Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности старшего и подготовительного возраста «Шашки»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Кардупа Светлана Евгеньевна
Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки. Задачи: Обучающие: • обучение основам шашечной игры; • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Воспитательные: • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; • выработка у детей умения применять полученные знания на практике. Развивающие: • развитие стремления детей к самостоятельности; • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление. Эстетические: • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой. Физическое: • осуществление всестороннего физического развития воспитанников. Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса: - игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность); - проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов); - игры-конкурсы; - игры-путешествия; - игры- соревнования; - интеллектуальные (викторины) игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 394 г. Челябинска»

Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности старшего и подготовительного возраста «Шашки»

Автор – составитель:

                                                                         Кардупа Светлана Евгеньевна

г.Челябинск 2021

Оглавление

п/п

Наименование раздела

стр.

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи реализации Программы

1.3.

Содержание программы, формы организации, тематическое планирование

1.4

Планируемые результаты.

Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Учебный план, темы, формы

2.3.

Условия реализации программы

2.4.

Формы аттестации

2.5.

Оценочные материалы

2.6.

Методические материалы

2.7

Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012;
  • Конвенцией ООН о  правах ребенка;
  • законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.3172-14 2014г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки» является программой физкультурно-спортивной направленности. Русские шашки – интересная захватывающая интеллектуальная игра. Игра прекрасно развивает мыслительную деятельность, комбинационные способности, память, положительно влияет на интеллект и благотворно воздействует на духовное развитие ребенка. Ребенок становится более усидчивым, более внимательным, более вдумчивым и самостоятельным в принятии решений. Работа тренером- по русским шашкам позволяет говорить о том, что знакомство детей с русскими шашками лучше всего начинать с 5 – 6 летнего возраста, Дети этого возраста любознательны, они обладают достаточно острым восприятием и быстро усваивают:

  • относительно простые правила игры,
  • разновидности двух типов фигур (черные и белые)
  • тактические и стратегические приемы игры, начиная с простейших с постепенным усложнением.

В этом возрасте ребенок свободен от школьных занятий и подготовки домашних заданий, поэтому занятия шашками не могут являться перегрузкой, а наоборот могут помочь ребенку подготовиться к самому важному этапу его жизни – к школе. Программа позволяет в игровой форме усвоить этапы серьезной игры. В игре они учатся:

  • творчеству,
  • самостоятельности,
  • умению преодолевать трудности, в том числе и психологического плана,
  • культуре общения.

Программа позволяет на более ранних этапах выявить особо одаренных детей - будущих спортсменов. Дети, играющие в шашки, обладают более высоким интеллектом по сравнению со сверстниками, легче усваивают школьные предметы. Таким образом, раннее знакомство с шашками имеет огромное как воспитательное, так и образовательное значение. Образовательный процесс значительно расширяет познания ребенком окружающего мира, вызывает интерес к спортивной жизни.

1.2. Цели и задачи

Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки.

Задачи: 
Обучающие: 
 обучение основам шашечной игры;
 обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные: 
 воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
 воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
 выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие: 
 развитие стремления детей к самостоятельности;
 развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические: 
 играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое: 
 осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса:
- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности,
стимулирующей познавательную активность);
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов); - игры-конкурсы; - игры-путешествия; - игры- соревнования; - интеллектуальные (викторины) игры.

Содержание программы.

Настоящая программа предполагает два направления деятельности по обучению учащихся шашечной игре:

  1. «Знания о теоретических основах и правилах шашечной игры» - история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шашечной игры и интегрирование базовых шашечных знаний с двигательной активностью во время занятия.
  2. «Спортивно-соревновательная деятельность» - организация и проведение шашечных соревнований, проведение конкурсов решений задач, организацию спортивно-шашечных праздников в рамках реализации общеразвивающей программы

Формы обучения: специально организованные занятия. Работа дополнительной услуги проводится во 2-й половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Количество детей в группе – 10 -12 человек.

Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Малая наполняемость групп позволяет оптимально сочетать коллективную и индивидуальную формы организации деятельности детского коллектива, не выпускать из вида каждого ребенка. Коллективная организация деятельности шестилеток способствует установлению особо доверительных отношений совместной работы детей, в ходе которой достигается общее участие в решении поставленных задач.

1.4. Планируемые результаты

Данная Программа предусматривает достижение определённые результатов Освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шашечной игры;
  • овладение способом структурирования шашечных знаний;
  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • овладение способом поиска необходимой информации;
  • умение совместно с педагогом самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение воспроизводить по память информацию;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся должны приобрести:

  1. знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
  2. знания о истории развития шашек, характеристика роли шашек и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
  3. знания в области терминологии шашечной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шашечного материала в двигательной активности;
  4. умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шашечных праздниках);
  5. навык организации отдыха и досуга с использованием шашечной игры и подвижных игр.
  6. знания базовых основ шашечной игры, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр, умения применить знания в практическом задании, в игре.

Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий

  1. Календарный учебный график

 1 год

2 год

Сроки реализации программы

2 года

Продолжительность учебного года

С 01 октября по 31 мая

С 01 октября по 31 мая

Продолжительность учебного процесса

64 нед.

64 нед.

Режим работы

2 раза в неделю

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулярные дни

С 01 июня по 31 августа, с 31 декабря по 09 января

Диагностика качества освоения программного материала

1 - я неделя октября,

4 - я неделя мая

1 - я неделя октября,

4-я неделя мая

Учебный план.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН:

5 – 6 лет – 30 минут.

6– 7 лет – 30 минут.

Занятия проводятся с октября по май, во вторую половину дня.

Обучение по программе рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5– 7 лет). Если обучение детей начинается с 5-6 лет – оно двухгодичное, если обучение начинается с 6-7 лет – оно одногодичное, интенсивное. Методика обучения носит спиралевидный характер, поэтому обучение детей шестого года (старшая группа) и седьмого года (подготовительная к школе группа) является независимым друг от друга, т.е. дети, не обучающиеся в старшей группе, могут начать обучение, находясь в подготовительной к школе группе, полностью овладевают данной программой. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в октябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям: низкий уровень – ребѐнок не может выполнить все параметры оценки;

средний уровень – ребѐнок с помощью взрослого выполняет некоторые

параметры оценки;

высокий уровень – ребѐнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Для определения результативности освоения программа используются следующие формы: диагностика, устные опросы и беседы, анкетирование, творческие задания, самостоятельная работа, конкурсы, Олимпиады.

В течение учебного года проводится начальная, промежуточная и итоговая диагностика.

Тематическое планирование (1 год обучения)

№ п.п.

Тема

Содержание

Кол

-во

часов

1

«По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб.

Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек.

Инструктаж по технике

безопасности. Познакомить с историей возникновения игры.

Понятие о здоровом образе жизни.

2

2

Сказка начинается «Королевство шашек».

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны.

Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

2

3

«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка    шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки

«Королевство шашек»

2

«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали,

расположенной на шашечной доске.

3

«Задания умной совы»

«Шашечные дороги».

Познакомить с понятием

«горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

2

4

Встреча на лесной поляне        -

«Зайкины шашки».

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Художественно-продуктивная  деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ.

2

5

«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква,        потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок».

Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

2

6

«В гостях у знатока шашек – Зайки».

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

7

«Там на невиданных дорожках» -«Диагональ».

Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная

диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

2

8

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

9

«Лесная школа умного зайца»

 Центр

Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих        полях называются центральными шашками.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3

10

Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Практическое закрепление

материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3

11

«Лесная школа умного зайца», «Дамка». Дамочные поля

Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой

шашки в дамку.

3

12

«В гости к друзьям», «Как ходят шашки».

Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3

«Правила хорошие, знать

каждому положено»- Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.

Практическое закрепление материала. Упражнения на

выполнение ходов пешками.

2

14

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Тренировочные упражнения по

закреплению знаний о шахматной доске.

2

15

«Лесная школа умного зайца» - Основные приѐмы борьбы на шашечной доске

Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества

разворотов.

2

16

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом.  Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое.

возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

3

17

«Этикет игрока» - Правила  поведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2: Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите

«поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы        посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с

соседями

2

18

«Как справится с задачей?»

Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра

«Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов.

Тренировочные упражнения по

закреплению знаний о шахматной доске.

2

19

«Веселый бой»

Стихотворение   Юровскй    Е.М.

«Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра- соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

3

20

Викторина «Королевство шашек»

Практическое закрепление

материала. Дидактические игры

«Кто быстрее построит на доске

фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр,

дамка, главная дорога, диагональ.

4

21

«Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ».

Практическое закрепление материала.

4

22

«Лесной турнир»

Практическое закрепление

материала.

4

23

«Соревнования»

Подведение итогов года.

Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры».

3

Итого:

64

Тематическое планирование 2-й год обучения.

№ п.

п.

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Как начинать партию?

Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

2

2

«Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

3

3

«Разные виды ничьей партии».

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы

Юровскй Е.М

3

4

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

5

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем  наилучшие ходы».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки».

Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске

2

6

Турнир «Белочки- медвежата».

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М.»Цейтнот».

2

7

Основные приемы борьбы                     на шашечной доске «Простые комбинации».

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

2

8

«Умники и умницы».

Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся»

2

9

Основные приемы борьбы

Приемы позиционной игры.

2

На шашечной доске «Основы позиционной игры».

Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

10

«Лесные забавы»

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о

шахматной доске.

2

11

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой.

Дидактическая игра «Морской бой»

2

12

«Зайкин сон».

Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон»

2

13

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связы вание»

Знакомство с понятием «Связывание». Практическое      закрепление материала. Работа с диаграммами.

2

14

«Использование дополнительного темпа».

Познакомить с понятием

«Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»

2

15

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной

доске.

2

16

«Решение элементарных комбинаций».

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение

подвижности фигур. Тренировочные

упражнения по закреплению знаний о

шахматной доске.

2

17

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

Знакомство с понятием «Размен».

Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

2

18

«Конкурс на призы от Зайки».

Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение

заданий, дидактические игры.

2

19

«Шлагбаум».

Знакомство с понятием

«Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая  игры.

2

20

. «Победитель - это я»

Развлечение. Практическое

Закрепление материала.. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

2

21

«Достижение выгодной оппозиции».

Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый

ходит», «Игра на уничтожение».

2

22

«Турнир сильнейших»

Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

4

23

«Зайкина задачка».

Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной

расстановке фигур.

3

24

«Шашечный бал».

Практическое закрепление материала.

4

25

Подготовка соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные

упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3

26

«Эффективность и красота комбинаций».

Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

2

27

Дружеские встречи.

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.

4

Итого:

64

2.3 Условия реализации программы

Организация занятий осуществляется в кабинете психолога на 2 этаже

МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска» Кабинет оснащен оборудованием для занятий. Программа дополнительного обучения реализуется на основе учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Игровые занятия привлекают детей, вызывают у них интерес и активность, помогают преодолеть различные затруднения, организуют и повышают их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Основные применяемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  •  Личностно-ориентированное обучение;
  • Игровые технологии;

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Требования к кадрам, реализующим Программу

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утверждѐнном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесѐнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240). Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

  1. Формы аттестации

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает , наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамилияимя ребенка

Расставляет шашки на

поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек

соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до

конца

  1. Оценочные материалы.

Пояснения к пунктам таблицы:

  1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
  2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
  3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
  4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
  5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
  6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
  7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
  8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

  1. Методические материалы

  Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

При составлении Программы учитывалось:

  • время занятий по дополнительному образованию детей в МБДОУ ДС №394
  • соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.
  • соответствие Типового положения о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011г.
  • соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей, доступности материала, его повторности,  построения программного материала от простого к сложному, наглядности, обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура        разработана        с учетом  возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  4. Принцип вариативности у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения игровых встреч:

  • словесный: рассказ, беседа, объяснение;
  • наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
  • практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач,  этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Срок реализации программы:2 года

  1. Список литературы
  1. Правила вида спорта «шашки ». Русские и стоклеточные шашки, поддавки и рендзю. Утверждены приказом Минспорта России. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE / Русский Шахатный Дом», 2019. – 96 с.
  2. Злобинский А.Д. «Жертва Кукуева». Под редакцией Науменко И.Г. 2016 г. Черкассы, 84 стр.
  3. Дружинин Б.И. Обратная игра Бодянского: монография / Б.И. Дружинин. – 2014. – 312 с.
  4. Высоцкий В.М., Цинман Д.Л. Дебютная энциклопедия по русским шашкам. Том 5. Системы с 1. c3 – d4. Дебют : Городская партия. Системы с a3 – b4. Дебюты : Игра Бодянского, Отказанные системы игры Бодянского. – М.:

«RUSSIAN CHESS HOUSE / Русский Шахатный Дом», 2017. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников» возраст 6-7 лет

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»

     Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана  на детей старшего дошкольного возраста.        Программа предусматривает п...