного образования Шкилькова Н.В.

№ занятия п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

Октябрь

1

4.10.

Вводное занятие. Шашечная доска.

1

групповая

-

2

6.10.

Таблица. Столбик. Строка.

1

групповая

наблюдение

3

11.10.

Цели игры и определение результата партии.

1

групповая

наблюдение

4

13.10.

Горизонтальные и вертикальные ряды.

1

групповая

наблюдение

5

18.10.

Большие диагонали. Двойники. Тройники.

1

групповая

наблюдение

6

20.10.

Бортовые поля, бортовые шашки. Центр.

1

групповая

наблюдение

7

25.10.

Расположение шашек в начале игры.

1

групповая

наблюдение

8

27.10.

Ходы шашек.

1

групповая

наблюдение

Итого:

8

Ноябрь

9-10

1.11; 3.11.

Расположение полей дамок. Переход шашки в дамки в процессе игры.

2

групповая

наблюдение

11-12

8.11; 10.11.

Особенные движения дамок.

2

групповая

наблюдение

13-14

15.11; 17.11.

Позиционный элемент «оппозиция».

2

групповая

наблюдение

15-16

22.11; 24.11.

Тактический прием «размен». Жертва.

2

групповая

наблюдение

17

29.11.

Темп игры. Связка шашек.

1

групповая

наблюдение

Итого:

9

Декабрь

18

1.12.

Темп игры. Связка шашек.

1

групповая

наблюдение

19-20

6.12; 8.12

Тактический прием «запирание».

2

групповая

наблюдение

21-22

13.12; 15.12

«Рожон» как элемент позиционной борьбы.

2

групповая

наблюдение

23-24

20.12; 22.12.

Сильные шашки. Позиционный прием «угроза».

2

групповая

наблюдение

25-26

27.12; 29.12.

Позиционный прием «угроза».

2

групповая

наблюдение

Итого:

9

Январь

27-28

10.01; 12.01.

Простые комбинации.

2

групповая

наблюдение

29-30

17.01; 19.01.

Основы позиционной игры.

2

групповая

наблюдение

31-32

24.01; 26.01.

Различные виды ничьей. Теория окончания игры.

2

групповая

наблюдение

33

31.01.

3 дамки против одной. Треугольник Петрова.

1

групповая

наблюдение

Итого:

7

Февраль

34

2.02.

Теория окончаний. Двойная петля (4 дамки против 1).

1

групповая

наблюдение

35-38

7.02; 9.02; 14.02; 16.02.

Шашечный турнир.

4

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

39-40

21.02; 28.02.

История возникновения шахмат. Шахматные фигуры.

2

групповая

наблюдение

Итого:

7

Март

41

2.03.

Начальное положение. Король.

1

групповая

наблюдение

42-43

9.03.

Рокировка.

1

групповая

наблюдение

44-45

14.03; 16.03.

Шах и мат. Пат и ничья.

2

групповая

наблюдение

46-47

21.03; 23.03.

Проходные пешки.

2

групповая

наблюдение

48-49

28.02; 30.03.

Решение шахматных задач.

2

групповая

наблюдение

Итого:

8

Апрель

50-51

4.04; 6.04.

Проходные пешки.

2

групповая

наблюдение

52-53

11.04; 13.04.

Решение шахматных задач.

2

групповая

наблюдение

54-57

18.04; 20.04; 25.04; 27.04.

Шахматный турнир.

4

групповая

наблюдение, оценка, тестирование

Итого:

8

Всего:

56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018

В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»

Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнени...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Учимся, играя"(мнемотехника)

Дополнительная общеобразовательная  –  общеразвивающая программа«Учимся, играя».(мнемотехника) Возраст  обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Срок реализации: 1 го...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УЧИМСЯ, ИГРАЯ С CHEEKY MONKEY»

Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствуе...