Самообразование по теме влияние физического воспитания на умственное детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)

Лысенко Мария Михайловна

В совремнном обществе дети дошкольного возраста проводят большую часть дня в детском саду. А в этом ворасте ребенок активно развиватся и особенно физически. Поэтому актуален вопрос физического воспитания. Для более подробного рассморения мной выбран старший дошкольный возраст.

испозьзованные материалы:

Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2 (часть 1) – С. 12-16 Журнал.

Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса . сборник национальной научно – практической конференции 13 мая 2020 года.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Степаненкова Э.Я. «Академия 2006 год»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме: значимость физического воспитания старших дошкольников.

Цель работы: расширить знания по заданной теме.

Задачи:

  • Выявить связь физического воспитания с умственным развитием дошкольников;
  • Подобрать подходящие методики работы.

Проведённая работа:

  • Поиск информации в  интернете по интересующей теме;
  • Поиск информации в учебной и научной литературе;
  • Анализ информации;
  • Подбор методов физического воспитания.

В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в физическом и интеллектуальном развитии. Существенно преобразовываются процессы в высшей нервной деятельности, эмоционально волевой сфере. Обогащается игровая  деятельность,  её содержание, и сюжеты. Ребенок учится управлять своим поведением, то есть совершенствуются процессы саморегуляции и самоуправления. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом ( не задевая и не толкая бегать, двигаться в задаваемом направлении). Также дети в этом возрасте учатся соблюдать правила например в подвижных играх или соревновательных, в отличие от детей младшего возраста они уже могут выслушать правила, остро могут реагировать когда кто то другой не хочет соблюдать их. При подборе подвижных игр стоит учитывать не только возрастные но и индивидуальные особенности детей, также как и при выборе физических упражнений, то есть нацеливаться на то что хотим развивать, это может быть укрепление мышц, или улучшение гибкости, умение перепрыгивать, в зависимости от того что наиболее нуждается в развитии (например: в городе дети дошкольники как правило имеют меньшую двигательную активность чем в поселковой местности).

Специалисты детской психологии утверждают что для развития личности ребенка имеют значение наличие положительных эмоций. Подвижные игры, физкультурные досуги и праздники дают эти положительные эмоции.

То есть психическое , а значит и умственное развитие тесно связано с физическим. Психофизические качества ребенка включают в себя выносливость, ловкость, силу, быстроту, работоспособность.  Развитие психофизических качеств просходит взаимосвязано с формированием 556двигательных навыков.

Актуальность проблемы. Исследования в этой области.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко сейчас учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития (С.Б. Шарманова, 1995; В.П. Озеров, 2002; А.А. Горелов и др., 2002).

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К. Спирина, 2000).

Вместе с тем многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997; В.А. Баландин, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Пегов, 2000, и др.). Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, 1998; О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2002). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, 1989; А.В. Запорожец и др., 1980; А.П. Ерастова, 1989).

Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между многочисленными теоретическими данными, подтверждающими тесную взаимосвязь двигательного и умственного развития детей, и недостаточностью методик их сопряжённого развития.

Целью исследования  к.п.н. И.В. Стародубцева и д.п.н. Е.А. Короткова   стало создание методики физического воспитания, содействующей умственному развитию дошкольников 5-7 лет, в связи с чем были разработаны содержание, формы, методы и средства их умственного развития в процессе физического воспитания.

Определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников содействие гармоничному формированию их личности, были обозначены два  блока задач: 

  • специфические , суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей; и 
  • общепедагогические , предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.

Для эффективного решения этих задач традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию, отражённое в типовой "Программе воспитания и обучения детей в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, 1987), было дополнено разделом учебной информации, представленной в виде блоков: "Мой организм", "Мир движений", "Мир спортивных предметов". Кроме того, внесено изменение в структуру физкультурного занятия, являющегося основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. В дошкольной практике принята трёхэтапная структура физкультурного занятия, основанная на учёте физической работоспособности организма. Введение в физкультурное занятие задач умственного развития потребовало корректировки этой структуры для учёта особенностей не только физической, но и умственной работоспособности детей. Была разработана четырёхэтапная структура занятия, включающая предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы, благодаря чему достигается равномерное сочетание задач умственного развития с задачами физического совершенствования в различных частях физкультурного занятия.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости" (А. Бине). Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).

2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций (Н.А. Бернштейн, 1947), лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

Для увеличения эффективности методики была выделена четвёртая группа упражнений, оказывающих прямое влияние на умственное развитие дошкольников в процессе физического воспитания.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер и др., 1978), прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Например, ходьба и бег, включённые в подготовительную часть занятия, превращались в игру "Слушай-действуй!", во время которой дети должны были выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку - подскоки; под вальс - кружение и т.д., что способствовало не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Подобные задания интересны детям. Педагогические наблюдения выявили повышение познавательной активности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии. Однако на первом этапе детям трудно удерживать внимание на осуществляемом движении во время выполнения упражнений умственной направленности. Потребовался ряд вводных занятий , на которых доля упражнений для развития умственной сферы постепенно увеличивалась.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Необходимость объединения в учебном процессе умственной и двигательной деятельности привела к разработке последовательности подбора оптимальных методов и методических приёмов обучения. В процессе обучения педагог одновременно или последовательно использует методические приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни из них можно условно назвать "ведущими", а другие "вспомогательными". На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности метод упражнения (целостного или расчленённого). Словесные и наглядные методы выполняют функцию вспомогательных. Исходя из этого мы сочли целесообразным представить возможные варианты последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям.

Например, для совершенствования действий наглядно-образного мышления физическое упражнение (практические методы) целесообразно выполнять с опорой на зрительные ориентиры после изучения схематического изображения двигательного действия (наглядные методы). Действия же логического мышления более продуктивно будут развиваться при реализации физического упражнения (практические методы) после поиска оптимальных способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией с последующим анализом и коррекцией ошибок, допущенных по ходу выполняемого действия (словесные и наглядные методы).

Для обеспечения контроля над уровнем умственного развития детей и своевременной коррекции учебного процесса были определены этапы контроля, его формы и ответственные специалисты. Так, на предварительном этапе контроль и оценку исходного уровня умственного развития детей осуществляет психолог ДОУ, владеющий знаниями, умениями и навыками в сфере психологического тестирования, текущий контроль - инструктор по физическому воспитанию и воспитатель в ходе учебного процесса, преимущественно в форме фронтальных бесед. Итоговый контроль снова доверяется психологу ДОУ в форме тестирования.

Показатели прироста результатов в отдельных диагностических методиках умственного развития детей старшей и подготовительной групп, %

№ 
п/п

Диагностическая методика

Показатели прироста

Старшая группа

Подготовит. группа

КГ, n=20

ЭГ, n=20

КГ, n=20

ЭГ, n=20

1

«Схематизация»
(наглядно-образное мышление)

17,6

48,9

48,9

39,6

2

«Систематизация»
(логическое мышление)

8,2

42,9

42,9

63,2

3

«Эталоны»
(восприятие)

13,9

29,8

29,8

18,2

4

«Перцептивное моделирование»
(восприятие)

28,3

40,4

40,4

28,6

5

«Проставь значки»
(внимание)

35,7

74

74

50,2

6

«Выучи слова» 
(память)

24,3

33,6

33,6

15,1

Таким образом, разработанная методика позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Эффективность разработанной методики выявлялась при помощи метода психологического тестирования. Были использованы стандартизированные диагностические методики, разработанные научным коллективом авторов под руководством Л.А. Венгера (1978): "Эталоны" и "Перцептивное моделирование" для изучения уровня развития восприятия (О.М. Дьяченко и В.В. Холмовская), "Схематизация" (Р.И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-образного мышления, "Систематизация" (Н.Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления.

По итогам тестирования в начале и в конце учебного года вычислялся интегральный показатель уровня умственного развития каждого из детей. Для этого баллы, полученные ребёнком за выполнение заданий по каждой из четырёх методик, суммировались и переводились в стандартный балл (от 1 до 20). Дополнительно у детей обеих групп было исследовано состояние памяти и такие свойства внимания, как переключение и распределение: методики "Выучи слова" и "Проставь значки" (Р.С. Немов, 2000).

Анализ данных, полученных после проведения исследования, выявил достоверно лучшие показатели умственного развития у детей ЭГ. Так, в результате целенаправленного педагогического воздействия в старшей группе (5-6 лет) средний интегральный показатель умственного развития увеличился с 3,4 до 5,8 балла. У детей подготовительной группы (6-7 лет) зафиксировано повышение с 5,8 до 8,7 балла. В контрольной группе (КГ) результаты увеличились с 3,5 до 4,4 балла в старшей группе и с 5,2 до 7,1 балла в подготовительной. Наибольший прирост результатов был отмечен у детей с высокой двигательной активностью . Выполняя двигательные действия в сочетании с упражнениями умственной направленности, они в значимой для себя деятельности совершенствовали процессы, лежащие в основе умственного развития. По отзывам педагогов, изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений.

Проведение занятий по разработанной методике позволило детям ЭГ достичь более высокого прироста по всем показателям (см. таблицу). Значительное влияние методика оказала на развитие действий логического и наглядно-образного мышления. У детей старшей группы прирост составил соответственно 42,9 и 48,9%, а в подготовительной - 63,2 и 39,6%. Это объясняется тем, что в процессе традиционных занятий данные виды мышления часто являются невостребованными и не получают достаточного развития в отличие от занятий, использующих разработанную методику, под влиянием которой существенно изменились и показатели развития внимания. Прирост данного качества в ЭГ составил 74% в старшей и 50,2% в подготовительной группе.

Проведённое исследование показало, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач умственного развития.

Апробация разработанной методики физического воспитания, направленной на умственное развитие дошкольников 5-7 лет, доказала её положительное влияние, оцениваемое на основе интегральных показателей и формирование таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физическому воспитанию: логического и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия, памяти, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических качеств.

Итак , очевидно исследование показало связь физического и умственного развития. Физическая активность в дошкольном возрасте необходима , без неё не будет происходить развитие умственное. Во время физической активности  такой как подвижные игры,  упражнения на утренней гимнастике и просто бег, у ребенка происходит эмоциональный подъём что даёт толчок развитию мышления. Во время совместных игр ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, учится двигаться так чтоб кого то случайно не толкнуть, чтоб не упасть, учится действовать по сигналу то есть развивается слуховое внимание, когда играем с флажками развиваем внимание зрительное и так далее.  

В дошкольном возрасте формируется иммунитет человека, физическая активность очень помогает формированию крепкой иммунной, нервной, и сосудистой систем. Естественно спортивные нагрузки подходят не всем, но умеренные нагрузки полезны будут каждому.

Во время подвижных  игр на свежем воздухе происходит обогащение кислородом всех тканей, также стимулируется кровообращение и соответственно питание всех органов в том числе головного мозга.  Также у детей совершенствуются процессы и механизмы саморегуляции, самоуправления ( например: во время бега учится контролировать тело, регулировать траекторию бега и скорость то есть задействуется способность так или иначе мыслить).  Во время лазания по гимнастической лестнице ребенок учится просчитывать продумывать свои действия, задействуется также области мозга отвечающие  за равновесие , ребенок держится чтоб не падать. Все эти примеры совсем небольшая часть примеров где видно что при физических действиях происходят   пусть бывает  не значительные  ( но не для ребенка) мыслительные процессы.

В  связи с вышесказанным будет целесообразным  уделить внимание физическому воспитанию, хочется рассмотреть  как и когда физические меры воспитания помогают развитию умственному.

Для начала изучим  методы физического воспитания.

Метод – это способ действий, направленный на достижение поставленных целей.

У дошкольников они(методы) направлены на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей детей.  Их можно разделить на группы:

  • наглядные – это показ, использование наглядных пособий, зрительного ориентира;
  • словесные - это рассказ, указание, объяснение, беседы;
  • практические – проведение упражнений, также в игровой и соревновательной форме.

Методы используются в тесной взаимосвязи.

Сначала упражнение показывается сопровождая объяснением. Сложные упражнения показать можно несколько раз с разных позиций стоя лицом к детям, боком или лицом.  Можно привлекать активного ребенка к показу.

Для создания правильного представления о движении ещё используются наглядные пособия, плакаты. Их дети могут рассматривать в свободное время. Они должны быть простыми и красочными.

В качестве зрительных ориентиров применяют  предметы, игрушки, разметка пола.  Они помогают овладеть наиболее сложными движениями и способствуют более энергичному их выполнению, побуждают к успешному овладению движениями, пробуждает интерес. Дети любят  перекидывать мяч через заборчик, кидать его в цель, перепрыгивать через веревочку, перепрыгивать через предмет, поймать чей  то «хвостик» или змейку.

Объяснение раскрывает сущность упражнения. Оно должно быть соответствующим возрасту, простым, образным, конкретным. Объяснение даётся эмоционально, доступным языком с использованием физкультурной терминологии «шеренга», «колонна», «исходное положение» и т.д.  В объяснении нужно подчеркнуть существенное в упражнении, и выделить тот элемент техники, к которому необходимо привлечь внимание детей.  Содержание объяснений изменяется в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

Беседа проводится в вопросно-ответной форме. Беседа должна быть целенаправленной с продуманными вопросами, она помогает узнавать интересы детей, а также степень усвоения упражнения или правил подвижной игры.

Оценка выполняет ориентирующую и стимулирующую функцию. Даётся с учетом сравнения сегодняшних успехов с прежними. Ребенок не может оцениваться плохо или хорошо и  не сравнивается с другими детьми. Не допускается накапливание «опыта непослушания» вследствии отрицательной оценки. В среднем возрасте детей следует привлекать к анализу, учить понимать чему научились, что хорошо стало получаться.

Команды и распоряжения. Под командой понимается распоряжение воспитателя, которое имеет определенную форму, установленный порядок его произношения и совершенно точное содержание. Каждая команда сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается то, что надо делать и каким способом, в исполнительной – заключен сигнал к немедленному выполнению действия. В команде имеет значение интонация, при помощи которой выполнение упражнения может стать более выразительным. Команды «Смирно!», «Кругом», «На месте шагом марш!» и др. подаются детям только в старшем дошкольном возрасте. Под распоряжением понимается словесное указание педагога на занятии, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением упражнений или других действий детей. Распоряжения применяются во всех возрастных группах детского сада, но подаются они, как и команды, в повелительной форме («К дереву – бегом»). Распоряжения должны быть ясными и четкими. Указания могут быть использованы для уточнения задания, напоминания как действовать, предупреждения ошибок. Они могут относиться ко всем детям или к одному из них («Спину держите прямее», «Выше голову» и др.). Своевременное, уместное указание помогает ребенку лучше выполнить упражнение. Практические методы применяются для создания мышечнодвигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков. Для формирования у детей прочных двигательных навыков необходимо многократное повторение изучаемых упражнений. Вначале, целесообразно повторять упражнение без изменения. Затем на фоне целостного выполнения движения идет освоение элементов техники. Например, при обучении прыжку в длину с разбега дети вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка. Такая последовательность применяется в обучении всем сложным движениям. Проведение упражнений в игровой форме применяется для закрепления двигательных навыков. Игровые упражнения – это физические упражнения, проводимые с использованием тех или иных методических особенностей игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия. Физические упражнения в игровой форме имеют сюжетное содержание (используется сюжет сказки, художественного произведения). В процессе обучения детей движениям они применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его. Понятие «игровой метод» гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Игровым методом можно провести все физкультурное занятие («Есть у нас веселый мячик», «В гостях у сказки)), однако слабая сторона этого метода заключается в том, что ограничена возможность для формирования нового двигательного навыка и дозирования нагрузки. При проведении упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм. В соревновательном методе процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить, в соответствии с заранее установленными правилами. Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движение, но пользоваться этим методом нужно осторожно, чтобы не вызвать сильное нервное перевозбуждение детей. Это отрицательно скажется на их самочувствии, поведении и взаимоотношениях друг с другом. Не следует злоупотреблять эстафетами: поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает нервную систему ребенка. В младших группах элементы соревнования следует ограничить подвижными играми, имеющими соревновательный характер («Солнышко и дождик», «Птички в гнездышки» и т.д.). В старших группах соревновательный метод может использоваться при любой форме организации физкультурнооздоровительной работы с детьми. Обычно в практике работы методы физического воспитания выбираются в зависимости от поставленных задач,  возрастных и индивидуальных особенностей детей, их подготовленности, сложности упражнений и этапа обучения.

В материалах научно практической конференции « Физическое воспитание в условиях современного педагогического процесса» 13 мая 2020 г. В городе  Шуя

рассмотрена тема индивидуализации в физическом развитии дошкольников.

«Как, какими способами и методами, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования, необходимо поддерживать индивидуальность и инициативу детей? Как строить образовательную работу, в том числе и по физическому развитию, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка? Эти и другие вопросы индивидуализации образования наиболее остро стоят перед педагогами дошкольного образования в настоящее время. Считаем, что достичь индивидуализации не на словах, а на деле, можно только тогда, когда мы будем владеть всесторонней информацией о развитии каждого ребенка. Зная данные о здоровье ребенка, уровне его физического, эмоционального и когнитивного развития, мы сможем планировать виды детской деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Следовательно, индивидуализация образования — это социальный заказ и потребность общества в индивидуальном развитии личности, уникальности каждого ребёнка. Теоретическое обоснование педагогического опыта Обратимся к понятиям «индивидуальный подход» и «индивидуализация образования»? В современной литературе мы нашли три разных подхода к этому вопросу: 1. Первая группа ученых и педагогов (А.Н. Тубельский, Щедровицкий П.Г.) не разделяют эти понятия [5,8]. 2. Вторая группа - связывают одно с другим и рассматривают «индивидуальный подход» как принцип обучения и воспитания, а «индивидуализацию» как процесс обучения с 14 учетом осуществления этого принципа, т.е. как особую технологию обучения со своими способами, методами. 3. Третьи (Т. М. Ковалева, Л.В. Свирская) [1] разделяют эти понятия и считают, что: Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребенка (реже, как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития. Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результат своей деятельности. Цели и задачи педагогического опыта Цель: проектирование и осуществление образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников на основе индивидуализации. Задачи:  разнообразить формы, методы, приемы для осуществления индивидуализации в физическом развитии дошкольников;  повысить качество образовательной деятельности по физическому развитию. Описание технологии В основе работы с детьми лежит несколько идей: Во-первых, не может быть двух детей, которые развиваются совершенно одинаково. Каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую мы, педагоги, «наполняем» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и педагога (а также родителей) так, что все мы вместе закладываем основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей дошкольного детства (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Только в этом дети приобретут самоуважение, у них появится готовность браться за еще более трудные задачи. Во-вторых, принципиально важна позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагога, который в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ребенком, а ВМЕСТЕ!». Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта В индивидуализации процесса физического развития детей можно выделить несколько этапов: 1 этап - информационно-аналитический. Цель: сбор и анализ данных об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Включает в себя: беседу с медицинскими работниками ДОУ, воспитателями групп, изучение уровня физической подготовленности и развития детей. Итог первого этапа: Мы знаем индивидуальные особенности детей и в соответствии с этим планируем образовательную деятельность. 2 этап - практический. Цель: осуществление процесса индивидуализации на трех уровнях. 2.1. Индивидуализация для всей группы детей.  Создание развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала и Центров «Крупная моторика» в группах в соответствии со Шкалами комплексной оценки качества дошкольного образования ECERS-R  Использование различных дифференцированных заданий во время проведения непрерывной образовательной деятельности по физической культуре. Можно разделить упражнения по каналам восприятия – для аудиалов, визуалов и кинестетиков или по уровням сложности в зависимости от разного уровня физической подготовленности детей. 15  Включение образовательного приема «Муравейник», главной особенностью которого является предоставление свободы выбора в упражнениях детям и возможность учесть при подборе заданий все индивидуальные особенности воспитанников. 2.2. Индивидуализация на уровне подгруппы детей внутри одной группы.  Проведение занятий с подгруппой детей, учитывая интересы воспитанников к тем или иным видам спорта.  Подготовка команд детей к спартакиадам, марафонам, фестивалям;  Организация занятий в рамках оказания платных образовательных услуг кружка «Здоровячок» по авторской дополнительной общеразвивающей программе «Растем здоровыми!» 2.3. Индивидуализация для отдельных детей в группе.  Выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».  Занятия с детьми, потенциал развития которых находится ниже установленных возрастных норм. Итог второго этапа: Ребенок становится активным в выборе содержания образования, делая свой собственный выбор (заданий, партнеров, оборудования, способа деятельности), учится действовать по своему усмотрению или по согласованию с другими детьми, в своем темпе, получая свои результаты 3 этап - рефлексивный. Цель: оценка эффективности собственной работы по индивидуализации в физическом развитии дошкольников. Включает в себя: наблюдение за детьми, диагностику физической подготовленности воспитанников, анкетирование родителей, анкетирование коллег. Итог третьего этапа: на основе самооценки качества образовательной деятельности по физическому развитию детей проведение коррекции своей собственной деятельности и выбор перспективы на будущее. Результативность опыта, достигнутые результаты Опыт работы по данному направлению достаточно эффективен и привел к положительным результатам. Это можно проследить в увеличении числа воспитанников с высоким уровнем физической подготовленности с 35% в 2016-2017 учебном году до 47% в 2018-2019 учебном году. Возросло общее число детей, получивших знаки ВФСК ГТО с 16 (7 золотых, 9 серебряных) в 2017-2018 учебном году до 19 (9 золотых, 10 серебряных) в 2018- 2019 г. Улучшились показатели результативности участия команд воспитанников МБДОУ в спортивных соревнованиях (городская Спартакиада «Малышок», фестиваль по чирлидингу и т.д.) с 2 побед в 2016-2017 учебном году до 5 в 2018-2019 г. 65% родителей воспитанников и 87% педагогов считают, что одной из самых сильных особенностей преподавания в нашем МБДОУ является реализация области «Физическое развитие» (по данным анкет для родителей и педагогов при подготовке Отчета о самообследовании за 2017-2018 учебный год, дата проведения февраль 2019 г.). Диссеминация педагогического опыта Практический опыт работы по индивидуализации в физическом развитии может быть интересен и полезен как начинающим, так и опытным педагогам ДОО, СОШ и дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста. Трудности при использовании данного опыта могут возникнуть, если в образовательной организации (чаще всего это ДОО) нет отдельного спортивного зала, или он совмещен с залом музыкальным.»

Также исследовали тему «Организация и проведение секционных занятий оздоровительной спортивной гимнастикой с детьми дошкольного возраста» Там сказано: «Для изучения психофизического состояния детей старшего дошкольного возраста 21 применялись такие методы исследования, как анализ медицинских карт детей, антропометрия, соматоскопия, комплексное тестирование физической подготовленности детей поступающих в школу, методы логического и математического анализа. Анализ исходного уровня состояния здоровья детей показал, что большую часть составляют дети II группы здоровья. В результате проведенного исследования установлено, что лишь 12% детей старшего дошкольного возраста по результатам углубленного медицинского обследования отнесены к I группе здоровья, в то время как 88 % детей имеют различные функциональные отклонения и хронические заболевания (80% детей отнесены ко II группе, а 8 % - к III группе здоровья) (рис.1). Можно предположить, что соотношение дошкольников I, II, и III групп здоровья при поступлению в школу изменяется в сторону снижения количества детей, относящихся к I группе и увеличения числа детей III группы и даже IY группы, в связи с тем, что в школу поступают и те дети, которые в период дошкольного детства воспитывались в домашних условиях и не ходили в ДОУ. Чаще всего, это дети с ослабленным иммунитетом, часто болеющие, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. Это предположение подтверждается данными НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, согласно которым количество абсолютно здоровых дошкольников составляет лишь 15,1%.»Исследования  психофизического состояния на базе одной школы среди старших дошкольников показали, что 33 процента с низким уровнем физического развития, и возросло количество детей с дефицитом массы тела.

«При комплексном обследовании детей анализировалось состояние функциональных возможностей организма по основным физиометрическим показателям. Предлагаемый комплекс оценивал состояние функционального развития и двигательную подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Большое число детей старшего дошкольного возраста, перед началом эксперимента, по уровню развития физической работоспособности были отнесены к низкому - 20%, ниже среднего - 44%, к среднему уровню - 28 % и лишь 8% - к высокому уровню (по критерию Руфье-Диксона). В результате комплексного тестирования физической подготовленности до эксперимента выявлено значительное число детей по обобщенному среднему показателю отнесенных к низкому и среднему уровню соответсвенно 32% и 42,0%. Экспериментальные занятия по эстетотерапии были направлены, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Основные задачи заключались в следующем: 1. Осознание себя как личность, принятие себя и понимание собственной ценности как человека. 2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. Решение названных выше задач приводит к развитию навыков саморегуляции или, подругому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами. При анализе закономерностей развития детей учитывались: 1) особенности воздействия среды на развитии организма, 2) оптимальный двигательный стереотип как конечный и одновременно промежуточный (базовый для следующего этапа) результат каждого этапа развития как основополагающая цель физического развития, 3) характеристика базовых факторов развития организма. Критерии эффективности методики идентифицировались с критериями протекания процесса подготовки детей к обучению в школе, в качестве которых были определены показатели соматического здоровья, физического развития, физической подготовленности и особенностей становления системы личностных отношений детей в учреждениях с разными образовательными программами.  В ходе применения разработанной методики нам удалось достигнуть значительных приростов результатов у детей в экспериментальной группе в следующих тестах: Вис на согнутых руках - 70%, Равновесие: 71,8% и наклон 86,3% что значительно выше результатов контрольной группы, которая показала следующие показатели прироста: Вис на согнутых руках -15,7% Равновесие 36,1 %, наклон 56, 4%. В тесте прыжок в длину с места в контрольной и в экспериментальной группах наблюдается практически одинаковая динамика. Однако, на наш взгляд, он связан с естественными процессами роста, удлинения конечностей у детей дошкольного возраста и мало связан с применяемой методикой. Уровень выносливости и у контрольной и у экспериментальной группы показали аналогичные результаты. Результаты оценок динамики физической подготовленности, а также оценки родителей и педагогов о состоянии готовности детей к школе позволяет сделать вывод, что методика оздоровительно-спортивной гимнастики с использованием эстетотерапии эффективнее обычных подходов к построению занятий в секциях оздоровительно спортивной гимнастики с детьми старшего школьного возраста. Она способствует не только лучшей физической подготовленности, но и развивает психо-эмоциональную сферу занимающихся, помогает приобщиться к искусству, осознано воспринимать свое тело и уметь им управлять, расширяет спектр эмоций, которые можно показать окружающим.»

Итак, умение управлять своими движениями, своим телом важно для дошкольников не только для того чтобы быть ловким но и влияет на ум, хорошо двигающий ребенок и владеющий своим телом сможет научится владеть и своими эмоциями. А эмоции пробуждают в ребенке любознательность, общительность , что  важно для получения знаний и социального опыта.  Всё это конечно необходимо для готовности к обучению в школе. Что достаточно актуально для современных родителей и педагогов.

    Для  решения  задач умственного развития через физическое воспитание существуют такие методы:

  • Утренняя гимнастика;
  • Подвижные и малоподвижные игры;
  • Соревновательные эстафеты со спортивным инвентарём;
  • Спортивные досуги.

Дети любят игры, и спортивные досуги, а вот утренняя гимнастика нравится не всем детям. Её целесообразно делать интереснее сопровождая тематическими стихами, музыкой и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

«Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

План по самообразованию на тему "Влияние экологического воспитания на здоровье детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему "Влияние экологического воспитания на здоровье детей старшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.Задачи:- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье),  игры разных...